Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНСТРУКТОРА ТИКО
Конструирование
Автор: Кузнецова Татьяна Дмитриевна   
02.01.2023 00:25

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНСТРУКТОРА ТИКОРАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНСТРУКТОРА ТИКО

Т.Д. Кузнецова, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 16» комбинированного вида

Аннотация: одно из направлений содержания дошкольного образования, прописанного в Стратегии развития образования Белгородской области — развитие творческих способностей детей. А также указано, что «Особое внимание в рамках Стратегии развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» будет уделено развитию у дошкольников техническо-конструктивного творчества». Работа дошкольников с конструкторами ТИКО – одно из средств дошкольного образования, эффективно используемого для решения данной задачи.

Ключевые слова: творчество, способности, конструктивные творческие способности, конструктивные навыки, дополнительное образование.

 

Скачать конспект

Сегодня многие авторы высшей ценностью образования полагают человека, его свободу, способность к созиданию. Это основа новой парадигмы современного образования. Современные исследователи Е.В. Бондаревская, Н.О. Чухно, Щупленков О.В., Щупленков и др. указывают, что важнейшими принципами в рамках данной парадигмы становятся ненасилие и невмешательство, что создает реальные условия для воспитания творческой личности ребенка, развития его творческих способностей [7].

В Стратегии развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на период 2020 — 2021 годы указано: «К одному из перспективных направлений обновления содержания дошкольного образования относится развитие творческих способностей детей». И далее: «Особое внимание в рамках Стратегии развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» будет уделено развитию у дошкольников техническо-конструктивного творчества» [4].

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования определяет конструирование из различных материалов как один из значимых видов деятельности для формирования у детей творческих способностей [6].

Рассмотрим основные понятия «творчество» и «способности». Л.А. Парамонова анализируя понятие творчества, пишет: «Творчество в широком смысле слова — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта — художественного произведения, картины, прибора, научного открытия и др. Результат творческой деятельности детей, как правило, не имеет значения для развития науки, культуры или производства. Продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка» [3].

Способности – это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения. Творческие способности — способности человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи. [5].

Отечественные психологи (Н. Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др.) выделили показатели, с помощью которых «распознается» детское творчество. Это: новизна продукта (субъективная); оригинальность; вариативность решений; интеллектуальная активность; эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение «интеллектуальных эмоций» в результате преодоления интеллектуальных затруднений [3].

В настоящее время для развития техническо-конструктивных творческих способностей детей значительным потенциалом обладают конструкторы нового поколения: «ЛЕГО», «ТИКО», конструкторы с элементами робототехники и др.

Для данной статьи интерес представляют конструкторы «ТИКО». С 2002 года НПО «РАНТИС» (г. Кировск Ленинградской области) производит оригинальный объемный Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО), который не имеет отечественных аналогов. В составе ТИКО – пластмассовые треугольники (равносторонние, равнобедренные и прямоугольные), квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.

В настоящее время ТИКО комплектуется в виде 10 наборов, рассчитанных для игр детей дошкольного и школьного возраста: «Малыш», «Класс», «Фантазеры», «Школьник», «Геометрия», «Азбука» и др. [2].

Образовательная деятельность с конструкторами ТИКО в детском саду организуется в рамках образовательной деятельности в режимных моментах, в свободной образовательной деятельности и в кружковой деятельности, как дополнительное образование. Познакомлю с особенностями построения образовательной деятельности в кружке моделирования «ТИКО-мастера».

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «ТИКО-мастера» разработана для организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Цель программы: формирование конструктивных умений и развитие техническо-конструктивного творчества у старших дошкольников.

Среди основных форм организации конструктивной деятельности определяются: конструирование по образцу; конструирование по модели; конструирование по чертежам и схемам; конструирование по замыслу; конструирование по теме; каркасное конструирование (таблица 1).

Таблица 1

Формы работы с конструктором ТИКО

Формы конструирования

Содержание работы

Цель работы

Конструирование по образцу

Детям предлагаются образцы работ, выполненных из деталей конструкторов, показывают способы их воспроизведения

Прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Конструирование по модели

В качестве образца используется модель, в ней очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка (это может быть конструкция, обклеенная белой бумагой)

Способствование выполнению указанной задачи, решения которой не дано в задании

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

Сначала детей учат построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

Упражнения в умениях составлять схемы-чертежи и созданию конструкций по ним

Конструирование по замыслу

Дети сами решают, что и как они будет конструировать

Развитие конструктивно -творческих способностей и самостоятельности детей

Конструирование по теме

Предлагается общая тематика конструкций. Дети сами создают замыслы конкретных поделок, выбирают способы их выполнения

Актуализация и закрепление знаний и умений;   переключение детей на новую
тематику

Каркасное конструирование

Знакомство детей с простым каркасом (частями, характером их взаимодействия) и демонстрацией педагогом различных изменений каркаса

Усвоение детьми общего принципа строения каркаса; умения выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса

Как известно одним из основных дидактических принципов построения дошкольного образования является принцип систематичности и последовательности. Он предусматривает формирование знаний, умений и навыков в системе и определенном порядке, при котором каждый элемент учебного материала связан логически с другими, последующее опирается на предыдущее и готовит к освоению нового [1].

