Педагогический проект «Тико – конструирование»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Ленинградская область Гатчинский район п. Торфяное д.43а
по образовательной области: «Познавательное развитие»
сроки реализации 2022-2024 учебный год
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Шаралапова Марина Вячеславовна
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации в целом. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности -главные задачи, которые стоят перед педагогом в рамках ФГОС. Эти задачи требуют создания особых условий в обучении, в связи с этим огромное значение отведено-конструированию.
Актуальность ТИКО-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как являются отличным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей.
Скачать проект
Скачать мастер-класс
Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.
Конструктор ТИКО используя детьми в собственной деятельности помогает ориентироваться на плоскости и в пространстве, дети общаются, работают в паре, в группе, в коллективе, конструируют поделки обьемные, плоскостные, увлекаются самостоятельным техническим моделированием.
Для ребенка очень важен результат его творческой деятельности, который можно наглядно продемонстрировать, что повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к развитию инженерного мышления, к познанию нового.
Цель: Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Образовательные задачи:
- Формировать представления о плоскостных и объемных (понятия «объем», «куб») геометрических фигурах.
- Расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса
- Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение)
- Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений
- Создавать условия для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
- Формировать представления о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
Ожидаемый результат: 1 год обучения (3-4 года)
По окончании дети должны знать:
- основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник)
- понятия «один» — «много»
- числа от 1 до 3.
По окончании дети должны уметь:
- сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству
- ориентироваться в свойствах: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, длинный — короткий, красный — синий — желтый — зеленый
- считать и сравнивать числа от 1 до 3
- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также — над, -под, -в, -на, -за, -перед
- конструировать плоские фигуры по образцу, по схеме.
Ожидаемый результат: 2 год обучения (4-5 лет)
По окончании дети должны знать:
- плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция)
- различные виды многоугольников
- числа от 1 до 5.
По окончании дети должны уметь:
- сравнивать и классифицировать многоугольники по 1-2 свойствам
- ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»
- считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до5)
- конструировать плоские и объёмные конструкции по образцу, по схеме.
Объем образовательной нагрузки
Программа разработана для детей дошкольного возраста.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 15 мин/ 20мин
Группа включает 15 детей.
Занятия проводятся вне образовательной деятельности.
Форма обучения очная.
Срок реализации программы 2 учебных года.
Содержание проекта
Проект «ТИКО — мастера» позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с «ТИКО» — Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения
Проект «ТИКО – мастера» включает в себя по 18 занятий.
Вторая младшая группа 3-4 года
Название темы
|
Цель
|
«Знакомство с Зайчонком ТИКО»
|
Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.
Учить соединять ТИКО-детали.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.
ТИКО-поделки:Зайчонок ТИКО
|
«Печенье для Зайчонка»
|
Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.
Учить соединять ТИКО-детали.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.
ТИКО-поделки: Печенье для Зайчонка.
|
«Ёжик в гостях у Зайчонка ТИКО»
|
Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.
Развивать умение классифицировать по цвету.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.
ТИКО-поделки: Ёжик.
|
4.Занятие
«Грибы»
|
Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.
Развивать умение классифицировать по цвету.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.
ТИКО-поделки: грибы.
|
5.Занятие
«Зайчонок с Ёжиком соревнуются»
|
Цель: Классификация геометрических фигур по размеру.
Развивать умение классифицировать по размеру.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Осваиватьпонятия «короткий - длинный».
ТИКО-поделки: - грибы
|
6.Занятие
«Беговые дорожки»
|
Цель: Классификация геометрических фигур по размеру.
Развивать умение классифицировать по размеру.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Осваиватьпонятия «короткий - длинный».
ТИКО-поделки: беговые дорожки.
|
7.Занятие
«Морковка для Зайчонка ТИКО»
|
Цель: Классификация геометрических фигур по форме.
Развивать умение классифицировать по форме.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Осваивать понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький».
ТИКО-поделки: морковка.
|
8.Занятие
«Домик для Зайчонка ТИКО»
|
Цель: Классификация геометрических фигур по форме.
Развивать умение классифицировать по форме.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Осваивать понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький».ТИКО-поделки: домик.
|
9.Занятие
«Лиса в гостях у Зайчонка ТИКО»
|
Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных.
Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Осваивать понятие «пятиугольник».ТИКО-поделки: лиса
|
10.Занятие
«Угощение для Лисы»
|
Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных.
Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Закреплять понятие «пятиугольник».
ТИКО-поделки: рыба – скалярия.
|
11.Занятие
«Мышка в гостях у Зайчонка ТИКО»
|
Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных.
Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.
Учить конструировать по схеме.
Повторить понятия «треугольник» и «четырёхугольник».
ТИКО-поделки: мышка.
|
12.Занятие
«День рождения у Мышки»
|
Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных.
Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.
Учить конструировать по схеме. Учить различать многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник).
