ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Конструирование | |||
Автор: Шашкова Марина Владимировна | |||
03.01.2024 14:08 | |||
ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Шашкова Марина Владимировна МБДОУ «Детский сад 210 «Лучик» город Чебоксары Аннотация. В статье обсуждается вопрос о том, что конструирование способствует формированию пространственных представлений, развитию мыслительных способностей, совершенствованию речевого развития детей старшего дошкольного возраста, т.к. в ходе такой деятельности под руководством воспитателя дети комментируют свои действия, делятся замыслами, мотивируют и обговаривают их, общаясь друг с другом. Автор указывает, что применение Лего-конструирования в образовательной работе создает условия для формирования пространственного мышления, развития творческого конструкторского мышления у дошкольников как компонента пространственного мышления. Ключевые слова: Лего-конструирование, пространственные представле-ния, пространственное мышление, творчество, старший дошкольный возраст.
В настоящее время современные дошкольники живут в эпоху цифровизации и роботостроения. В связи с растущим темпом новых технологий общество ждет в перспективе поколения детей, умеющих оригинально и нестандартно мыслить, быстро и конструктивно решать профессиональные задачи, вносить инновационное содержание во все сферы жизнедеятельности. Опыт детских садов показывает, что будущих современных инженеров начинают готовить еще дошкольном возрасте: педагогики еще тогда должны вызвать у дошкольников выраженный интерес к техническому творчеству, научитьих думать, ориентироваться в окружающем мире, принимать самостоятельные решения. Конструирование в детском саду может решать эти задачи. Оно развивает у детей конструктивное мышление, мелкую моторику, способствует познавательному и творческому развитию, а также формирует пространственные представления характер. Пространственная ориентировка включает в себя оперирование формами, величинами, местоположениями и перемещениямиобъектов не только относительно друг друга, но и своего тела, а также относительно окружающих их предметов. Дошкольники под руководством взрослого познают мир методом проб и ошибок в экспериментировании. В результате они должны сами научиться искать выход из проблемной ситуации, планировать этапы работы для по-лучения готовой постройки, находить и исправлять конструктивные ошибки, действовать произвольно. Эти умения делаютпроцесс конструирования осознанными организованным. Диагностика показывает, что несмотря на старший дошкольный возраста без специально организованной работы у детей недостаточно развитие пространственных представлений и словесных обозначений пространственных отношений, пространственный анализ, они путают понятия «справа-слева», «сзади-спереди», «вверху-внизу», не все умеют оперировать мыслительными образами для проектирования будущей постройки; страдает ориентировка в пространстве по схеме пути с одновременным учетом ориентиров и изменений направлений. Для преодоления вышеперечисленных трудностей необходимы соответ-ствующие средства, благодаря которым удастся привлечь произвольное внимание детей к контруированию, а для педагогов – развивать их пространственное мышление. В качестве инструмента достижения цели рекомендуется использовать всеми любимый и известный на весь мир конструктор Лего. Лего используется и как универсальной конструктор, и как яркая, интересная развивающая игрушка. «LEGO» с латинского языка переводится как «Я учусь» или «Я складываю». Чаще всего в практике ДОО используются наборы серии LEGO Education и LEGO DUPLO. В процессе использования конструктора Лего предлагается несколько-приемов работы в непосредственно образовательнойдеятельности с детьми:
Е.А. Галюрова предлагает дидактические конструктивные игры с Лего-материалом: «Построй с закрытыми глазами», «Найди такую же», «Найди та-кую же постройку, как на картинке», «Собери фигурку по памяти» «Разложи по цвету» и др. Используется не более 6 деталей. Сюжетно-ролевые игры: строительство кораблей, СТО, разных зданий для дальнейшего обыгрывания. Театрализованные игры: постройка из Лего-кубиков различных декораций, сказочных персонажей дальнейшей для постановки мини-спектаклей[1]. Н.В. Блажко, Л.Н. Корчагина определяют задачи Лего-конструирования в целях развития пространственных представлений: − развитие умения проводить анализ предмета, выделять его характерные свойства, функциональные части, связывать ихназначение с их строением; – ориентировка на микроплоскости и микропространстве с опорой на-схему или по собственному замыслу; − обучение планированию процесса конструирования собственной моде-ли либо коллективного совместного проекта; − стимулирование конструктивного воображения при созданиипостройки по своему замыслу, по определенной педагогом или свободновыбранной теме; − формирование умения выполнять все конструктивные действия в соот-ветствии с образцом и инструкциями педагога и передавать конфигурации, де-тальное строение и свойства предметов средствами конструктора Лего[4]. Для эффективного использованияЛего-конструкторов в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, необходимо обогатить пред-метно-пространственную среду. Е. К.Махиянова предлагает создать так назы-ваемый Лего-центр в виде лэпбука «Удивительный мир LEGO» – это картотеки игр с Лего-конструкторами; Лего- раскраски, сборники «Лего-сказок» и пр. [3]. Таким образом, применение Лего-конструирования в образовательной работе создает условия для формирования пространственного мышления, раз-вития творческого конструкторского мышления у дошкольников как компонента пространственного мышления. ЛИТЕРАТУРА
|