С учетом данных принципов при составлении дополнительной общеразвивающей образовательной программы и рабочей программы педагога дополнительного образования в начале учебного года преимущественно планируются занятия по образцу, по модели, а в дальнейшем и в других формах конструктивной деятельности. Отсюда условно выделяю этапы работы с конструктором ТИКО. (таблица 2).

Таблица 2

Этапы работы с конструктором ТИКО

Этап работы с конструктором

Содержание образовательной деятельности

1 этап

Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу и по схемам. Преимущественная форма работы – индивидуальная. Способы работы – по образцу, по схеме.

2 этап

Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, и составление орнаментов. Форма работа с детьми преимущественно парная или в мини группах, где дети совместно создают конструкцию или осуществляют взаимопроверку индивидуальных работ.

3.этап

Коллективное сюжетное конструирование. Детям предлагается создание коллективной постройки, объединенной в единую сюжетную линию по типу метода детских проектов.

Переход от одного этапа к другому зависит от увлеченности ребенка и от результатов деятельности. В дополнительной общеразвивающей образовательной программе описана методика организации занятий на всех этапах конструктивной деятельности с конструкторами ТИКО.

В содержание рабочей программы кружковой деятельности включается конкретное планирование занятий на учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю, длительностью 25-30 минут. Тематика занятий в кружке планируется с учетом комплексно-тематического планирования образовательной деятельности в старших группах.

Такой подход позволяет детям закреплять полученные знаний и представления об окружающем мире; осмысливать качества предметов; запоминать их характерные особенности и детали; осознанно использовать конструктивные навыками и умениями работы с конструкторами ТИКО.

При этом выделяются занятия по обучению конструктивным умениям и навыкам (конструирование по образцу, по модели, частично конструирование по чертежу и каркасное) и занятия по подготовке и организации мероприятий с конструктивными работами детей (конструирование по замыслу, по теме, каркасное). Здесь форма образовательных мероприятий – подготовка и проведение презентаций выставок детьми, вечера досуга, развлечения, театральная и игровая деятельность и др. (пример в таблице 3).

Таблица 3

Тематика занятий в кружке «Мастера – ТИКО»

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал и оборудование

Зимние забавы

Декабрь.

1 неделя

  1. Закреплять умение выполнять слуховой диктант.
  2. Закреплять умение декодировать
    информацию путем раскрашивания
    деталей, имеющихся на схеме
    фигуры.
  3. Совершенствовать умение
    конструировать объёмные ТИКО – фигуры по образцу.
  4. Совершенствовать коммуникативные навыки в процессе создания коллективной работы и творческие способности

Конструктор, цветные карандаши на каждого
ребёнка.
Схема для раскрашивания
(снежинка).

Образцы объёмных фигур
(горка, качели)

Приключение Зайчонка ТИКО в зимнем лесу

2 неделя

  1. Формировать умение конструировать по контурным схемам.
  2. Совершенствовать умение конструировать плоскостные ТИКО фигуры по схеме и объёмные фигуры по
    образцу.
  3. Закреплять умение находить и называть заданные многоугольники.
  4. Совершенствовать умение взаимодействовать в процессе создания коллективной работы

Конструктор, цветные карандаши на каждого
ребёнка.
Контурная схема (волк).
Образец объёмных фигур
(деревья).

Плоскостная схема (птицы).

Уборка снега на дорогах

3 неделя

  1. Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО - фигуры.
  2. Закреплять умение конструировать ТИКО фигуры по слуховому диктанту.
  3. Формировать умение сравнивать геометрические фигуры.

Конструктор.
Образец объёмных фигур
(снегоуборочная машина,
трактор) -   схема

 

Игрушки для новогодней елки (подарки для малышей)

4 неделя

  1. Закреплять умение работать с контурными схемами.
  2. Формировать умение создавать объемные ТИКО фигуры по замыслу.
  3. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур

Конструктор.
Контурные схемы (конфета, снежинка, снеговик, звезда)

 

Таким образом, опыт работы в кружке моделирования «ТИКО-мастера» показал, что конструкторы ТОКО в дошкольной организации - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству, развитию их конструктивных способностей.

Список литературы

  1. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013. – 510 с.
  2. Методические пособия по работе с конструктором ТИКО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tico-rantis.ru/catalog/12345/
  3. Пономарева, Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 80 с.
  4. Постановление правительство Белгородской области от 20 января 2020 года N 17-пп «Об утверждении Стратегии развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на период 2020 - 2021 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/561716368
  5. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2008. – 336 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Консультационно-методическая поддержка. [Электронный ресурс]. URL: http://ds70str.ru/doc/fgosdo.pdf
  7. Чухно, А.Г. Свобода и творчество – основные ценности образования гуманистического типа [Электронный ресурс]. URL: https://akvobr.ru/obrazovanie_gumanisticheskogo_tipa.html
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год