Сообщение к педагогическому совещанию, на тему: «Роль дидактической игры в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи» |
Логопедия | |||
Автор: Трунова Ирина Сергеевна | |||
08.02.2015 15:08 | |||
Дидактические игры широко распространенны в системе дошкольного образования. Они известны, как игры обучающего характера, или игры с правилами. Но обучающая задача не выступает в них прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать её, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры. Дидактическая игра имеет определённую структуру, и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровые действия, игровые правила.
Дидактические задачи, игровые действия, игровые правила тесно взаимосвязаны. Каждый структурный компонент дидактической игры напрямую зависит от обучающей задачи, и подчиняется ей. Игровые действия невозможно определить, не зная поставленной задачи, игровые правила способствуют решению обучающей задачи. Дидактические игры выполняют важную роль в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи. ЦЕЛЬ: ребёнок, свободно владеющий навыками и механизмами речи (дыханием, голосом, артикулированием звуков, дикцией, интонацией, речевыми реакциями) выразительностью речи: многообразие интонаций, умение пользоваться паузами, тембром голоса. Группа младшего дошкольного возраста – задачи: развитие артикуляционного голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха. Обучение правильному произношению звуков, слогов, и слов, развитие различных средств интонационной выразительности. Дети 3-4 лет хотят действовать всё более самостоятельно, поэтому часто не дослушивают задание до конца. Следует заботиться о создании в игре благополучной эмоциональной сферы. Полезны и интересны детям этого возраста все возможные игры со словом. Словесные дидактические игры - это фольклор, например: игра «ЛАДУШКИ», «СОРОКА-ВОРОНА», «ГУСИ-ГУСИ», «ДОЖДИК», в игре «ДОЖДИК», ребёнок учиться соотносить свои действия с заключительными словами: «Дождик, дождик, пуще, дадим тебе гущи, Дадим тебе ложку, хлебай понемножку!» В игре «Пошёл котик на Торжок», дети сначала знакомятся с котиком (игрушкой), который раздаёт им подарки (пирожки). В игре «Прыгали мишки», воспитатель артистично показывает движения, а малыши выполняют движения. Эта игра активирует артикуляционный аппарат, придаёт речи ритмическую упругость, которая подкрепляется выразительными движениями. В мл. группе дидактическая игра может охватывать всё занятие. Воспитатель проводит музыкальные дидактические игры на различие динамики: «Тихие и громкие звоночки», звуковысотных соотношений: «Птица и птенчики», на имитацию игровых образов. В таких играх дети воспроизводят их ритмические основы, силу звука. В дидактической игре нередко используется драматизация. Имитация образов животных, героев любимых сказок, способствует выражению отношения детей к изображаемому явлению через мимику, интонацию, жесты. В дидактическую игру: «Музыкальный теремок», включены музыкально - дидактические здания, объединение единой игровой ситуацией. К плоскостному домику с окошком ведёт музыкальная лесенка (металлофон), каждый персонаж (ребёнок) подбегает к домику и придумывает свои ритмические группировки, характеризующие бег героя. Не вопрос: «Кто живёт в теремке» - каждый герой отвечает своей песенной импровизацией. В этой игре тесно сплетаются различные виды деятельности и действия (подобрать на предложенную музыку, характерные для данного персонажа движения), дать музыкальный ответ, изобразить при помощи мимики, интонации своего героя, назвать его, игра может существенно разнообразиться и усложниться, если ввести новых персонажей, изменить задания и условия, в которые попадают герои. Например, в теремок могут прибежать белка и лесная собачка, муравей, которые принесут с собой припасы на зиму, интересные игрушки, новые песенки, использование подвижно-дидактических игр определяет оттенки грустного и радостного настроения, например: ирга: «Солнышко и дождик», «На, что похоже?», «Обезьянка в цирке». К концу года дети могут эмоционально, с интересом включаться в игру: использовать в самостоятельной игре дидактические материалы, сохранять интерес к процессу игры, взаимодействовать со сверстниками. Группа среднего дошкольного возраста – задачи: формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, речевого дыхания, умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. Знакомство с терминами: «звук», «слово», с помощью специальных игр. У детей 4-5 лет расширяется словарный запас, уточняются знания об окружающем мире, развивается воображение, совершенствуется восприятие, мышление. В этом возрасте ребёнок уже имеет опыт словесной дидактической игры. Ему всё интересно, он много хочет знать и многому может учиться; понимает, что правильно, а что нет, может оценивать речевые высказывания сверстников. В дидактических играх воспитатель должен побуждать ребёнка к рассуждениям высказываниям, манипулированию словом, звуками, сочинению, фантазированию. В игре «Волшебные звуки», развиваем слуховое внимание детей, побуждаем их представить себя на деревенском дворе и «услышать» звуки, которые могут раздаваться вокруг. Усвоив правила, ребята достаточно свободно проявляют себя в движениях и интонациях, могут передать настроение того или иного персонажа. Так же применяется игра - инсценировка произнесение отдельных слов и предложений с разной интонацией, силой голоса и темпом речи. На занятиях по обучению грамоте часто используют игры, загадки и упражнения на подбор предметов или игрушек в названии, которых есть заданный звук. Использование чистоговорок, чтение считалок, небольших стихотворений для отработки дикции играет важную роль в развитии интонационной выразительности речи. Развитие речи в словесных играх эффективно при использовании движения и драматизации. Детям предлагаем на различение скорости произнесения слов в сочетании сдвижением: «Карусель», «Дождик кап-кап», «Угадай, кто в лесу?», «Кто Я?». Игра со звуками традиционно используется в музыкально - дидактических