Дополнительная общеобразовательная программа «Юный Конструктор»
Составил: Воспитатель Падьярова И.Н. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛОДАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА пос. Володарского 2023-2024
Пояснительная записка.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Роботехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т.д. В США, Корее, Японии, Китае в ряде европейских государств роботехника развивается семимильными шагами.
В России для детей предлагается целый спектр знаний, но, к сожалению, крайне мало представлено такое направление как робототехника. А ведь оно вскоре будет очень востребовано и престижно в будущем.
Необходимо прививать интерес детей к области робототехники и автоматизации систем. Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определенный уровень знаний, опыт работы, умения и навыки. Юные исследователи, войдя в занимательный мир конструирования, в том числе роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
Конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. С этой целью в МАДОУ «Детский сад №14 «Ягодка» реализуется программа дополнительного образования технической направленности «Юный Конструктор».
Новизна программы:
Заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.
Актуальность программы:
Заключается в следующем:
- востребованность развития широкого кругозора дошкольника, в том числе и естественном направлении
- отсутствие методического обеспечения формирования основ технического творчества, навыков начального программирования
Цель программы:
Развитие технического творчества и формирование научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста средствами различных видов конструкторов.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формирование представлений о роботе, способах конструирования из деталей конструктора.
Развивающие:
- Расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса.
- Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение).
- Развитие регулятивной структуры деятельности (целепологание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
- Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений.
- Создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха на основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитательные:
- Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
- Прививать культуру труда, умение вести себя в коллективе
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность
- Формировать навыки правильной организации рабочего места
- Формировать умения следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами.
Программа дополнительного образования детей «Юный Конструктор» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю. Длительность занятия 25 минут. Количество занятий в месяц – 4 занятия, программой предусматривается годовая нагрузка 16 часов.
Программа рассчитана на детей в возрасте с 5-6 лет. Деятельность проводится в помещении старшей возрастной группы. Количество детей 10-15 человек группе.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Предполагаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
Играя образовательным конструктором, дети успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
Форма организации работы с детьми:
1. Словесные:
- Рассказ
- Беседа
- Объяснение
- Загадывание загадок
2. Наглядные:
- Показ иллюстраций
- Показ исполнения педагогом
- Наблюдение
- Работа по образцу
3. Практические:
- Изготовление постройки
- Помощь сверстнику в процессе изготовления постройки
4. Объяснительно-иллюстративные
5. Частично-поисковые
6. Исследовательские
Формы подведения итогов реализации ОП:
Используется для определения результативности освоения программы обучающимися. Ведущими формами являются: выставки готовых изделий, защита модели, демонстрация моделей, фотоотчет, конкурс на лучшую работу.
Виды конструирования, используемые в программе «Юный конструктор»
Конструирование по образцу:
Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, — важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели:
Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них деталей конструктора. Таким образом, в данном случает ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.
Конструирование по условиям:
Не давая образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случает выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку, способов их решения на дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материла воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
Конструирование по замыслу:
Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будет он конструировать. Данная форма — не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование по теме:
Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструирования по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме – актуализации и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тему.
Учебно-тематический план дополнительной
образовательной программы
№
п/п Тема Количество часов
Всего Теоретических занятий
Практических занятий
- Знакомство с образовательным конструктором 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем пчелу» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем бабочку» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем стрекозу» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем автобус» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем автомобиль» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем гараж для легкового автомобиля» (автобуса)» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем робота исследователя» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем черепаху» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем оленя» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем четырехногого робота» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем подводную лодку» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем фотоаппарат» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем робота исследователя» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем самолет» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем робот беспилотник» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем танк» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем грузовик» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем колесного робота специального назначения» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем брахиозавра» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем краба» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем четырехногого робота» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем муравья» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем робота в виде любого реального животного» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем колесного робота специального назначения» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем робота-спасателя» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем миксер» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем ветряную мельницу» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем танк» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем вертолет» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем корабль» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
- «Собираем лебедя» 25 мин. 5 мин. 20 мин.
Итого часов: 16 ч. 2 ч. 40 мин 10 ч. 40 мин
Календарно-тематическое планирование на 2020-2021г.
