Черкашина Ирина Владимировна Учитель-логопед, высшая категория МБ ДОУ детский сад общеразвивающего вида № 52 "Голубой вагон" г.Батайск Ростовская область
Пояснительная записка. Конспект занятия является демонстрацией опыта работы учителя-логопеда в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (I год обучения) на логопункте ДОУ. Представлено фронтальное занятие по формированию лексико-грамматического строя речи, на тему: «Овощи. Огород.». Для своего показа логопед выбрала лексико-грамматическое занятие, так как нередко к старшему дошкольному возрасту выясняется, что лексико-грамматические категории у детей страдают. В этом возрасте дети ещё продолжают учиться осваивать родной язык, и задача педагога – помочь им в этом. Опираясь на общеобразовательную программу, мы знаем, что к концу I квартала у детей в достаточной степени накапливается словарь об осени и осенних явлениях, этому способствует вся текущая педагогическая работа. Поэтому занятие логично вошло в систему планирования группы.
В конспекте изложены тема, цели, задачи, план и ход проведения логопедического занятия. В логопедическом занятии необходимо выдерживать чёткую структуру построения. Каждая часть занятия выполняет свою определённую цель. В занятии логопедом сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям. Для достижения целей занятия используются все группы методов: наглядный, словесный, практический, которые отображают одну тематику и взаимосвязаны. Использованный комплекс методов позволит повысить результативность – освоение детьми лексико-грамматических категорий. Данные методы раскрываются при использовании разнообразных приёмов. Из основных приёмов, используемых в логопедии, для занятия были отобраны следующие: образец речи педагога, вопросы, речевые пояснение к действиям. Кроме того, обучение опирается на наглядные и практические приёмы: использование иллюстративно-наглядного материала, подобранного в соответствии с возрастными особенностями детей. Широко использовались дидактические игры и упражнения. На занятии выстраивается личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения предвосходящей оценкой, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них. В ходе занятия активизируются следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием, составлением предложений; логическое мышление, зрительное восприятие (через разрезные картинки). Как необходимый элемент логопедического занятия широко используются задания на развитие мелкой и общей моторики (релаксация, пальчиковая гимнастика, практическая работа с пособием сделанным руками логопеда).
(Первый год обучения) Программное содержание: 1. Активизация пассивного и активного словаря по теме : “Овощи” 2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных. 3. Учить образовать уменьшительно-ласкательную форму существительного. 4. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление. 5. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.
Оборудование: Картинки с изображением овощей, сюжетная картина по теме «Сбор урожая», наборное полотно, муляжи овощей, мяч; вязанные стручки гороха (с кнопочками внутри) застегивающиеся на молнию, коробочки где вязанные горошинки (с пришитыми кнопочками) смешаны с фасолью.
Ход занятия: I Организационный момент. Релаксация. Логопед: Сегодня на занятии мы превратимся в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли-росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление) Логопед: Молодцы! II Изучение новой темы. Игра «Четвертый лишний» Логопед: Ребята, я сейчас покажу вам картинки, а вы мне скажите, что лишнее. Логопед: Картошка, капуста, редис, яблоко. Дети: Яблоко! Логопед: Помидор, огурец, тыква, малина. Дети: Малина! Логопед: Кукуруза, баклажан, перец, лисички. Дети: Лисички! Логопед: Молодцы! Хорошо справились с заданием! А почему лисички, малина, яблоко лишние? Дети: Потому что это не овощи. Логопед: Правильно! Сегодня мы с вами поговорим об овощах! Скажите, а где растут овощи? Дети: На огороде. На земле и под землей. Игра «Что как растет?» На доске выставляется наглядное пособие «Как растут овощи» Логопед: У моркови, свёклы, картофеля, репы - плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй; Логопед: Ау огурца, капусты, кабачка где растут плоды? Дети: Плоды растут на земле. Логопед: У помидора, гороха, перца. Баклажанов? Дети: Плоды растут на веточках. Логопед: Правильно! Молодцы! III Развитие связной речи. Беседа об овощах с рассматриванием картины. На наборное полотно выставляется сюжетная картинка «Сбор урожая» Логопед: Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано? Дети: Осень. Логопед: Что делают люди? Какие овощи они собирают? Куда они их складывают? Обсуждение картины. Игра «Собираем урожай!» Логопед: А сейчас я буду показывать картинки, изображающие овощи, а вы будете составлять предложение про то как собирают этот овощ. Логопед показывает морковь, капусту, картофель, редис, огурец, кукурузу и т.д. Дети: Морковь выдергивают; капусту срезают; картофель выкапывают, редис выдергивают, огурец срывают, кукурузу обрывают и т.д. Логопед: Вот какие мы молодцы! Весь урожай собрали правильно! Теперь пора отдохнуть. IV Пальчиковая гимнастика. 1. Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу), Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках): Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох! .. (хлопок в ладоши) 2. Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках) Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы): Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!..(хлопок в ладоши) 3. Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки). И ножиком этим крошить начала (загибаем по-очереди пальцы): Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох!..(хлопок в ладоши) 4. Накрытые крышкой, в душном горшке ( накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак - в ритм стихотворения меняем руки) Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем по-очереди пальцы на руках): Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла. Ох!...(хлопок в ладоши) И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу) V Образование относительных прилагательных от существительных. Дидактическая игра “Повар и овощи” Логопед: Ну вот отдохнули, а теперь из собранного нами урожая давайте приготовим что-нибудь вкусное. Логопед: Сделаем из овощей салат. Какой получился салат? Дети: Получится овощной салат. Логопед: Салат из капусты? Дети: Капустный. Логопед: Из свёклы? Дети: Свекольный. Логопед: Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? Дети: Кабачковая. Логопед: Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре ? Дети: Картофельное. Логопед: Из помидор сделаем сок - томатный сок. Много вкусных блюд можно приготовить из овощей. VI Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного. Игра «Назови ласково» (с мячом). Логопед: Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно. Помидор – помидорчик; морковь-морковочка Огурец – огурчик; тыква – тыковка; Лук – лучок; свёкла – свёколка; Чеснок – чесночок; капуста – капустка; Горох – горошек; картошка – картошечка. Логопед: Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше. VII Развитие мелкой моторики. Детям раздаются вязанные стручки гороха (с кнопочками внутри), коробочки где вязанные горошинки (с пришитыми кнопочками) смешаны с фасолью. Логопед: Ребята посмотрите, все горошинки разбежались и смешались с фасолью. Давайте мы с вами соберем наши горошинки и вернем их домой, крепко присоединив к стручку, чтобы они больше не убегали. Логопед: Молодцы! Все справились и вернули горошинки в домики, а теперь застегните стручки на молнию. VIII Итог. Логопед: О чём мы говорили на занятии? - Что вы нового узнали об овощах? - Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии - А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание: За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.
|