Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конструирование
Автор: Шашкова Марина Владимировна   
03.01.2024 14:08

ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шашкова Марина Владимировна МБДОУ «Детский сад 210 «Лучик» город Чебоксары

Аннотация. В статье обсуждается вопрос о том, что конструирование способствует формированию пространственных представлений, развитию мыслительных способностей, совершенствованию речевого развития детей старшего дошкольного возраста, т.к. в ходе такой деятельности под руководством воспитателя дети комментируют свои действия, делятся замыслами, мотивируют и обговаривают их, общаясь друг с другом. Автор указывает, что применение Лего-конструирования в образовательной работе создает условия для формирования пространственного мышления, развития творческого конструкторского мышления у дошкольников как компонента пространственного мышления.

Ключевые слова: Лего-конструирование, пространственные представле-ния, пространственное мышление, творчество, старший дошкольный возраст.

 

В настоящее время современные дошкольники живут в эпоху цифровизации и роботостроения. В связи с растущим темпом новых технологий общество ждет в перспективе поколения детей, умеющих оригинально и нестандартно мыслить, быстро и конструктивно решать профессиональные задачи, вносить инновационное содержание во все сферы жизнедеятельности. Опыт детских садов показывает, что будущих современных инженеров начинают готовить еще дошкольном возрасте: педагогики еще тогда должны вызвать у дошкольников выраженный интерес к техническому творчеству, научитьих думать, ориентироваться в окружающем мире, принимать самостоятельные решения.

Конструирование в детском саду может решать эти задачи. Оно развивает у детей конструктивное мышление, мелкую моторику, способствует познавательному и творческому развитию, а также формирует пространственные представления характер.

Пространственная ориентировка включает в себя оперирование формами, величинами, местоположениями и перемещениямиобъектов не только относительно друг друга, но и своего тела, а также относительно окружающих их предметов.

Дошкольники под руководством взрослого познают мир методом проб и ошибок в экспериментировании. В результате они должны сами научиться искать выход из проблемной ситуации, планировать этапы работы для по-лучения готовой постройки, находить и исправлять конструктивные ошибки, действовать произвольно. Эти умения делаютпроцесс конструирования осознанными организованным.

Диагностика показывает, что несмотря на старший дошкольный возраста без специально организованной работы у детей недостаточно развитие пространственных представлений и словесных обозначений пространственных отношений, пространственный анализ, они путают понятия «справа-слева», «сзади-спереди», «вверху-внизу», не все умеют оперировать мыслительными образами для проектирования будущей постройки; страдает ориентировка в пространстве по схеме пути с одновременным учетом ориентиров и изменений направлений.

Для преодоления вышеперечисленных трудностей необходимы соответ-ствующие средства, благодаря которым удастся привлечь произвольное внимание детей к контруированию, а для педагогов – развивать их пространственное мышление. В качестве инструмента достижения цели рекомендуется использовать всеми любимый и известный на весь мир конструктор Лего. Лего используется и как универсальной конструктор, и как яркая, интересная развивающая игрушка. «LEGO» с латинского языка переводится как «Я учусь» или «Я складываю». Чаще всего в практике ДОО используются наборы серии LEGO Education и LEGO DUPLO.

В процессе использования конструктора Лего предлагается несколько-приемов работы в непосредственно образовательнойдеятельности с детьми:

  1. Конструирование по образцу: существует готовая модель того, что нужно построить (изображение или схема) – ее как правило готовит воспита-тель.
  2. При конструировании по условиям образец отсутствует, задаются лишь определенные условия, которым постройка должна строго соответствовать (например, домик для мышки – маленький, а для лошадки — большой).
  3. Конструирование по замыслу предполагает, что старший дошкольник из того лего-деталей, которые есть у него в распоряжении, самсоздает образ будущейпостройки. Этот тип конструирования отлично развивает творческие способности.
  4. Коллективноеконсруирование – старшие дошкольник работают груп-пами, парами либо все вместе.

Е.А. Галюрова предлагает дидактические конструктивные игры с Лего-материалом: «Построй с закрытыми глазами», «Найди такую же», «Найди та-кую же постройку, как на картинке», «Собери фигурку по памяти» «Разложи по цвету» и др. Используется не более 6 деталей. Сюжетно-ролевые игры: строительство кораблей, СТО, разных зданий для дальнейшего обыгрывания. Театрализованные игры: постройка из Лего-кубиков различных декораций, сказочных персонажей дальнейшей для постановки мини-спектаклей[1].

Н.В. Блажко, Л.Н. Корчагина определяют задачи Лего-конструирования в целях развития пространственных представлений:

− развитие умения проводить анализ предмета, выделять его характерные свойства, функциональные части, связывать ихназначение с их строением;

– ориентировка на микроплоскости и микропространстве с опорой на-схему или по собственному замыслу;

− обучение планированию процесса конструирования собственной моде-ли либо коллективного совместного проекта;

− стимулирование конструктивного воображения при созданиипостройки по своему замыслу, по определенной педагогом или свободновыбранной теме;

− формирование умения выполнять все конструктивные действия в соот-ветствии с образцом и инструкциями педагога и передавать конфигурации, де-тальное строение и свойства предметов средствами конструктора Лего[4].

Для эффективного использованияЛего-конструкторов в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, необходимо обогатить пред-метно-пространственную среду. Е. К.Махиянова предлагает создать так назы-ваемый Лего-центр в виде лэпбука «Удивительный мир LEGO» – это картотеки игр с Лего-конструкторами; Лего- раскраски, сборники «Лего-сказок» и пр. [3].

Таким образом, применение Лего-конструирования в образовательной работе создает условия для формирования пространственного мышления, раз-вития творческого конструкторского мышления у дошкольников как компонента пространственного мышления.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Галюрова Е.А. Лего — конструирование как способ развития простран-ственного мышления у старших дошкольниковhttps: //clck. ru/35joyi (дата обра-щения 16. 09. 2023).
  2. Коваленко И.В., Шумова С.М. LEGO-мозаика – средство развития пространственных представлений и технических способностей детей старшего дошкольного возраста // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей VI Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С. 114–116
  3. Махиянова Е.К. LEGO – конструирование как средство разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok. ru/index. php/files/obobshchenie-pedagogicheskogo-opyta-raboty-po-teme. html (дата обращения 16. 09. 2023).
  4. LEGO-конструирование как средство развития мышлениядетей среднего дошкольного возраста[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //clck. ru/35jovi (дата обращения 16. 09. 2023).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год