№ месяц тема занятий Содержание занятия
- Октябрь Знакомство с образовательным конструктором 1.Знакомство преподавателя с детьми и детей друг с другом.
- Формировать о способах работы с конструктором: о видах деталей; о способах соединения; о работе с технологической картой; о правилах безопасного поведения при работе с конструктор.
- Развивать у детей зрительного внимания и памяти, произвольности поведения
- Октябрь Собираем пчелу 1.Обучать сравнению обобщенной
графической модели на основе выделения в реальных предметах
(пчела) функционально идентичных частей
2. Развивать у детей пространственного
воображения, развитие наглядных форм мышления.
3. Формировать навыков коллективной
работы.
3 Октябрь Собираем бабочку 1.Обучать сравнению обобщенной
графической модели на основе выделения в реальных предметах
(бабочка) функционально идентичных частей
2. Развивать пространственного
воображения, развитие наглядных форм мышления
3. Формирование навыков коллективной
работы.
4 Октябрь Собираем стрекозу 1.Продолжать развивать интерес обучающихся к конструктивной деятельности, учить творческому конструированию по условию.
2. Развивать логическое и конструктивное мышление.
3. Формирование способности к коллегиальному анализу.
4. Приобретать опыт в следующих видах
деятельности обучающихся — координации движения, крупной и
мелкой моторики обеих рук.
5 Ноябрь Собираем автобус 1.Расширять кругозор по видам транспорта; обучать детей
конструированию ходовой части, использующей при движении
четыре колеса.
2. Развивать зрительного внимания и
памяти, произвольности поведения, пространственного
воображения, развитие наглядных форм мышления
3. Формироватьспособности критически
оценивать результат своей деятельности.
4. Снятие эмоционального и физического
напряжения; нормализация тонуса кистей рук.
6 Ноябрь Собираем автомобиль 1.Расширять кругозор по видам транспорта; обучение конструированию
ходовой части, использующей при движении четыре колеса.
2. Продолжать развивать
зрительного внимания и памяти, произвольности поведения,
пространственного воображения, развитие наглядных форм
мышления.
3. Формировать способность критически
оценивать результат своей деятельности.
4. Снимать у детей эмоциональное и физическое
напряжение; нормализация тонуса кистей рук.
7 Ноябрь Собираем гараж для легкового автомобиля (автобуса)
1. Осваивать обучающимися понятий «высота»,
«вместимость».
2. Развивать невербального
воображения, пространственного и логического мышления,
внимания.
3. Формировать способность критически
оценивать результат своей деятельности.
8 Ноябрь Собираем робота исследователя
- Расширять кругозор детей по функциональным назначениям роботов; обучение конструированию ходовой части, использующей при движении четыре колеса.
- Развивать зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, пространственного воображения.
- Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности.
- Снимать у детей эмоциональное и физическое напряжение, нормализация тонуса кистей рук.
- Декабрь Собираем черепаху
- Обучать детей сравнению обобщенной графической модели на основе выделения в реальных предметах функционально идентичных частей.
- Развивать пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления
- Формировать навыков коллективной работы
- Декабрь Собираем оленя
- Обучать сравнению обобщенной графической модели на основе выделения в реальных предметах функционально идентичных частей.
- Развивать пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления
- Формировать навыки коллективной работы
- Декабрь Собираем четырехногого робота
- Расширять кругозор по видам ходовой части мобильных роботов; обучение конструированию ходовой части использующей при движении четыре ноги.
- Развивать зрительное внимание и память, произвольности поведения, развития речи, творческого воображения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления
- Формирование способность критически оценивать результат своей деятельности.
- Снимать эмоциональное и физическое напряжение, нормализация тонуса кистей рук.
- Декабрь Собираем подводную лодку
- Обучать конструированию по рисунку, самостоятельному подбору необходимого строительного материала
- Развивать зрительное внимание и память, произвольности поведения, развития. речи, творческого воображения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления
- Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности.
- Январь Собираем фотоаппарат
Формировать представлений о способах работы с конструктором; о видах деталей, о способах соединения, о работе с тех картой.
