Опыт работы: «Робототехника для детей дошкольного возраста» |
Конструирование | |||
Автор: Мережко Ольга Александровна Матвейчук Наталья Григорьевна | |||
28.01.2024 21:36 | |||
Опыт работы: «Робототехника для детей дошкольного возраста»
МБДОУ «Детский сад №49 г.Владивостока» Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста? Ни для никого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки могут долгое время что-то собирать, складывать, строить из конструктора. Конструирование и робототехника тесно связанны между собой и полностью отвечают условиям развития мышления детей, их интересам, способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстреепроникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал. Если цель его изучения непонятна. Мы педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. В настоящее время во многих детских садах большую популярность приобретает такое направление дополнительного образования, как робототехника. Что же такое робототехника и какова ее образовательная роль в детском саду. Робототехника – это прикладная наука, занимающая разработкой и эксплуатацией интеллектуальных автоматизированных технических систем для реализации их в различных сферах человеческой деятельности. Сегодня это одно из важнейших направлений научно – технического прогресса, это одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Занятия по робототехнике знакомят детей с законами реального мира, учат применять теоретические знания на практике, развивают наблюдательность, мышление, креативность. Робототехника направление новое, инновационное, тем самым привлекает и детей, и родителей. Занятия данным видом деятельности отличная возможность дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду возможность привлечь детей дошкольного возраста к техническому творчеству. Робототехника активно входит в нашу жизнь. Возможно, уже лет через десять мы будем воспринимать ботов на улице так же спокойно, без удивления и недоумения, как в прошлом стали воспринимать мобильный телефон или планшет. А дети будут принимать этот мир с роботами уже как что – то само собой разумеющееся. Это значит только одно: каждому ребенку полезно знать о робототехнике побольше. Понимание сути того, что такое робот, и представление о техническом творчестве все равно будет для него полезно, лишит его страха и недоумения перед умной машиной. Ведь малыш будет видеть, как создается робот или другое техническое устройство. Зачем робототехника детям? Если сказать про робототехнику сухим техническим языком, у нас получится прикладная наука, которая занимается разработкой и эксплуатацией автоматизированной техники. Направлений у нее основных три – электроника, программирование и конструирование, и все они так или иначе между собой взаимосвязаны. Зачем она нужна нашим детям. Да, многие родители считают робототехнику занятием для ботаников либо гениев. Прочие относятся к ней как к средству развлечения, не видя в ней никакой практической пользы, — хобби, которое со временем пройдет. Но если копнуть глубже, то в этой отрасли можно найти много чего интересного и нужного для развития детей. Как делают робототехнику. Чаще не по инструкции. И это для многих на первых порах – настоящая проблема. Боязнь отойти от заданных параметров – бич многих детей. И такие занятия учат читать сквозь строки и принимать правильное решение самостоятельно, без подсказки. Нередко работать приходится не только одному, строить иногда нужно и командой, а не все дети готовы к командной работе. Здесь же отрабатываются сложные навыки совместного труда, когда не приветствуется подавление других за счет перетягивания инициативы на себя и не разрешается ленивое наблюдение со стороны. Вместе ищем проблему и вместе ее решаем. Работа руками в робототехнике требует повышенной усидчивости и внимательности, ведь не туда прикрученный винтик сможет стать причиной провала. Да и мелкая моторика скажет вам за такие занятия большое спасибо. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании и робототехнике быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Кроме того, у детей развиваются познавательные способности, мотивация и интерес к решению различных задач. Дети учатся принимать решения в многочисленных ситуациях. В результате такой работы, ребенок учится наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, делать простейшие выводы и обобщать. У дошкольников развивается техническое мышление и техническая изобретательность. Робототехника и конструктор побуждают работать в равной степени и голову, и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии дошкольника. Ребенок не замечает, что он усваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия. Изучение робототехники – это как раз тот случай, когда трудно измерить результат сразу, так как он расплывается по навыкам и умениям. Чтобы понимать, что стало лучше, нужно все, чему научили, сложить в комплексе. А это не за неделю-месяц. Цель занятий робототехники – не вырастить технического гения (хоть это тоже получается) и не удовлетворить родительские амбиции, а научить по максимуму пользоваться навыками и мышлением.
|