Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конструирование
Автор: Шашкова Марина Владимировна   
03.01.2024 14:08

ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шашкова Марина Владимировна МБДОУ «Детский сад 210 «Лучик» город Чебоксары

Аннотация. В статье обсуждается вопрос о том, что конструирование способствует формированию пространственных представлений, развитию мыслительных способностей, совершенствованию речевого развития детей старшего дошкольного возраста, т.к. в ходе такой деятельности под руководством воспитателя дети комментируют свои действия, делятся замыслами, мотивируют и обговаривают их, общаясь друг с другом. Автор указывает, что применение Лего-конструирования в образовательной работе создает условия для формирования пространственного мышления, развития творческого конструкторского мышления у дошкольников как компонента пространственного мышления.

Ключевые слова: Лего-конструирование, пространственные представле-ния, пространственное мышление, творчество, старший дошкольный возраст.

 

В настоящее время современные дошкольники живут в эпоху цифровизации и роботостроения. В связи с растущим темпом новых технологий общество ждет в перспективе поколения детей, умеющих оригинально и нестандартно мыслить, быстро и конструктивно решать профессиональные задачи, вносить инновационное содержание во все сферы жизнедеятельности. Опыт детских садов показывает, что будущих современных инженеров начинают готовить еще дошкольном возрасте: педагогики еще тогда должны вызвать у дошкольников выраженный интерес к техническому творчеству, научитьих думать, ориентироваться в окружающем мире, принимать самостоятельные решения.

Конструирование в детском саду может решать эти задачи. Оно развивает у детей конструктивное мышление, мелкую моторику, способствует познавательному и творческому развитию, а также формирует пространственные представления характер.

Пространственная ориентировка включает в себя оперирование формами, величинами, местоположениями и перемещениямиобъектов не только относительно друг друга, но и своего тела, а также относительно окружающих их предметов.

Дошкольники под руководством взрослого познают мир методом проб и ошибок в экспериментировании. В результате они должны сами научиться искать выход из проблемной ситуации, планировать этапы работы для по-лучения готовой постройки, находить и исправлять конструктивные ошибки, действовать произвольно. Эти умения делаютпроцесс конструирования осознанными организованным.

Диагностика показывает, что несмотря на старший дошкольный возраста без специально организованной работы у детей недостаточно развитие пространственных представлений и словесных обозначений пространственных отношений, пространственный анализ, они путают понятия «справа-слева», «сзади-спереди», «вверху-внизу», не все умеют оперировать мыслительными образами для проектирования будущей постройки; страдает ориентировка в пространстве по схеме пути с одновременным учетом ориентиров и изменений направлений.

Для преодоления вышеперечисленных трудностей необходимы соответ-ствующие средства, благодаря которым удастся привлечь произвольное внимание детей к контруированию, а для педагогов – развивать их пространственное мышление. В качестве инструмента достижения цели рекомендуется использовать всеми любимый и известный на весь мир конструктор Лего. Лего используется и как универсальной конструктор, и как яркая, интересная развивающая игрушка. «LEGO» с латинского языка переводится как «Я учусь» или «Я складываю». Чаще всего в практике ДОО используются наборы серии LEGO Education и LEGO DUPLO.

В процессе использования конструктора Лего предлагается несколько-приемов работы в непосредственно образовательнойдеятельности с детьми:

  1. Конструирование по образцу: существует готовая модель того, что нужно построить (изображение или схема) – ее как правило готовит воспита-тель.
  2. При конструировании по условиям образец отсутствует, задаются лишь определенные условия, которым постройка должна строго соответствовать (например, домик для мышки – маленький, а для лошадки — большой).
  3. Конструирование по замыслу предполагает, что старший дошкольник из того лего-деталей, которые есть у него в распоряжении, самсоздает образ будущейпостройки. Этот тип конструирования отлично развивает творческие способности.
  4. Коллективноеконсруирование – старшие дошкольник работают груп-пами, парами либо все вместе.

Е.А. Галюрова предлагает дидактические конструктивные игры с Лего-материалом: «Построй с закрытыми глазами», «Найди такую же», «Найди та-кую же постройку, как на картинке», «Собери фигурку по памяти» «Разложи по цвету» и др. Используется не более 6 деталей. Сюжетно-ролевые игры: строительство кораблей, СТО, разных зданий для дальнейшего обыгрывания. Театрализованные игры: постройка из Лего-кубиков различных декораций, сказочных персонажей дальнейшей для постановки мини-спектаклей[1].

Н.В. Блажко, Л.Н. Корчагина определяют задачи Лего-конструирования в целях развития пространственных представлений:

− развитие умения проводить анализ предмета, выделять его характерные свойства, функциональные части, связывать ихназначение с их строением;

– ориентировка на микроплоскости и микропространстве с опорой на-схему или по собственному замыслу;

− обучение планированию процесса конструирования собственной моде-ли либо коллективного совместного проекта;

− стимулирование конструктивного воображения при созданиипостройки по своему замыслу, по определенной педагогом или свободновыбранной теме;

− формирование умения выполнять все конструктивные действия в соот-ветствии с образцом и инструкциями педагога и передавать конфигурации, де-тальное строение и свойства предметов средствами конструктора Лего[4].

Для эффективного использованияЛего-конструкторов в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, необходимо обогатить пред-метно-пространственную среду. Е. К.Махиянова предлагает создать так назы-ваемый Лего-центр в виде лэпбука «Удивительный мир LEGO» – это картотеки игр с Лего-конструкторами; Лего- раскраски, сборники «Лего-сказок» и пр. [3].

Таким образом, применение Лего-конструирования в образовательной работе создает условия для формирования пространственного мышления, раз-вития творческого конструкторского мышления у дошкольников как компонента пространственного мышления.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Галюрова Е.А. Лего — конструирование как способ развития простран-ственного мышления у старших дошкольниковhttps: //clck. ru/35joyi (дата обра-щения 16. 09. 2023).
  2. Коваленко И.В., Шумова С.М. LEGO-мозаика – средство развития пространственных представлений и технических способностей детей старшего дошкольного возраста // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей VI Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С. 114–116
  3. Махиянова Е.К. LEGO – конструирование как средство разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok. ru/index. php/files/obobshchenie-pedagogicheskogo-opyta-raboty-po-teme. html (дата обращения 16. 09. 2023).
  4. LEGO-конструирование как средство развития мышлениядетей среднего дошкольного возраста[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //clck. ru/35jovi (дата обращения 16. 09. 2023).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год