играх. Проводятся игры с элементами творчества: «Подбери нужный тембр», «Узнай, песню по ритму», «Послушай, звуки леса». Игры на развитие музыкально – слуховых представлений: «Лесенка», «Высоко - низко», «Определи настроение». В этом возрасте нужно постоянно разнообразить содержание дидактической игры, обновлять игровые сюжеты. Группа старшего дошкольного возраста – задачи: совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной и выразительной речи. Изменение громкости голоса и темпа речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания. Дифференциация звуков изолированно, в словах и фразовой речи. Определение позиций звука в слове (начало, середина, конец). Дети 5-6 лет проявляют в дидактических играх самостоятельность и устойчивость внимания, повышенный интерес к решению умственных задач. Для развития фонематического слуха и интонационной выразительности речи, в этом возрасте так же используется скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Воспитатель проводит дидактические игры. Упражнения или игры на знание пословиц, потешек, поговорок на разную тематику. Самодельные баклуши, трещётки, свистульки знакомят детей с необычным звучанием. Игры – загадки: «Угадай, на чём я играю?», позволяют выделить и запомнить тембр редко звучащего инструмента. Такие игры проводятся без поспешности, в них дидактическая задача ставится одновременно с художественной. Персонажи выступают в игре, в стихотворных образах: «Волк забрался на скамейку, в лапы взял свою жалейку, чтобы стало веселей, сил жалейка, не жалей!» Дидактические игры по известным сказкам могут придумывать взрослые вместе с детьми. В этих играх ребята могут подбирать пословицы и поговорки, отражающие нравственный смысл сказки (пословицы – «Белые руки, чужие труды любят»), подходят к сказке «Лиса и Дрозд», пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь», к сказке «Лиса и кувшин». В играх со словом ставятся задачи на развитие фонематического слуха, пополнения словаря, освоение речевых конструкций. Используется игра на дифференциацию свистящих, шипящих звуков и сонаров, твёрдых и мягких звуков. В дидактической игре: «Кто заметил больше небылиц?», перед детьми стоит следующая игровая задача: заметить, как можно больше нелогичных ситуаций (небылиц), отличать реальное от выдуманного, что само по себе довольно сложно, ведь в тексте всё перемешалось. Используя приём драматизации, воспитатель нацеливает детей на прочувствование проигрываемой ситуации, осознавая действия персонажей: бывает так на самом деле или не бывает. Интерес к игре возрастает, если дети могут самостоятельно моделировать реальные и вымышленные ситуации. Творческий подход к игре делает ей более живой, расширяет границы фантазий, направляет мышление детей по не шаблонному пути. В музыкально - дидактических играх, используются специальные наглядные пособия, позволяющие ребёнку чувствовать себя уверенно в мире музыкальных звуков. Дети 5-6 лет уже умеют самостоятельно играть в дидактические игры, они играют в настольные игры, знакомые подвижные дидактические игры, повторяют действия, которые усвоили на занятиях с воспитателем. Подготовительная к школе группа – задачи: совершенствование произношения звуков, дифференциация определённых групп звуков (свистящих, шипящих, звонких и глухих, твёрдых и мягких), формирование умения произвольного изменения силы голоса, и тембра, темпа произношения и интонации (ласково, сердито, радостно, грустно). Работа над дикцией, ознакомление с фонематической структурой слова и развитие звукового анализа слова. В подготовительной группе дидактическая игра должна стать одной из важнейших ступенек подготовки детей к школе. Особенность дидактической игры состоит в том, что дети будут играть в ней, если она будет занимательной, эмоционально захватывающей. Тогда появится усидчивость, уверенность в выполнении игрового действия, уверенность в правильном ответе, оказании помощи товарищу. Коллективный характер товарищества проявляется в совместной игре, побуждает детей рассуждать, сравнивать, обмениваться мнениями, спорить, поддерживать друг друга, уважать мнение друг друга, просить помощи и совета. Значительно усложняется дидактический материал, который воспитатель предлагает в виде карт, чертежей, рисунков, схем. В играх дети воображают героев, используя определённые жесты, мимику, интонацию, силу голоса. Разыгрывают комичную, фантастическую ситуацию, события из реальной жизни. Дети запоминают 6-7 и более небылиц, а также придумывают их самостоятельно. Если переложить на музыку настроение таких игр, то дети самостоятельно смогут определить какая музыка больше подходит. Это может быть гротесковая, юмористическая, шутливая форма выражения, которая поможет отметить интонацию, создать нужное настроение, например: «слышишь громкий вой летающих по небу медведей», и «радостный визг поросят», и «свист ветра», и «хохот зрителей», показывающих на происходящие пальцами: «медвежата летят, толстопятые кричат – у-у-у, мы летим в Москву. Поросята летят ещё больше кричат: хрю-хрю-хрю, полетим на луну!» В этих играх дети должны внимательно следить за каждой строчкой, музыкой, чтобы успеть вовремя, сделать движение и мимику. В этом возрасте можно использовать игры «перевёртыши», из серии: «узнай моё настроение», в этих играх словесные и музыкальные тексты несут противоположную интоннационо - смысловую нагрузку. Происходит несовпадение слов с музыкой. Детям нелегко рассказать подлинное состояние персонажа, от имени которого идёт повествование, например: «Я плачу» - я плачу, целый вечер, совсем не хохочу. Я очень загрустила, гулять я не хочу». Интонация грустная, музыка весёлая. Очень важным моментом игр является использование наглядного пособия. Особо любимые детьми – это игры, которые дети сделали своими руками. Таким образом, можно сделать следующие выводы: к концу дошкольного детства, у детей накапливается достаточно большой опыт дидактической игры. Дидактическая игра оказывает важную роль в формировании интонационной выразительности, развитие их интеллектуальных форм.
|