ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
Воспитатель МБДОУ №1Медведева С.А. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1
Актуальность:
Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Скачать конспект
ЛЕГО — педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. ЛЕГО — технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее — ФГОС ДОО), потому что:
- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. ( «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)
- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью. -позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре)
- способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; умению работать в коллективе.
В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО — технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.
Использование ЛЕГО-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.
Новизна педагогического опыта заключается
- В создании условий для развития познавательной, творческой активности дошкольников через применение технологии ЛЕГО-конструирования. (создание ЛЕГО – центра);
- Опыт направлен на обновление форм и методов приобщения дошкольников к техническому творчеству;
- Внедрение новой культурной образовательной практики — Клубный час. Практическая значимость:
- Конструктор — ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту.
- Активное использование ЛЕГО — конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности, способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
- Данный опыт направлен на учет образовательных потребностей контингента воспитанников ДОУ. У меня в группе имеются дети с особыми образовательными потребностями. Констуктор Лего помогает мне пробудить у них познавательную и творческую активность, привить навыки общения со взрослыми и сверстниками.
ЛЕГО-технология — это не только практика, творчество, деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.
В качестве основных целевых ориентиров ЛЕГО — технология предполагает развитие конструкторских способностей детей, эстетического вкуса, формирование познавательной и исследовательской активности, стремления к умственной деятельности, поможет развить в детях инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.
Теоретический базис технологии выстроен на основе:
- «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой
- «Лего конструирование в детском саду» Е.В. Фешина
Основные принципы построения технологии
В основу технологии положены принципы:
- Доступности. Содержание, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям учащихся, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребёнка.
- Перспективы. Этот принцип позволяет подготовить детей к усвоению сложного материала, сформировать общие интересы.
- Наглядности. Овладение материалом начинается с чувственного восприятия или с привлечения воспринятого ранее и имеющегося в опыте. Наглядность мобилизует психическую активность детей дошкольного возраста, вызывает интерес к работе, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.
- Прочности овладения знаниями, умениями, навыками. Основное условие реализации этого принципа – точное определение целей работы. Каждый ребёнок чётко представляет, какой результат ожидается, какие знания и умения он приобретёт, где сможет их применить.
- Систематичности и последовательности. Работа строятся по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на ранее усвоенные знания и таким образом, чтобы ребенок мог закрепить ранее полученные знания и в то же время приобрести элементы новых знаний. Этот принцип требует правильного определения объема знаний и усложнения материала на каждом возрастном этапе.
- Новизны. Для развития интереса необходимо постоянное внедрение элементов новизны на всех этапах учебного процесса: от выбора содержания материала, проблем для обсуждения, видов деятельности до использования технических средств и наглядности.
Цель: Создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования.
Целью использования ЛЕГО-технологии в системе дошкольного образования является:
- овладение навыками начального технического конструирования
- развитие мелкой моторики
- координацию «глаз-рука»
- развитие логического и пространственного мышления детей
- навык взаимодействия в группе.
С помощью конструктора LEGO решаются задачиобразовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:
- Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
- Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
- Получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.
- Расширение своих представлений об окружающем мире — об архитектуре, транспорте, ландшафте.
- Развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления.
- Обучение воображению, творческому мышлению.
- Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
- Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.
В технологии использованы следующие формы работы:
- Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
- Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут)
- Повседневное самостоятельное конструирование, строительная игра в свободное от плановых занятий время.
- Фестивали, конкурсы, викторины
Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.
|