Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический проект «Тико – конструирование»
Конструирование
Автор: Шаралапова Марина Вячеславовна   
26.10.2024 16:54

Педагогический проект «Тико – конструирование»Педагогический проект «Тико – конструирование»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Ленинградская область Гатчинский район п. Торфяное д.43а

по образовательной области: «Познавательное развитие»

сроки реализации 2022-2024 учебный год

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Шаралапова Марина Вячеславовна

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации в целом. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности -главные задачи, которые стоят перед педагогом в рамках ФГОС. Эти задачи требуют создания особых условий в обучении, в связи с этим огромное значение отведено-конструированию.

Актуальность ТИКО-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как являются отличным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей.

Скачать проект

Скачать мастер-класс

Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.

Конструктор ТИКО используя детьми в собственной деятельности помогает ориентироваться на плоскости и в пространстве, дети общаются, работают в паре, в группе, в коллективе, конструируют поделки обьемные, плоскостные, увлекаются самостоятельным техническим моделированием.

Для ребенка очень важен результат его творческой деятельности, который можно наглядно продемонстрировать, что повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к развитию инженерного мышления, к познанию нового.

Цель: Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

Образовательные задачи:

  • Формировать представления о плоскостных и объемных (понятия «объем», «куб») геометрических фигурах.
  • Расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса
  • Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение)
  • Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений
  • Создавать условия для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
  • Формировать представления о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

Ожидаемый результат: 1 год обучения (3-4 года)

По окончании дети должны знать:

  • основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник)
  • понятия «один»«много»
  • числа от 1 до 3.

По окончании дети должны уметь:

  • сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству
  • ориентироваться в свойствах: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, длинный — короткий, красный — синий — желтый — зеленый
  • считать и сравнивать числа от 1 до 3
  • ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также — над, -под, -в, -на, -за, -перед
  • конструировать плоские фигуры по образцу, по схеме.

Ожидаемый результат: 2 год обучения (4-5 лет)

По окончании дети должны знать:

  • плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция)
  • различные виды многоугольников
  • числа от 1 до 5.

По окончании дети должны уметь:

  • сравнивать и классифицировать многоугольники по 1-2 свойствам
  • ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»
  • считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до5)
  • конструировать плоские и объёмные конструкции по образцу, по схеме.

Объем образовательной нагрузки

Программа разработана для детей дошкольного возраста.

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 15 мин/ 20мин

Группа включает 15 детей.

Занятия проводятся вне образовательной деятельности.

Форма обучения очная.

Срок реализации программы 2 учебных года.

Содержание проекта

Проект «ТИКО — мастера» позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с «ТИКО» — Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения

Проект «ТИКО – мастера» включает в себя по 18 занятий.

 

Вторая младшая группа 3-4 года

Название темы

Цель

«Знакомство с Зайчонком ТИКО»

Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.

Учить соединять ТИКО-детали.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

ТИКО-поделки:Зайчонок ТИКО

«Печенье для Зайчонка»

Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.

Учить соединять ТИКО-детали.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

ТИКО-поделки: Печенье для Зайчонка.

«Ёжик в гостях у Зайчонка ТИКО»

Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.

Развивать умение классифицировать по цвету.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

ТИКО-поделки: Ёжик.

4.Занятие

«Грибы»

Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.

Развивать умение классифицировать по цвету.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

ТИКО-поделки: грибы.

5.Занятие

«Зайчонок с Ёжиком соревнуются»

Цель: Классификация геометрических фигур по размеру.

Развивать умение классифицировать по размеру.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Осваиватьпонятия «короткий - длинный».

ТИКО-поделки: - грибы

6.Занятие

«Беговые дорожки»

Цель: Классификация геометрических фигур по размеру.

Развивать умение классифицировать по размеру.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Осваиватьпонятия «короткий - длинный».

ТИКО-поделки: беговые дорожки.

7.Занятие

«Морковка для Зайчонка ТИКО»

Цель: Классификация геометрических фигур по форме.

Развивать умение классифицировать по форме.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Осваивать понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький».

ТИКО-поделки: морковка.

8.Занятие

«Домик для Зайчонка ТИКО»

Цель: Классификация геометрических фигур по форме.

Развивать умение классифицировать по форме.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Осваивать понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький».ТИКО-поделки: домик.

9.Занятие

«Лиса в гостях у Зайчонка ТИКО»

Цель: Учить   классифицировать диких и домашних животных.

Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Осваивать понятие «пятиугольник».ТИКО-поделки: лиса

10.Занятие

«Угощение для Лисы»

Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных.

Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Закреплять   понятие «пятиугольник».

ТИКО-поделки: рыба – скалярия.

11.Занятие

«Мышка в гостях у Зайчонка ТИКО»

Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных.

Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.

Учить конструировать по схеме.

Повторить понятия «треугольник» и «четырёхугольник».

ТИКО-поделки: мышка.

12.Занятие

«День рождения у Мышки»

Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных.

Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.

Учить конструировать по схеме. Учить различать многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник).

ТИКО-поделки: цветок.

13.Занятие

«Птицы – наши друзья!»

Цель: Учить различать многоугольники.

Повторить   понятие «шестиугоугольник».

Учить конструировать объёмные ТИКО-фигуры.

Развивать мелкую моторику.ТИКО-поделки: птичка.

14.Занятие

«День рождения Зайчонка ТИКО»

Цель: Учить выделять и называть 1 – 2 свойства геометрической фигуры.

Развивать умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства. Учить конструировать по схеме.

Знакомить с приёмом «превращения» плоскостной фигуры в объёмную конструкцию.

Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг к другу.

ТИКО-поделки подарок для Зайчонка ТИКО – конфета (плоскостная и объёмная фигура).

15.Занятие

«Котёнок в гостях у Зайчонка ТИКО»

Цель: Учить выделять и называть 2 свойства геометрической фигуры.

Развивать умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Классификация:   дикие и домашние животные.

ТИКО-поделки: кот, блюдечко (объёмная фигура).

16.Занятие

«Щенок в гостях у Зайчонка ТИКО»

Цель: Учить выделять и называть 2 свойства геометрической фигуры.

Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Классификация   - дикие и домашние животные.

ТИКО-поделки: собака, будка (объёмная фигура).

17.Занятие

«Техника Победы!»

Цель: Учить конструировать сложные конструкции по образцу.

Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Знакомить с военной техникой.

ТИКО-поделки: танк,   самолёт (объёмная фигура).

18.Занятие

«Сундучок со сказками: русская народная сказка «Курочка Ряба»

Цель: Учить использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки.

Учить рассказывать в процессе инсценировки сказки.

Развивать умения использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

ТИКО-поделки:   золотое яичко, тарелочка (объёмная фигура).

Средняя группа 4-5 лет

Темы

Цель

1.Занятие

«Летнее путешествие

Зайчонка

ТИКО»

Цель: учить классифицировать различные видытранспорта и конструировать по собственномувыбору.

Развивать умение классифицировать.

Учить делать выбор.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Развивать игровое общение друг с другом спомощью ТИКО-фигур.

ТИКО-поделки: корабль, автомобиль, самолёт(по выбору ребёнка).

2.Занятие

«Осень»

Цель: Учить классифицировать фигуры по 2 – 3свойствам.

Знакомить детей с многоугольниками.

Учить конструировать по образцу.

Развивать умение находить взаимосвязь междуклиматическими изменениями и характернымиприродными особенностями.

Развивать речь детей с помощью игровогообщения.

ТИКО-поделки: дерево, листья.

3.Занятие

«Осенний

урожай в лесу, в

саду и на

огороде»

Цель: учить сравнивать и называть многоугольники

(3-х, 4-хугольник), конструировать ТИКО-фигурыпо образцу.

Познакомить с многоугольниками (3-х, 4-хугольник), научить их различать.

Развивать умение классифицировать свойствагеометрических фигур по двум свойствам.

Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигурыпо образцу.

ТИКО-поделки: корзина, грибы.

4.Занятие

«Друзья

Зайчонка ТИКО

- лесные

животные»

Цель: учить классифицировать диких и домашних

животных.

Развивать умение классифицировать диких идомашних животных.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Осваиваем понятие «пятиугольник».

ТИКО-поделки: лиса.

5.Занятие

«Домашние

животные»

Цель: учить классифицировать диких и домашнихживотных.

Развивать умения сравнивать геометрическиефигуры и выделять их свойства.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Классификация - дикие и домашние животные.

ТИКО-поделки: котенок.

6.Занятие

«Домик для

человека»

Цель: учить выделять и называть свойствагеометрических фигур.

Развивать умения выделять и называть свойствагеометрических фигур.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Знакомить с частями конструкции (дом – стены,

крыша, пол).ТИКО-поделки: человек, дом (объёмная фигура).

7.Занятие

«Вгеометрическом

лесу - зима»

Цель: учить   взаимодействовать в процессеколлективной деятельности.

Учить договариваться друг с другом, распределятьобязанности в процессе совместногоконструирования (коллективная работа).

Осваивать способы соединения ТИКО-деталей.

ТИКО-поделки: ёлочка

8.Занятие

«Детская

площадка»

Цель:учить конструировать по образцу.

Учить подбирать для моделирования необходимыеТИКО-детали.

Учить взаимодействовать, общаться,договариваться в процессе конструкторскойдеятельности (работа в парах).

ТИКО-поделки: горка.

