Обобщение педагогического опыта работы в ДОУ «Легоконструирование и робототехника как средство всестороннего развития ребенка в дошкольном учреждении» |
Конструирование | |||
Автор: Чураева Альбина Назыфовна Сараева Жанна Инвировна Башарова Анна Михайловна Шаяхметова Регина Рафальевна | |||
30.12.2023 15:12 | |||
Обобщение педагогического опыта работы в ДОУ «Легоконструирование и робототехника как средство всестороннего развития ребенка в дошкольном учреждении» «Если ребёнок в детстве не научился творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать». Л.Н. Толстой XXI век — век новых технологий. Мы живём в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Невозможно представить современную жизнь без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, сложных систем управления и т.д. Робототехника сегодня — одна из самых динамично развивающихся отраслей промышленности. В связи с этим, государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих техническим складом мышления и высокими интеллектуальными возможностями. Современному обществу требуются люди, способные нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в ВУЗах, а значительно раньше — в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. LEGO-конструирование и образовательная робототехника являются одними из наиболее эффективных инновационных технологий развития технического мышления у детей дошкольного возраста. Конструкторы «LEGO» существуют на рынке игрушек уже на протяжении нескольких десятилетий, и на сегодняшний день остаются незаменимым материалом для работы с детьми в дошкольных учреждениях. Обладая высокими образовательными возможностями, многофункциональностью, высокими эстетическими характеристиками, дают возможность познакомить воспитанников с техническим творчеством, способствуют формированию задатков инженерно-технического мышления, развитию внимания, воображения, памяти, мышления, коммуникативных навыков, формированию связной речи, обогащению словарного запаса.
Робототехника в детском саду – это не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Объединяя в себе элементы игры и экспериментирования, способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста. Становится очевидным, что применение технологий LEGO–конструирования и робототехники весьма актуально и в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, поскольку:
Использование LEGO и робототехнических конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию к обучению, так как при работе с конструктором ребенку требуются знания практически из всех образовательных областей, а созданные в процессе конструирования модели и роботы, дети с огромным удовольствием используют в различных видах игровой деятельности, в которые, как правило, незамедлительно включаются при завершении процесса конструирования. Творческое, коммуникативное и интеллектуальное развитие ребёнка находится в тесной связи с развитием пальцев рук, мышлением и творческим воображением ребенка. Игры с конструкторами можно рассматривать как один из инструментов для развития детей. В процессе занятий техническим творчеством выделяю 4 этапа:
Для успешной организации конструирования стараюсь соблюдать следующие условия:
Основное внимание ребят уделяется самому процессу конструирования, а не его результату. Важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребенком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если отметить оригинальность и самобытность творческой работы. Поэтому после того, как закончены постройки, обязательно беседуем о выполненных поделках. «Какой ты молодец! У тебя красиво получилось. Расскажи, что ты построил? Как ты будешь играть со своей замечательной фигуркой?». В своей работе я использую с воспитанниками набор серии LEGO Education и LEGO WeDo 2.0. Начала работу с ознакомления детей с конструкторами LEGO. Это происходило в такой последовательности: спонтанная коллективная игра детей с конструктором, ознакомление с содержанием и правилами работы с конструктором с цветом, формой и размером деталей, названиями деталей, различными способами скрепления деталей. На начальном этапе ребята конструируют по образцу, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам. Первые постройки ребята делали с конструктором с более простыми механизмами и большими деталями. Затем начинают придумывать свои модели по определенной теме. Чаще всего, конструируя по замыслу, дети выбирают темы для своих построек на основе желаний, переживаний, сюжетом постройки могут стать любимые герои из мультфильмов или книг. Следующий этап работы – это знакомство с программированием, модулями и блоками программирования. Я использовала конструктор LEGO WeDo 2.0. Для программирования построек нужен ноутбук или планшет, на которых заранее установила программное обеспечение LEGO WeDo 2.0. Среда программирования основана на перетаскивании элементов, что очень легко для детей. Созданные машины-роботы приводились в движение через программу, которую составляли сами дети. Дети не только показывают свои модели в работе, но и рассказывают как и благодаря чему приводится в движение данная модель, что развивает ребенка всесторонне: речь, работа в паре, интеллект, мышление, умение выступать перед аудиторией. В процессе работы постоянно отмечаю, что дети занимаются конструированием с огромным интересом и увлечением. Конструктор Лего помогает мне пробудить у них познавательную и творческую активность, привить навыки общения с взрослыми и сверстниками. За время использования конструктора мои дошкольники научились работать с предложенными инструкциями и схемами, а зачастую осуществляют постройки из конструктора по своему замыслу. Дети быстро и легко научились ориентироваться в цвете, размерах и способах скрепления деталей. Стали при постройках использовать разные способы соединения, комбинировать детали. Значительно вырос интерес к конструкторской деятельности. Кроме того, мои дошкольники стали чаще использовать конструктор для сюжетных игр, изготавливать недостающие предметы для игры. Например, для сюжетно-ролевой игры «Дом» конструируют, дома, мебель, транспорт, предметы быта. Наблюдается сплочение детского коллектива, у детей формируются навыки сотрудничества, умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения. Конструктор ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту. Активное использование ЛЕГО-конструирования с дошкольниками способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
|