Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования |
Конструирование | |||
Автор: Зекунова Людмила Николаевна Попова Светлана Петровна | |||
06.01.2023 12:12 | |||
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования
г.Курск. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 54» «Если ребёнок не научится сам ничего творить, то в жизни, он всегда будет только подражать и копировать.» Л.Н. Толстой Жизнь в современном обществе становится все разнообразнее и сложнее. От человека требуется творческий подход к решению проблем, гибкость мышления, хорошо развитое воображение, быстрая ориентация в новых условиях. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью интеллекта, а задачу их развития – одной из важнейших образовательных задач. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Конструирование, обладая созидательно – преобразующей основой, при определенной организации обучения несет творческий характер. В этом виде деятельности созданы условия для развития интеллектуальной активности и воображения, экспериментирования с материалом, возникновения ярких эмоций, что и позволяет считать его мощным средством развития творческих способностей детей, а также делает воспитание и обучение дошкольников при помощи конструирования актуальным. Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета. Существует техническое и художественное конструирование. Различаются они материалами, используемыми на занятиях. Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или имеет представления о них. К техническому конструированию относится создание предметов из строительных элементов, деталей конструктора, крупногабаритных модулей. Художественное конструирование – это творческий процесс, который стимулирует мышление, восприятие, воображение, учит планировать, организовывать и контролировать работу. К такому типу конструирования относятся конструирование из бумаги и природного материала. Создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от выбранной цели. Такой подход в работе способствует формированию у ребенка нестандартного взгляда на окружающие его предметы, преодолению стереотипности мышления. На наш взгляд, несмотря на относительную простоту применения конструирования важно так продумать формы организации занятий, подобрать методы и приемы, чтобы ребенок захотел конструировать и мастерить. Методы и приёмы работы с возрастом детей изменяются. Если с младшими дошкольниками воспитатель, анализируя образец, обращает внимание на цвет, форму деталей, то в средней группе детей приучаем к самостоятельности. Дети сами меняют постройки в высоту, длину и ширину, выбирают цвет. Детям 5-6 лет стараемся реже давать образец постройки или поделки. А если даём, то примерный, чтобы показать основные части конструкции. Можно в качестве образца использовать фотографии, рисунки. Таким образом, дети чаще придумывают свой вариант поделки, перенимают друг у друга конструктивные решения. Дети 6-7 лет становятся более наблюдательными и любознательными, у них повышается работоспособность. Учитывая это, в обучении ставим более сложные задачи, образец уже в этом возрасте даем лишь для того, чтобы показать на нем какой-то конструктивный приём. Чаще используем чертежи, схемы, рисунки. Дошкольники иногда бывают равнодушны к декоративным украшениям поделки. Наша задача, в этом случаи, привлечь их внимание к образцу, помочь понять настроение, передаваемое автором. Тогда работа станет понятной и вызовет желание ребенка её улучшить. Таким образом, именно воспитатель становится первым помощником в творческих исканиях ребенка. Очень важно находить детским работам практическое применение. Их можно использовать как подарки малышам, сверстникам, взрослым, для игры или занятий. Нельзя в присутствии ребенка уничтожать плоды его труда, выбрасывать, выражать к ним пренебрежительное отношение. Работа дошкольников обязательно анализируется, это один из стимулов ее улучшения. В младшем возрасте подчеркиваем достоинства работы. Старших дошкольников учим самостоятельно анализировать поделки и постройки, давать советы друг другу. Причем важно учить детей доброжелательно, уважительно относиться к работе товарищей. Важно, чтобы процесс конструирования не был подчинен авторитету взрослого и не проходил механически без желания и интереса ребенка. К плохому результату приходит воспитатель, когда опекает детей, практикует работу под диктовку. К этому легко и просто привыкнуть, потому что проявлять активность и самостоятельность гораздо труднее. Главное для ребенка – это преодоление трудностей, радость творчества, приобретение трудовых навыков.
|