Наталья Сергеевна Прищепёнок Методист МОАУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества г. Киров
Заинтересованные в развитии правильной речи ребёнка взрослые используют эффективные и интересные, в первую очередь для самого ребёнка, методики. А что всего интереснее? Правильно, игра! Тем более, в младшем школьном возрасте, когда, как нам известно, игра является ведущим видом деятельности. В процессе игры ребёнок становится активно действующим лицом. Игр таких великое множество. Наряду с профессиональным логопедом, после его подробной консультации, в них могут играть с ребёнком и родители, находясь в домашней обстановке или на отдыхе — в любую свободную минутку.
Например, игра «Расшифруй слова». Представляем, что мы — юные разведчики-скауты, и нам нужно, глядя на картинку какой-либо местности, понять, что за слово зашифровано в подписи с пропущенными буквами. А буквы в слове необходимо зашифровать именно те, над которыми в данный момент ребёнок работает со своим логопедом. Проговаривая правильно слово, ребёнок повторяет звуки, и это не просто упражнение, а именно игра — и тренировка приносит только радость, от чего усиливается эффект и улучшается результат. Чтобы было ещё интересней, можно построить пирамиды. Вырезаем из плотного картона карточки в виде равносторонних треугольников количеством 36 штук и на их сторонах пишем слова с пропущенными буквами и эти самые буквы. Задача — сложить треугольники правильными сторонами, чтобы слово совпало с пропущенной в нём буквой. А потом снова прочитываем, правильно произнося звуки. Для расширения словарного запаса игру можно усложнить: выстраивать пирамиду противоположностей — на разных гранях подобных треугольников пишем слова-антонимы и прикладываем друг к другу соответствующие слова. А ребусы? Это великолепное изобретение человечества! Ребусы учат правильно чувствовать слово, позволяют вспомнить его написание, включают воображение и логическое мышление. Поистине непревзойдённая вещь эти ребусы! Кстати, если у вас не хватает времени на создание базы для подобных игр, можно просто купить их уже в готовом виде, они существуют в полиграфическом исполнении.
А ещё можно поиграть с ребёнком в кубики! Но не простые, а на самом деле волшебные. Вырезать развёртку кубика, если не получится сделать её самим, можно поискать в Интернете. Сделать 12 штук. На гранях кубиков нарисовать не привычные и обычные буквы, а слова, рисунки продуктов с разным вкусом, предметы, прямоугольники. Некоторые грани просто раскрасить в разные цвета. Кубики научат ребёнка различать понятия, говорить о них, связывать воедино разные оценочные категории. С помощью таких кубиков можно привлечь внимание малыша к предметному словарю, развить фразовую речь. Кубики на начальном этапе самый подходящий для развития речи материал. Самые маленькие могут строить из них башни, гаражи, стены, повторяя за взрослым названия предметов, нарисованных на гранях кубиков: «Это зонт, а вот мяч», а взрослый будет следить за правильным произношением звуков. Они могут и поспособствовать важнейшему умению в жизни человека — вербальной коммуникации. Просто играя с ребёнком в кубики, вы сможете научить его говорить правильно. Хотя эти кубики не так просты, как казалось бы. На их основе можно сыграть в целых восемь игр! Когда будет накоплен минимальный активный словарь для более сложных игр, можно предложить ребёнку знакомство с сенсорными эталонами. Для этой игры выберем кубики с разноцветными гранями и предметными цветными картинками. В этой игре сравним цвета кубика и предметов, и найдём одинаковые. Нужно показать ребёнку, что эти кубики можно поворачивать, что все грани у них разные, и на них можно рассмотреть картинки. Взрослый может попросить малыша показать какой-нибудь предмет — стул, куклу, машинку; определить, что съедобно, а что нет; найти такие же, как на кубиках, предметы, вокруг себя. Следующий этап развития — игра номер три. Цветные картинки заменим на чёрно-белые. Пусть ребёнок ответит, какого цвета предметы? Взрослый показывает цветную сторону кубика, а ребёнок выбирает предметы, и формулирует фразу, например: «Красный дом, красный мяч». Для новой игры возьмём кубик с цифрами и кубик с предметами (ягода, груша, малина, кот, кукла, стул). Кубики поворачиваются, каждый раз перед ребёнком возникают новые грани с очередным предметом и следующей цифрой. Используя кубик с цифрами, можно добавлять любые из сторон, составляя словосочетания: один круг, семь стульев. Игра с такими волшебными кубиками развивает мышление — логическое, абстрактное. Например, если взять кубики с геометрическими фигурами и с предметами (конфета, торт, камень, дверь, подушка), то можно найти к каждой фигуре соответствующий по форме предмет: овальная конфета, круглая конфета и т. д. Можно найти все предметы одинаковой формы. Как же использовать в игре кубики с