Использование информационно коммуникационных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи |
Логопедия | |||
Автор: Калатинская Анна Александровна | |||
10.02.2015 08:48 | |||
Мы живем в XXI веке, веке информации. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Компьютер становится лучшим помощником педагога как при работе с детьми, так и при работе с родителями. Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) откры¬вает перед нами новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекци¬онного процессов. Я работаю учителем-логопедом в МБДОУ№114. Нашу группу посещают дети старшего и подготовительного возраста с диагнозом "заикание". В своей работе мы поставили перед собой задачу создания системы использования инфор¬мационно коммуникационных технологий, которые будут способствовать коррек¬ции речевых нарушений детей и не навредят их здоровью. Мы выделили следующие направления использования информационно коммуникационных технологий, которые доступны для работы с дошкольниками: создание собственных мультимедийных проектов; использование Интернет- ресурсов; использование компьютерных игр. Наиболее эффективная форма организации работы с использованием ИКТ в детском саду – проведение занятий с применением мультимедийных презентаций. Слово «презентация» в переводе с английского языка означает «представление», «показ», т.е. презентация – это красивый, наглядный показ какой-либо информации. Мультимедиа презентации, включают в себя анимацию, аудио- и видео-фрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – и являются наи¬более распространённым видом представления демонстрационного материала. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. В нашей группе медиа занятия проводятся или в мини-кинозале, или в кабинете учителя-логопеда, оборудованном компьюте¬ром (ноутбуком), мультимедийным проектором, экраном, с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Мультимедийные презентации которые применяют на своих заняти¬ях и учителя - логопеды, и воспитатели используются как для группового так и для индивидуального обучения. Презентации могут использоваться как целое занятие, скоро вы отправитесь в путешествие в Город Красивой речи или как его часть.: например, в занятия включены задания: В этом случае презентация может быть включена в любую часть занятия: например, в организационном моменте могут быть использованы загадки, и ребусы игры на узнавание неречевых звуков: игра "Угадай звук", в основную часть логопедического занятия можно включить наглядный материал по лексическим темам, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы. Также физкультминутку для детей тоже может провести компьютер. Заключительная часть занятия может содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу. При работе с детьми с диагнозом «Заикание» мы используем видео зарисовки природы в сопровождении аудиозаписи шуршания листвы, журчания ручья, всплеска волн, пения птиц, и др. С помощью мультимедийных презентаций с детьми разучиваются комплексы пальчиковых и артикуляционных гимнастик. На экране монитора по¬являются картинки-символы различных артикуляционных упражнений: «Каче¬ли», «Вкусное варенье», «Грибок», «Чашка», «Лошадка», «Змейка» - эти и другие упражнения дети выполняют, глядя на экран. В ДОУ создан банк мультимедийных презентаций для работы с детьми по коррекции речевых нарушений разработанный в соответст¬вии с лексическими темами (например: «Посуда», «Одежда», «Игрушки», « Осень», «Ово¬щи», «Фрукты» и др.). Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме. Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны. Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка: • Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 3 раз в неделю. • Регулярно проводить гимнастику для глаз. • Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра. Таким образом, информатизация образования открывает педагогам новые пути и средства коррекционной работы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с тяжелыми нарушениями речи.
|