«Конструирование в детском саду» |
Конструирование | |||
Автор: Исмагилова Елена Викторовна | |||
12.11.2023 20:32 | |||
«Конструирование в детском саду» Составитель: воспитатель Исмагилова Е. В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №53» Новосибирск 2023 Игра вконструктор – одна из самых любимых занятий детей любого возраста. Оно является не только увлекательным, но и полезным для ребёнка. Конструирование –это это целенаправленный процесс создания различных фигурок, сооружений, композиций на основе выявления взаимосвязей между элементами (частями) конструкции и выбором адекватного способа их соединения в осмысленное целое, так же оно создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка, обладая чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания ребёнка.
При игре вконструктор выявляется и раскрывается потенциал каждого ребёнка, а моя задача как воспитателя, поддержать и развить его индивидуальность, стараешься создать оптимальные условия для обогащения жизненного опыта и личностного роста; всемерное обеспечение ресурсов для самореализации и саморазвития ребенка. Мышление ребёнка в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении конструированию у него развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Создавая постройку, ребёнок мысленно представляет, какой она будет, и заранее планирует как её будет выполнять и в какой последовательности и какой будет конечный результат. Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться схемами, эскизами. Ребенок сам создает разметку на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. В процессе конструирования ребенок знакомится со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, пластмасса, картона, ткани, природного, бросового материала и многое другое. Данный вид деятельности способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. Так же у ребенка обогащается речь новыми терминами, понятиями (кирпичик, брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; ребёнок упражняется в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.). Совместное конструирование — это хороший повод для общения с ребёнком любого возраста. Ведь конструктор совсем не простая игрушка, чтобы получить задуманную постройку из конструктора ребёнку требуется приложить определённые усилия, а для создания сложной конструкции необходимы сообразительность и определенные умения, ведь последовательному сбору деталей по схеме ребенка тоже надо научить. Конструирование является также средством нравственного воспитания дошкольника. В процессе этого вида деятельности формируются такие важные качества личности, как самостоятельность, трудолюбие, инициатива, умение работать в команде, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу. В возрасте 5-6 лет у ребенка становится более устойчивым произвольное внимание. Идет становление личности, расширяются интересы. Формируется коммуникативная самостоятельность, в которой ребенок удовлетворяет потребность в деловом общении. У детей этого года жизни интерес к конструированию не угасает, а наоборот, он становится более устойчивым и глубоким. Некоторые технические умения и навыки в работе со строительными наборами и с бумагой у них есть, игрушки они могут сделать самостоятельно, если есть материал (полоски бумаги, геометрические формы и т.д.), и воспитатель будет содействовать в осуществлении их конструктивных замыслов. Наконец, конструктивная деятельность имеет больше значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Оперный театр, Театр Юного зрителя и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д. Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть обязательно в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию!
|