прямоугольниками на гранях? Эти прямоугольники — не что иное, как обозначения понятий: низкий — высокий, узкий — широкий, маленький — большой. Переворачиваем кубик и получаем новое понятие. Соединяя их с предметными гранями кубиков, можем изменять размеры, например, дома: низкий дом; переворачиваем кубик — и сразу получаем высокий дом. Так развивается и абстрактное мышление. С помощью кубиков, на которых нарисованы картинки и сенсорные эталоны (цвет, форма, размер, вкус) ребёнок может составить длинное предложение, характеризующее какой-либо предмет. «Это арбуз. Расскажи, какой он?»,- показывая картинку сладкой ягоды, просит взрослый. Ребёнок, выбирая соответствующие грани кубика, характеризует предмет: «Арбуз большой, круглый». Если ребёнок уже умеет читать, но имеет ограниченность в понимании речи или низкую речевую активность, можно использовать для игры кубик с напечатанными словами. Используя его в каждой игре, мы формируем умение составлять более пространственные конструкции: «Это красный мяч», «Там большой дом» и т. п. Если же усложнять игры с нашими волшебными кубиками дальше, то я бы посоветовала нарисовать на их гранях схематичные изображения разных действий, которые ребёнок осуществляет ежедневно в своей обычной жизни — спать, сидеть, бежать и т.п. И предметы, которые с этими действиями связаны: кровать, диван и т.д. На других гранях написать предлоги (под, в, на) с графическим изображением, наклеить фото, рисунки людей, животных, которые окружают ребёнка: бабушки, мамы, папы, дедушки, брата, сестры, тёти, кошки, собаки, попугайчика — кто для ребёнка наиболее значим. Так мы лично ориентируем процесс обучения правильной речи. Это в случае, если с ребёнком будет заниматься кто-то из близких родственников. Если же данными кубиками будет пользоваться специалист-логопед, изображения могут быть просто общепринятыми рисунками. В играх с такими кубиками происходит развитие речи с использованием заданной схемы действий и формируется грамматическое построение речи ребёнка. Эти замечательные кубики сами объявляют на весь мир главную цель маленького человека: «Я буду говорить!» (кстати, если вам некогда клеить и рисовать такие кубики самостоятельно, их можно найти в Интернете, в фабричном полиграфическом исполнении эти кубики именно так и называются, «Я буду говорить»). Всего двенадцать небольших кубиков, а сколько радости, развлечения и, главное, обучения и развития они могут дать, если попадут в руки к умному, понимающему и заботливому взрослому и заинтересованному ребёнку! Удовольствие от игры — это не единственная награда тем, кто понимает, как важно развивать ребёнка, играя с ним. «Мы говорим!», - воскликнете вы вместе с ребёнком, и это будет настоящая победа для всех. Кубики! Символ детства. Башню из кубиков строил Карлсон, а сверху на его башне лежала трогательная фрикаделька. Кубики — повод для знакомства — она сидит и строит, а я как подойду, к-а-а-к всё разломаю! Вот и познакомились... Детские кубики — предтеча будущих взрослых архитектурных и не очень сооружений. Сколько городов было построено из этого удобного строительного материала! Ну и пусть, что они почти сразу же перестраиваются во что-нибудь новенькое. Облик многих настоящих городов тоже далёк от первоначального, а Карфаген так и вообще разрушили навсегда. Кубики — пропуск в мир большой литературы. Многие из нас научились читать именно благодаря кубикам, где каждой картинке соответствовала своя буква. Они ещё такие деревянные были. А кстати, почему до сих пор нигде в мире нет памятника обычным детским кубикам? Кубику Рубика есть, и кубику сахара-рафинада, да и то не в России — в Гомеле (Беларусь) и в Дацине (Чехия). Маленькие и побольше, из дерева, картонные или пластмассовые, детские кубики положили себя на алтарь развития стольких детей, что уже пора увековечить их в каком-нибудь достойном материале, более прочном, чем они сами. Ведь не зря в них, и в другие не менее уважаемые игры, которые учат нас говорить хорошо и правильно, играем мы уже не одно десятилетие! Надо только помнить несколько основных правил игровых занятий. - Они должны быть интересными и приносить радость. Нельзя заставлять ребенка что-то делать, если он не может или не хочет. Занятия по развития речи должны опираться на конкретные впечатления ребёнка. Занятия должны быть очень короткими. Лучше повторять их в разное время, чтобы они стали для ребёнка привычной и долгожданной приятной деятельностью. Главное, не жалейте усилий! Время, вложенное вами в подготовку занятий с использованием игровых методик, не пропадёт зря, ведь и эти силы, и это время — инвестиции в наше общее будущее. Ясно излагающий человек сможет донести до общества все свои мысли, и как знать, возможно сделать его, наше общество лучше. А мы будем горды тем, что говорить и мыслить правильно научили его именно мы. Практически, играя!
|