ТИКО-поделки: цветок.
|
13.Занятие
«Птицы – наши друзья!»
|
Цель: Учить различать многоугольники.
Повторить понятие «шестиугоугольник».
Учить конструировать объёмные ТИКО-фигуры.
Развивать мелкую моторику.ТИКО-поделки: птичка.
|
14.Занятие
«День рождения Зайчонка ТИКО»
|
Цель: Учить выделять и называть 1 – 2 свойства геометрической фигуры.
Развивать умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства. Учить конструировать по схеме.
Знакомить с приёмом «превращения» плоскостной фигуры в объёмную конструкцию.
Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг к другу.
ТИКО-поделки подарок для Зайчонка ТИКО – конфета (плоскостная и объёмная фигура).
|
15.Занятие
«Котёнок в гостях у Зайчонка ТИКО»
|
Цель: Учить выделять и называть 2 свойства геометрической фигуры.
Развивать умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства.
Учить конструировать по схеме и по образцу.
Классификация: дикие и домашние животные.
ТИКО-поделки: кот, блюдечко (объёмная фигура).
|
16.Занятие
«Щенок в гостях у Зайчонка ТИКО»
|
Цель: Учить выделять и называть 2 свойства геометрической фигуры.
Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.
Учить конструировать по схеме и по образцу.
Классификация - дикие и домашние животные.
ТИКО-поделки: собака, будка (объёмная фигура).
|
17.Занятие
«Техника Победы!»
|
Цель: Учить конструировать сложные конструкции по образцу.
Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.
Учить конструировать по схеме и по образцу.
Знакомить с военной техникой.
ТИКО-поделки: танк, самолёт (объёмная фигура).
|
18.Занятие
«Сундучок со сказками: русская народная сказка «Курочка Ряба»
|
Цель: Учить использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки.
Учить рассказывать в процессе инсценировки сказки.
Развивать умения использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки.
Учить конструировать по схеме и по образцу.
ТИКО-поделки: золотое яичко, тарелочка (объёмная фигура).
|
Средняя группа 4-5 лет
Темы
|
Цель
|
1.Занятие
«Летнее путешествие
Зайчонка
ТИКО»
|
Цель: учить классифицировать различные видытранспорта и конструировать по собственномувыбору.
Развивать умение классифицировать.
Учить делать выбор.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Развивать игровое общение друг с другом спомощью ТИКО-фигур.
ТИКО-поделки: корабль, автомобиль, самолёт(по выбору ребёнка).
|
2.Занятие
«Осень»
|
Цель: Учить классифицировать фигуры по 2 – 3свойствам.
Знакомить детей с многоугольниками.
Учить конструировать по образцу.
Развивать умение находить взаимосвязь междуклиматическими изменениями и характернымиприродными особенностями.
Развивать речь детей с помощью игровогообщения.
ТИКО-поделки: дерево, листья.
|
3.Занятие
«Осенний
урожай в лесу, в
саду и на
огороде»
|
Цель: учить сравнивать и называть многоугольники
(3-х, 4-хугольник), конструировать ТИКО-фигурыпо образцу.
Познакомить с многоугольниками (3-х, 4-хугольник), научить их различать.
Развивать умение классифицировать свойствагеометрических фигур по двум свойствам.
Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигурыпо образцу.
ТИКО-поделки: корзина, грибы.
|
4.Занятие
«Друзья
Зайчонка ТИКО
- лесные
животные»
|
Цель: учить классифицировать диких и домашних
животных.
Развивать умение классифицировать диких идомашних животных.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Осваиваем понятие «пятиугольник».
ТИКО-поделки: лиса.
|
5.Занятие
«Домашние
животные»
|
Цель: учить классифицировать диких и домашнихживотных.
Развивать умения сравнивать геометрическиефигуры и выделять их свойства.
Учить конструировать по схеме и по образцу.
Классификация - дикие и домашние животные.
ТИКО-поделки: котенок.
|
6.Занятие
«Домик для
человека»
|
Цель: учить выделять и называть свойствагеометрических фигур.
Развивать умения выделять и называть свойствагеометрических фигур.
Учить конструировать по схеме и по образцу.
Знакомить с частями конструкции (дом – стены,
крыша, пол).ТИКО-поделки: человек, дом (объёмная фигура).
|
7.Занятие
«Вгеометрическом
лесу - зима»
|
Цель: учить взаимодействовать в процессеколлективной деятельности.
Учить договариваться друг с другом, распределятьобязанности в процессе совместногоконструирования (коллективная работа).
Осваивать способы соединения ТИКО-деталей.
ТИКО-поделки: ёлочка
|
8.Занятие
«Детская
площадка»
|
Цель:учить конструировать по образцу.
Учить подбирать для моделирования необходимыеТИКО-детали.
Учить взаимодействовать, общаться,договариваться в процессе конструкторскойдеятельности (работа в парах).
