Развитие речевых навыков у дошкольников через игру. |
Логопедия | |||
Автор: Каргина Алена Сергеевна | |||
18.03.2015 11:20 | |||
Развитие речевых навыков у дошкольников через игру. Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. В настоящее время увеличилось число детей дошкольного возраста, которые испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Л.С. Выготский считал, что «с помощью речи ребёнок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему овладеть этим объектом». В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей. Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях. Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку. Игры для развития и обогащения активного речевого словаря А) Дополни предложения - Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью.. - Зайчик летом …, а зимой... - Грибы растут..., а огурчики — на... - Рыба живет в..., а медведь — в... - Сахар сладкий, а лимон... - Днем светло, а ночью... Б) Закончи предложение Дети по очереди заканчивают каждое из предложений: Я хочу... Я умею... Я помогу... Я принесу... Я спою... В) Скажи какой - Карандаш — новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный... - Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший... - Цветок — душистый, весенний, лесной, яркий, маленький... - Река — быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая... - Мама — добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая... Игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними А) Веселая семейка Правильно назвать животных и их детенышей. - Мама — лиса, папа — лис, малыши — лисята. - Петух, курица, цыплята. - Кот, кошка, котята. - Гусь, гусыня, гусята. - Медведь, медведица, медвежата. Б) Большой — малый Подобрать ласкательное слово.
В) Поймай мяч Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.
Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение А) Согласие — несогласие Задача педагога — формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение. Воспитатель. Сегодня будет дождь. Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое. Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края. Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка). Воспитатель. Это — рыба. Дети. Нет, это не рыба. Это — мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет. Б) Рассказ-небылица Задача педагога — учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что». После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили. Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям! Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии! Игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха А) Новое словообразования В слове заменить гласный звук [у]: белка — булка, река — рука, дать — дуть. Заменить гласный звук [о]: сам — сом, рама — Рома, касса — коса, раса — роса. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|