2. Развивать слуховое и зрительное внимание и память, связной речи, развитие логического мышления, развитие наглядных форм мышления.
3. Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности.
14 Январь Собираем робота исследователя
- Расширять кругозор детей по функциональным назначениям роботов; обучение конструированию ходовой части, использующей при движении четыре колеса.
- Развивать зрительное внимание и память, связной речи, развитие логического мышления, развитие наглядных форм мышления.
- Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности.
- Сниматьу детей эмоциональное и физическое напряжение, нормализация тонуса кистей рук.
- Январь Собираем самолет
- Обучать детей строить самолет, используя в качестве образцов рисунки – чертежи, учить анализировать рисунки, определять тип самолета (грузовой, пассажирский, военный, спортивный) выделять его основные части (кабину, фюзеляж, пропеллер, шасси.)
- Развивать зрительное внимание и память, связной речи, развивать логическое мышление, развивать наглядные формы мышления.
- Формировать способности критически оценивать результат своей деятельности.
- Январь Собираем робот беспилотник
- Знакомить детей с новыми деталями и свободное экспереминтирование с ними, развитие самоконтроля-умение реализовывать задуманное.
- Развивать зрительное внимание и память, связной речи, развивать логическое мышление, развивать наглядные формы мышления.
- Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности.
- Февраль Собираем танк
- Обучать детей работать с тех картой; обучать конструировать ходовой части, использующей при движении ременную передачу
- Развивать зрительное внимание и память, связной речи, развивать логическое мышление, развивать наглядные формы мышления.
- Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности.
- Снимать у детей эмоциональное и физическое напряжене, нормализация тонуса кистей рук
- Февраль Собираем грузовик
- Расширять кругозор по видам транспорта; обучать конструировать ходовую часть, использующей при движении четыре колеса.
- Развивать зрительное внимание и память, связной речи, развивать логическое мышление, развиваь наглядные формы мышления.
- Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности.
- Февраль Собираем колесного робота специального назначения
- Расширять кругозор по функциональным назначениям мобильных роботов.
- Развивать зрительное внимание и память, связной речи, развивать логическое мышление, развивать наглядные формы мышления.
- Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности.
- Снимать у детей эмоциональное и физическое напряжение, нормализация тонуса кистей рук.
- Февраль Собираем брахиозавра
- Обучать сравнивать обобщенной графической модели на основе выделения в реальных предметах брахиозавра функционально идентичных частей.
- Развивать зрительное внимание и память, связной речи, развивать логическое мышление, развивать наглядные формы мышления.
- Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности.
- Снимать у детей эмоциональное и физическое напряжение, нормализация тонуса кистей рук.
- Март Собираем краба
- Обучать сравнивать обобщенной графической модели на основе выделения в реальных предметах краба функционально идентичных частей.
- Развивать пространственное воображение.
- Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности.
- Снимать у детей эмоциональное и физическое напряжение, нормализация тонуса кистей рук.
- Март Собираем четырехногого робота
- Расширять кругозор по видам ходовой части мобильных роботов; обучать конструировать ходовую часть, использующей при движении четыре ноги
- Развивать пространственное воображение.
- Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности.
- Снимать у детей эмоциональное и физическое напряжение, нормализация тонуса кистей рук
- Март Собираем муравья
- Обучать конструировать ходовую часть, использующую при движении шесть ног.
- Развивать зрительное внимание и память, связную речь, развивать логическое мышление, развивать творческое воображение, пространственное воображение.
- Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности.
- Март Собираем робота в виде любого реального животного
- Обучать сравнивать обобщенной графической модели на основе выделения в реальных предметах брахиозавра функционально идентичных частей.
- Развивать зрительное внимание и память, связную речь, развивать логическое мышление, развивать творческое воображение, пространственное воображение.
- Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности.
- Апрель Собираем колесного робота специального назначения
- Расширять кругозор дошкольника по функциональным назначениям мобильных роботов.
- Развивать зрительное внимание и память, связную речь, развивать логическое мышление, развивать творческое воображение, пространственное воображение.
- Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности.
- Апрель Собираем робота -спасателя
- Обучать сравнивать обобщенной графической модели на основе выделения в реальных предметах брахиозавра функционально идентичных частей.
