«Занимательная робототехника в детском саду». |
Конструирование | |||
Автор: Расшибина Ольга Николаевна Васильева Ирина Витальевна | |||
28.01.2024 22:34 | |||
«Занимательная робототехника в детском саду». Автор воспитатели: Расшибина О.Н. Васильева И.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36» городского округа г. Стерлитамак Республика Башкортостан. 2024г. В условиях реализации ФОП ДО актуально использование в работе с детьми образовательной робототехники, поскольку это позволяет осуществлять интеграцию практически всех образовательных областей, включенных в ФГОС и ФОП, развивает воображение и творческую активность ребенка, формирует умение работать в коллективе сверстников, способствует поддержки инициативы, проявлению самостоятельности. Робототехника позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры. Формируют познавательную активность, объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
В нашем ДОУ работа по робототехнике проводится в рамках дополнительного образования. Занятия кружка «RoboKits» проводятсяв старшемдошкольном возрасте 2 раза в неделю по 30 минут с использование конструктора LegoWeDo. Такая периодичность поддерживает интерес к конструированию модели, особенно если конструирование одной модели осуществляется на нескольких занятиях. Занятия кружка проводятся по подгруппам. Такое количество детей позволяет осуществить индивидуальный подход, обеспечить более полное иуспешное освоение программного материала. Конструктор — общий для пары детей. Ребята работают над созданием модели, распределяя между собой обязанности, что способствует развитию коммуникативных навыков, умения работать в коллективе, направлять и координировать свои усилия для получения общего результата. Программа кружка «RoboKits» включает в себя изучение некоторых направлений в области моделирования, конструирования и программирования, решения различных технических задач. Содержание занятий представляет процесс конструирования и программирования предложенных моделей или своих вариантов простейших движущихся механизмов. Конструирование моделей по замыслу позволяет создать для детей ситуацию успеха, поддержать инициативу и самостоятельность. На занятиях по робототехнике должныприсутствовать обязательные элементы:
Педагог объясняет детям обозначения команд ( «мотор работает … секунд», «мощность мотора», «ждать», «цикл» и пр.), демонстрирует приемы составления программ для моделей. Воспитатель разъясняет, как команды влияют на движение собранной модели, от чего зависит движение, что можно изменить в командах для изменения движения. На занятиях ребята имеют возможность составить свои программы, применив на практике полученную. информацией. На первых порах значения команд нужно постоянно закреплять, т.к. в старшем дошкольном возрасте только начинает формироваться произвольная память, преобладает непроизвольная, информация, если она не связана с практической деятельностью детей, быстро забывается. Для закрепления названия команд и обучения программированию используются дневнички по робототехнике, задания, разрабатываемые педагогом (найти ошибку в программе, выбрать нужные команды, и пр.). 3. Закрепление названия деталей конструктора. Названия закрепляются в процессе сборки моделей. Сборка может осуществляться как по словесной инструкции педагога, так и при помощи карт-схем с нанесенной на них последовательностью работы. Карты-схемы предоставляются каждой паре. Если у ребенка слабое зрение, то схемы делаются более крупного размера. При конструировании модели в течении нескольких занятий, в начале каждого занятия необходимо вспомнить с детьми, какую модель они конструируют, что уже было сделано и что ещё предстоит сделать. Этим обеспечивается интерес и осознанное отношение детей к процессу сборки. Помочь в этом также могут дневнички. 4. Условия для занятия робототехникой.
Занятия робототехникой можно проводить в группе детского сада, но лучшепроводить в отдельном помещении. В отдельном помещении дети более сосредоточены, минимизировано влияние отвлекающих факторов, следовательно, эффективность занятия выше. Структура занятия: 1 часть – вводная (3 минуты):
2 часть – основная (22 — 25 минут): 3 часть – заключительная (2 минуты):
Основные методы обучения по робототехнике: проектные, исследовательские, групповая, подгрупповая и индивидуальная работа, работа в парах; информационно-коммуникационные технологии. Важно помнить о роли педагога. Педагог является не транслятором информации, а педагогом навигатором- равноправным участником совместной деятельности по конструированию: проявляет гибкость, легко перестраивается, учитывает интерес детей. Грамотный подход позволяет достичь положительных результатов и мотивировать детей на дальнейшее развитие конструктивных навыков. Так наша команда «RoboKids» в 2021 году, учувствовав в городском конкурсе по робототехнике «Город, в котором мы живем», с проектом «Белое золото Шиханов» среди детских садов, заняли первое место. В 2022 в этом же конкурсе с проектом «Парк Гагарина- парк мечты», заняли второе место. Подводя итог, можно сделать вывод, что применение робототехники в детском саду позволяет повысить мотивацию воспитанников, организовать их творческую исследовательскую работу, приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству.
|