9.Занятие

«Мастерская

Деда Мороза»

Цель: Учить различать многоугольники.

Знакомить с понятием «шестиугольник».

Учитьконструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Закрепить приметы зимы.ТИКО-поделки: снежинка

10.Занятие

«Зимние

№10

забавы»

Цель: учить сравнивать и называтьмногоугольники (3-х, 4-х, 5-тиугольник),конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Знакомить с многоугольниками (пятиугольник),научить их различать.

Развивать умение ориентироваться в пространстве(вверх – вниз, вправо - влево).

Развивать игровое общение детей друг с другомпосредством «оживления» ТИКО-поделок.ТИКО-поделки: снеговик.

11.Занятие

«Наши пернатые

друзья»

Цель: учить сравнивать и называтьмногоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник),конструировать ТИКО-фигуры по схеме, пообразцу.

Знакомить с многоугольниками (шестиугольник),учить их различать.

Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигурыпо схеме.

Учить сопереживать, сочувствовать, помогатьптицам , нуждающимся в помощи.ТИКО-поделки: птица.

12.Занятие

«Подарок папе!»

Цель: учить сравнивать и называтьчетырёхугольники (квадрат, прямоугольник),конструировать ТИКО-фигуры по схеме, пообразцу.

Знакомить с различными четырёхугольниками (квадрат, прямоугольник), учить их сравнивать иназывать.

Знакомить с различными видами военноговооружения.

ТИКО-поделки: танк.

13.Занятие

«Подарок маме!»

Цель: учить конструировать симметричные узоры.

учить сооружать и украшать поделки с помощьюконструирования симметричных узоров из ТИКО-деталей разных цветов.

Расширять представлений о разных видах цветущихрастений.

ТИКО-поделки: цветок.

14.Занятие

«Транспорт:

водный

транспорт»

Цель: учить находить и называть треугольники(остроугольный треугольник), конструироватьТИКО-фигуры по схеме, по образцу.

Знакомить с различными треугольниками, научитьнаходить и называть остроугольный треугольник.

Знакомить с различными видами водноготранспорта.

ТИКО-поделки: парусник.

15.Занятие

«Транспорт:

наземный

транспорт»

Цель: учить конструировать с помощью словеснойинструкции.

Учить определять форму ТИКО-деталей с помощьюосязания (наощупь).

Знакомить с различными видами наземноготранспорта.

Повторить правила дорожного движения.

Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз,вправо - влево.

ТИКО-поделки: автомобиль, светофор,пешеходный переход

16.Занятие

«Техника Победы!»

Цель: Учить конструировать сложные конструкциипо образцу.

Развивать умения выделять и называть свойствагеометрической фигуры.Учить конструировать по схеме и по образцу.

Знакомить с военной техникой.

ТИКО-поделки: танк, самолёт (объёмнаяфигура).

17.Занятие

«Цветы»

Цель:учить подбирать цветовое оформление дляТИКО-конструкции на основе симметрии.

Знакомить с различными видами цветущихрастений.

Развивать умение выбиратьТИКО-детали поцветовому сочетанию.

Учить конструировать симметричные узоры.ТИКО-поделки: цветы

18.Занятие

«Насекомые»

Цель:учиться ориентироваться в пространстве–направо, налево.

Учить определять форму геометрических фигур спомощью осязания (на ощупь).

Развивать представления о взаимосвязи ивзаимозависимости живых организмов в природе.

Познакомить со стадиями развития бабочки.

Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз,вправо - влево.

ТИКО-поделки: бабочка.

 

 

 

Формы и методы занятий

Проект рассчитан на реализацию содержания такими методами и приемами:

-Практический (различные упражнения с конструктором, с игровым материалом ТИКО; моделирование);

-Наглядный (показ правил работы с конструктором, демонстрация готовых работ, обучение с помощью мультимедийной презентации; работа с технологическими картами);

-Словесный (как ведущий, беседы, разъяснения).

Мониторинг

Для отслеживания знаний, умений и навыков у воспитанников были разработаны критерии и дана характеристика уровней.

Уровни сформированности творческой активности воспитанников

в различных видах деятельности

Высокий уровень

Ребенок самостоятельно без ошибок, справляется с заданием

Достаточный уровень

Ребенок самостоятельно справляется с заданием, допуская ошибки

Средний уровень

Ребенок выполняет задания с помощью взрослого

Низкий уровень

Ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки в выполнении задания

Педагогическая диагностика проводится два раза в год:   1 – вводная (октябрь); 2 - итоговая (май). Уровни усвоения оцениваются по 4х балльной системе:

Высокий уровень –4; Достаточный уровень – 3; Средний уровень – 2; Низкий уровень – 1;

 

Используемая литература

Логинова И.В. "Сборник схем для плоскостного конструирования".

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год