- Развивать зрительное внимание и память, связную речь, развивать логическое мышление, развивать творческое воображение, пространственное воображение.
- Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности.
- Апрель Собираем миксер
- Закреплять умение анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения.
- Развивать зрительное внимание и память, связную речь, развивать логическое мышление, развивать творческое воображение, пространственное воображение.
- Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности.
- Апрель Собираем ветряную мельницу
- Обучать конструировать по рисунку, самостоятельному подбору необходимого строительного материала
- Развивать зрительное внимание и память, связную речь, развивать логическое мышление, развивать творческое воображение, пространственное воображение.
- Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности.
- Май Собираем танк
- Обучать детей работать с тех картой, обучать конструировать ходовую часть использующей при движении ременную передачу.
- Развивать зрительное внимание и память, связную речь, развивать логическое мышление, развивать творческое воображение, пространственное воображение.
- Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности.
- Май Собираем вертолет
- Продолжать учить обучающихся анализировать пошаговую инструкцию, по результатам анализа подбирать необходимое количество деталей, самостоятельно приводить постройку в движение.
- Развивать фантазию, творческое мышление, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук.
- Май Собираем корабль
- Продолжать совершенствовать умение обучающихся узнавать конструкцию по чертежам, последовательно анализировать чертежи конструкции, выделять ее основные части.
- Продолжать развивать умение самостоятельно
создавать конструкцию по схеме без опоры на образец; развивать навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
3. Продолжать формировать способности
критически оценивать результат своей деятельности.
32 Май Собираем лебедя
- Обучать сравнивать обобщенной графической модели на основе выделения в реальных предметах (лебедя) функционально идентичных частей; расширять кругозор, уточнять представление о животных и их повадках.
- Развивать пространственного
воображения, развитие наглядных форм мышления.
3. Формировать навыки коллективной работы.
Ожидаемые результаты к концу обучения:
- Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в конструктивной деятельности. Стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
- Любит и по собственной инициативе конструирует из Технолаб — конструктора.
- Создает постройки, сооружения, транспорт по заданной теме, условиям, инструкции, собственному замыслу, придумывает сюжетные композиции.
- Проявляет творческую активность и самостоятельность. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
- Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
Методическое обеспечение:
Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
При составлении Программы учитывалось:
- время занятий по дополнительному образованию детей в МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка»
- соответствие СанПиН 2.4. 1. 3049-13 от 30 июля 2013г.
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Программа «Юный Конструктор» направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей друг с другом. Работа с «ТЕХНОЛАБ» деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из ТЕХНОЛАБ–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
- систематичности
- активности
- контролируемости
- последовательности
- индивидуального подхода в развитии детей
-доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности, обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.
Каждое занятие состоит из нескольких частей.
Вводная часть:
Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.
Основная часть:
Цель основной части занятия — развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться.
Завершающая часть:
Целью заключительной части занятия является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях
Материалы:
Организация занятий осуществляется в МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка». Кабинет оснащен:
- индивидуальными партами;
- Наборами «ТЕХНОЛАБ»
- инструкционными картами сборки изделий;
- образцами изделий; схемами и т.п.
Список используемой литературы.
- Кайе В.А. Констурирование и эксперементирование с детьми 5-8 лет. Методическое пособие / В.А. Кайе. – М.: Изд-во Сфера, 2018. – 125 с.
- Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Средняя группа / Л.В. Куцакова. – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2019. — 69
- Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Старшая группа / Л.В. Куцакова. – М.: Изд-во Мозаика -Синтез, 2019. — 53
- Куцакова Л.В. Художественное творчество и конструирование. Сценарий занятий с детьми 4-5 лет / Л.В. Куцакова. – М.: Изд-во Мозаика – Синтез, 2018. — 134
- Лыкова И.А. Конструирование в детском саду подготовительная к школе группа / И.А. Лыкова. – М.: Изд-во Цветной мир, 2017. — 191
- Лыкова И.А. Конструирование в детском саду старшая группа / И.А. Лыкова. – М.: Изд-во Цветной мир, 2017. — 159
- Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Средняя группа. Учебно-методическое пособие / И.А. Лыкова. – М.: Изд-во Цветной мир, 2017. — 143
|