РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНСТРУКТОРА ТИКО |
Конструирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Кузнецова Татьяна Дмитриевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.01.2023 00:25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНСТРУКТОРА ТИКО Т.Д. Кузнецова, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 16» комбинированного вида Аннотация: одно из направлений содержания дошкольного образования, прописанного в Стратегии развития образования Белгородской области — развитие творческих способностей детей. А также указано, что «Особое внимание в рамках Стратегии развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» будет уделено развитию у дошкольников техническо-конструктивного творчества». Работа дошкольников с конструкторами ТИКО – одно из средств дошкольного образования, эффективно используемого для решения данной задачи. Ключевые слова: творчество, способности, конструктивные творческие способности, конструктивные навыки, дополнительное образование.
Сегодня многие авторы высшей ценностью образования полагают человека, его свободу, способность к созиданию. Это основа новой парадигмы современного образования. Современные исследователи Е.В. Бондаревская, Н.О. Чухно, Щупленков О.В., Щупленков и др. указывают, что важнейшими принципами в рамках данной парадигмы становятся ненасилие и невмешательство, что создает реальные условия для воспитания творческой личности ребенка, развития его творческих способностей [7]. В Стратегии развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на период 2020 — 2021 годы указано: «К одному из перспективных направлений обновления содержания дошкольного образования относится развитие творческих способностей детей». И далее: «Особое внимание в рамках Стратегии развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» будет уделено развитию у дошкольников техническо-конструктивного творчества» [4]. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования определяет конструирование из различных материалов как один из значимых видов деятельности для формирования у детей творческих способностей [6]. Рассмотрим основные понятия «творчество» и «способности». Л.А. Парамонова анализируя понятие творчества, пишет: «Творчество в широком смысле слова — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта — художественного произведения, картины, прибора, научного открытия и др. Результат творческой деятельности детей, как правило, не имеет значения для развития науки, культуры или производства. Продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка» [3]. Способности – это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения. Творческие способности — способности человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи. [5]. Отечественные психологи (Н. Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др.) выделили показатели, с помощью которых «распознается» детское творчество. Это: новизна продукта (субъективная); оригинальность; вариативность решений; интеллектуальная активность; эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение «интеллектуальных эмоций» в результате преодоления интеллектуальных затруднений [3]. В настоящее время для развития техническо-конструктивных творческих способностей детей значительным потенциалом обладают конструкторы нового поколения: «ЛЕГО», «ТИКО», конструкторы с элементами робототехники и др. Для данной статьи интерес представляют конструкторы «ТИКО». С 2002 года НПО «РАНТИС» (г. Кировск Ленинградской области) производит оригинальный объемный Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО), который не имеет отечественных аналогов. В составе ТИКО – пластмассовые треугольники (равносторонние, равнобедренные и прямоугольные), квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. В настоящее время ТИКО комплектуется в виде 10 наборов, рассчитанных для игр детей дошкольного и школьного возраста: «Малыш», «Класс», «Фантазеры», «Школьник», «Геометрия», «Азбука» и др. [2]. Образовательная деятельность с конструкторами ТИКО в детском саду организуется в рамках образовательной деятельности в режимных моментах, в свободной образовательной деятельности и в кружковой деятельности, как дополнительное образование. Познакомлю с особенностями построения образовательной деятельности в кружке моделирования «ТИКО-мастера». Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «ТИКО-мастера» разработана для организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Цель программы: формирование конструктивных умений и развитие техническо-конструктивного творчества у старших дошкольников. Среди основных форм организации конструктивной деятельности определяются: конструирование по образцу; конструирование по модели; конструирование по чертежам и схемам; конструирование по замыслу; конструирование по теме; каркасное конструирование (таблица 1). Таблица 1 Формы работы с конструктором ТИКО
Как известно одним из основных дидактических принципов построения дошкольного образования является принцип систематичности и последовательности. Он предусматривает формирование знаний, умений и навыков в системе и определенном порядке, при котором каждый элемент учебного материала связан логически с другими, последующее опирается на предыдущее и готовит к освоению нового [1]. С учетом данных принципов при составлении дополнительной общеразвивающей образовательной программы и рабочей программы педагога дополнительного образования в начале учебного года преимущественно планируются занятия по образцу, по модели, а в дальнейшем и в других формах конструктивной деятельности. Отсюда условно выделяю этапы работы с конструктором ТИКО. (таблица 2). Таблица 2 Этапы работы с конструктором ТИКО
Переход от одного этапа к другому зависит от увлеченности ребенка и от результатов деятельности. В дополнительной общеразвивающей образовательной программе описана методика организации занятий на всех этапах конструктивной деятельности с конструкторами ТИКО. В содержание рабочей программы кружковой деятельности включается конкретное планирование занятий на учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю, длительностью 25-30 минут. Тематика занятий в кружке планируется с учетом комплексно-тематического планирования образовательной деятельности в старших группах. Такой подход позволяет детям закреплять полученные знаний и представления об окружающем мире; осмысливать качества предметов; запоминать их характерные особенности и детали; осознанно использовать конструктивные навыками и умениями работы с конструкторами ТИКО. При этом выделяются занятия по обучению конструктивным умениям и навыкам (конструирование по образцу, по модели, частично конструирование по чертежу и каркасное) и занятия по подготовке и организации мероприятий с конструктивными работами детей (конструирование по замыслу, по теме, каркасное). Здесь форма образовательных мероприятий – подготовка и проведение презентаций выставок детьми, вечера досуга, развлечения, театральная и игровая деятельность и др. (пример в таблице 3). Таблица 3 Тематика занятий в кружке «Мастера – ТИКО»
Таким образом, опыт работы в кружке моделирования «ТИКО-мастера» показал, что конструкторы ТОКО в дошкольной организации - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству, развитию их конструктивных способностей. Список литературы
|