Это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, т.к. логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего речевыми нарушениями. Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, нарушения голоса, а также заикание.
Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Практический опыт коррекционно-педагогической работы с лицами, страдающими речевыми расстройствами показывает, что применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект. Привожу простой вариант массажа лица и органов артикуляции. Он адаптирован для родителей и его несложно делать. В каких случаях можно рекомендовать эти упражнения? 1. В шесть-семь месяцев у ребенка не появился лепет 2. При произнесении звуков ребенком создается впечатление, что он это делает с трудом, у него "неловкий" язык и "непослушные" губы 3. Ребенок легко произносит звуки, но они нечеткие "смазанные" 4.У ребенка наблюдается поиск артикуляции, он не понимает, как уложить язык и губы для произнесения звука/слова/слога. *Важно также помнить, что массаж должен нравиться ребенку. *Начинать надо постепенно, с упражнений, которые приятны ребенку, ими же и заканчивать. *Наращивать упражнения постепенно, пропускать те, что категорически не нравятся ребенку. *Предлагать делать часть упражнений самому. Возможно, он начнет с вас или с мишки, а потом будет делать уже на себе. *Массаж лица и органов артикуляции 1. Массаж мышц лица. Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья) движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки. Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков - вниз. Упражнение № 2. Похлопывание пальцами по лицу ребенка «Побежали пальчики». Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам и губам ребенка. Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно. Упражнение №4. Похлопывание указательным и средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м...» Упражнение №5. Игра «Звонок». Произносится нараспев: - «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении №3) - «Потолок» (прикоснуться ко лбу) - «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и верхней губе) - «И - звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа). Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша. Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту. Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну. 2. Массаж ротовых мышц Используется массажная зубная щетка или палец взрослого. 1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки. 2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении. 3. Помассировать верхнегубные мышцы ребенка: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе. 4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца. 5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у». 6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба» 7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м». 8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева. 9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи. 10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та». 3.Приемы массажа языка Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой Поглаживание языка в различных направлениях: § от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы); § от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы); § круговые, спиралевидные движения. Похлопывание языка, начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно. (Ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы). 1. «Прокачивание» — легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель или щетку. 2. Массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком). 3. Покалывание языка (щетинкой зубной щетки). 4. "Перетирание" языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком.
Желаю вам и вашим деткам успехов в освоении красивой и правильной речи!
|