ТИКО-поделки: горка.
|
9.Занятие
«Мастерская
Деда Мороза»
|
Цель: Учить различать многоугольники.
Знакомить с понятием «шестиугольник».
Учитьконструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Закрепить приметы зимы.ТИКО-поделки: снежинка
|
10.Занятие
«Зимние
№10
забавы»
|
Цель: учить сравнивать и называтьмногоугольники (3-х, 4-х, 5-тиугольник),конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Знакомить с многоугольниками (пятиугольник),научить их различать.
Развивать умение ориентироваться в пространстве(вверх – вниз, вправо - влево).
Развивать игровое общение детей друг с другомпосредством «оживления» ТИКО-поделок.ТИКО-поделки: снеговик.
|
11.Занятие
«Наши пернатые
друзья»
|
Цель: учить сравнивать и называтьмногоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник),конструировать ТИКО-фигуры по схеме, пообразцу.
Знакомить с многоугольниками (шестиугольник),учить их различать.
Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигурыпо схеме.
Учить сопереживать, сочувствовать, помогатьптицам , нуждающимся в помощи.ТИКО-поделки: птица.
|
12.Занятие
«Подарок папе!»
|
Цель: учить сравнивать и называтьчетырёхугольники (квадрат, прямоугольник),конструировать ТИКО-фигуры по схеме, пообразцу.
Знакомить с различными четырёхугольниками (квадрат, прямоугольник), учить их сравнивать иназывать.
Знакомить с различными видами военноговооружения.
ТИКО-поделки: танк.
|
13.Занятие
«Подарок маме!»
|
Цель: учить конструировать симметричные узоры.
учить сооружать и украшать поделки с помощьюконструирования симметричных узоров из ТИКО-деталей разных цветов.
Расширять представлений о разных видах цветущихрастений.
ТИКО-поделки: цветок.
|
14.Занятие
«Транспорт:
водный
транспорт»
|
Цель: учить находить и называть треугольники(остроугольный треугольник), конструироватьТИКО-фигуры по схеме, по образцу.
Знакомить с различными треугольниками, научитьнаходить и называть остроугольный треугольник.
Знакомить с различными видами водноготранспорта.
ТИКО-поделки: парусник.
|
15.Занятие
«Транспорт:
наземный
транспорт»
|
Цель: учить конструировать с помощью словеснойинструкции.
Учить определять форму ТИКО-деталей с помощьюосязания (наощупь).
Знакомить с различными видами наземноготранспорта.
Повторить правила дорожного движения.
Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз,вправо - влево.
ТИКО-поделки: автомобиль, светофор,пешеходный переход
|
16.Занятие
«Техника Победы!»
|
Цель: Учить конструировать сложные конструкциипо образцу.
Развивать умения выделять и называть свойствагеометрической фигуры.Учить конструировать по схеме и по образцу.
Знакомить с военной техникой.
ТИКО-поделки: танк, самолёт (объёмнаяфигура).
|
17.Занятие
«Цветы»
|
Цель:учить подбирать цветовое оформление дляТИКО-конструкции на основе симметрии.
Знакомить с различными видами цветущихрастений.
Развивать умение выбиратьТИКО-детали поцветовому сочетанию.
Учить конструировать симметричные узоры.ТИКО-поделки: цветы
|
18.Занятие
«Насекомые»
|
Цель:учиться ориентироваться в пространстве–направо, налево.
Учить определять форму геометрических фигур спомощью осязания (на ощупь).
Развивать представления о взаимосвязи ивзаимозависимости живых организмов в природе.
Познакомить со стадиями развития бабочки.
Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз,вправо - влево.
ТИКО-поделки: бабочка.
|
Формы и методы занятий
Проект рассчитан на реализацию содержания такими методами и приемами:
-Практический (различные упражнения с конструктором, с игровым материалом ТИКО; моделирование);
-Наглядный (показ правил работы с конструктором, демонстрация готовых работ, обучение с помощью мультимедийной презентации; работа с технологическими картами);
-Словесный (как ведущий, беседы, разъяснения).
Мониторинг
Для отслеживания знаний, умений и навыков у воспитанников были разработаны критерии и дана характеристика уровней.
Уровни сформированности творческой активности воспитанников
в различных видах деятельности
|
Высокий уровень
|
Ребенок самостоятельно без ошибок, справляется с заданием
|
Достаточный уровень
|
Ребенок самостоятельно справляется с заданием, допуская ошибки
|
Средний уровень
|
Ребенок выполняет задания с помощью взрослого
|
Низкий уровень
|
Ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки в выполнении задания
|
Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1 – вводная (октябрь); 2 - итоговая (май). Уровни усвоения оцениваются по 4х балльной системе:
Высокий уровень –4; Достаточный уровень – 3; Средний уровень – 2; Низкий уровень – 1;
Используемая литература
Логинова И.В. "Сборник схем для плоскостного конструирования".
|