Статья «Лего-конструирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» |
Конструирование | |||
Автор: Кликина Маргарита Викторовна | |||
13.05.2024 10:05 | |||
Статья «Лего-конструирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Кликина Маргарита Викторовна Воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №54», г. Курск «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта.» Ж. Пиаже Век информационных технологий значительно упростил жизнь человечества, он стремительно внес много нового и вызвал большие изменения во всех областях его жизни: повлиял даже на образ жизни и мышление, а также не обошел стороной самое юное поколение. Мне, как педагогу дошкольного образования приходится отмечать, что мои воспитанники стали отдавать компьютеру очень много времени. Считать увлечение детей компьютерными играми абсолютным злом я не могу, но не могу не согласиться, что игры несут в себе немало и негатива.
В настоящее время произошел пересмотр в методике дошкольного образова-ния. Результатом образовательных процессов ДОО стало считаться не приобретенная ребенком сумма знаний и умений, а такие качества как умение самостоятельно принимать решения и оценивать результат своей игровой деятельности, инициативность, уверенность в своих силах, активность во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Тренировку внимательности, глазомера, мелкой моторики, развитие двигательной координации, активизирование воображения и фантазии, а также многое другое, я считаю очень важным для развития ребенка, и в этом мне помогает ЛЕГО — конструктор, благодаря которому можно избежать вредного воздействия компьютерного вмешательства в жизнь ребёнка. Ведь дети по своей природе — конструкторы. А это уже творчество, и я с удов-летворением отмечаю, как дети, используя элементы творческого подхода к данным играм, проявляют любознательность, у них в процессе занятий с ЛЕГО-конструктором формируется образное и пространственное мышление. Пробуждается инициативность, возникают новые варианты игры без определенных, установленных правил. Как воспитатель, я понимаю, что использование ЛЕГО — конструктора активно способствует развитию образовательных задач, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, а детипри этом создают свой увлекательный, сказочный и неповторимый мир, раскрывая при этом свои потенциальные возможности. Мои воспитанники продолжают играть и в обычные игрушки, их развивающее назначение не отменяется и они, бесспорно, тоже важны. Однако здесь следует сделать оговорку: у обычных, традиционных игрушек весьма ограниченный набор возможных с ними манипуляций, а процесс познания мира детьми как раз и происходит в рамках их игровой деятельности. Ребенок, занимаясь конструктором, уже творец, а не потребитель, который играет с определенной игрушкой, которую ему дали. Так внимание детей 4-5 лет отличается ещё неустойчивостью, вот здесь и пригодится помощь воспитателя, чтобы удержать его, находя новые приемы и методы в совместной игре с ЛЕГО — конструктором. В группе кроме совместных занятий по конструированию, дети самостоятельно принимают участие в конструировании, при этом я стараюсь помочь им советом, одобрить их действия, что очень важно для поддержания интереса к игре и эмоционального настроя. Благодаря совместной игре с конструктором ЛЕГО ребенок может воплотить любые желания и фантазии. Особенностью детских занятий с конструктором ЛЕГО является не только отображение структуры создаваемых образов, а ещё — выражение своего отношения к ним. Что это значит? Это значит, что дети часто прибегают к «нарушению» формы предмета, пропорций, цвета, то есть, дети творят так, как подсказывает им их вообра-жение, не считаясь с реальными данными. Для меня, педагога дошкольного образования, конструкторы ЛЕГО — не только увлекательная игрушка моих воспитанников, но ещё и учебный, а также творческий материал для дошкольников. А ещё — широкая, возможность для проведения занятий, направленных на развитие ребенка. При посреднике ЛЕГО — конструктор развитие детей становится наиболее эффективным в том случае, когда будут правильно подобраны наборы конструктора в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Это доступность пользования, последовательность для удобного конструирования, наглядность, возможность вариаций. ЛЕГО — конструирование, я считаю наиболее продуктивной детской игровой деятельностью, как нельзя, лучше, отвечающая интересам и потребностям дошкольников. Она дает возможность воплощать в жизнь самые интересные и разнообразные детские фантазии, создавать свой уникальный мир при большом потенциале, направленным на проявление творческих способностей. Созданные предметы не остаются невостребованными, дети дорожат полученными результатами своего труда, гордятся ими и используют эти предметы в дальнейших играх. Это приносит им большое удовлетворение, так как они могут сооружать самые разнооб-разные игровые объекты: постройки (гаражи для автомобилей, сами автомобили, дома, дворцы, замки), роботов, даже животных и др. Очень интересно наблюдать, как дети играют с ЛЕГО — конструктором, подклю-чая свое воображение. Созданный собственными руками, желаемый предмет обычно вызывает взрыв эмоций: радости, восторга. Ребенок уже замирает в предвкушении, только получив загадочную коробочку. Что получится, он еще не знает, но верит в нечто удивительное, созданное своими руками. Так дети учатся не только мысленно представлять себе разные образы, но и создавать воображаемые. Практика показала, что в старших группах, где сюжеты игр детей уже усложня-ются, вполне оправдан этот конструктор не только для индивидуальной игровой работы, а также — для сюжетно — ролевой или театрализованной игры, где необходим вспомогательный материал, как реквизит. ЛЕГО — конструктор ребёнок широко использует в совместных играх со сверстниками и считать такие игры скучными просто невозможно. Здесь задействованы все чувства ребенка, вызванные воображением. Ведь в творчестве никто не знает, что получится, какую ситуацию придется выбрать в процессе игры. Играя вместе, дети начинают выстраивать свои взаимоотношения. Конечно, не всегда обходится мирно, но таков процесс развития и обучения. Следует помнить, что конструкторы имеют разный возрастной ценз, их нужно выбирать, согласно возрасту ребенка. В заключении я хочу еще раз напомнить, что у конструктора ЛЕГО есть множество преимуществ. Разумеется, конструктором не следует, да и нельзя заменить все другие игрушки, но его правильное использование положительно сказывается на всестороннем развитии наших детей.
|