Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ, У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ КОНСТРУКТОРА»
Конструирование
Автор: Порошина Татьяна Георгиевна Настенко Юлия Николаевна   
07.11.2021 17:46

«РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ, У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ КОНСТРУКТОРА»«РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ, У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ КОНСТРУКТОРА»

  • Порошина Татьяна Георгиевна
  • Настенко Юлия Николаевна

Воспитатель МБДОУ д/с №88

Актуальность: Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников посредством использования метода проектов и проблемных задач при организации деятельности с различными видами конструкторов как в специально-организованной, так и в самостоятельной деятельности детей. Формирование у старших дошкольников умения взаимодействовать друг с другом

(социально-коммуникативных навыков) посредством организации деятельности с различными видами конструктора.

Ключевые слова: в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

 

Развитие — объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, интеллектуальное).

Социализация — процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая обусловлено биологически человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

Взаимодействие – двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более партнерами.

Конструктор (игрушка) -детский игровой набор для моделирования, состоящий из набора деталей и, как правило, соединительных элементов.

Проблемная задача — это задача творческого характера, требующая от обучающихся большой инициативности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения. Она является средством создания проблемной ситуации (свободная энциклопедия).

Ме́тод прое́ктов — способ дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Согласно ФГОС ДО, образовательная программа дошкольного образования любой дошкольной образовательной организации должна быть направлена на позитивную социализацию ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Среди целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок характеризуется как активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, способный договариваться, учитывать интересы и чувства других людей.

В отечественной науке распространены исследования роли общения как условия социализации ребенка. Концептуальные идеи исследований в этом направлении были разработаны Л. С. Выготским. Учеными проводились исследования взаимовлияния и взаимодействия общения с различными сферами детского развития: интеллектуальной — Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин; эмоциональной — О. В. Гордеева, И. В. Дубровина, личностной — Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, B. C. Мухина; деятельностной, опосредованной межличностными отношениями, — Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, Е. О. Смирнова, А. П.Усова.

Коммуникация способствует психическому развитию ребенка (А. В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияет на общий уровень его деятельности (3. М. Богуславская, Д.Б. Эльконин) Авторы отмечают, что коммуникация становиться важнейшим фактором развития личности. Проблема развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста далеко не нова. Ей посвятили свои работы многие педагоги и психологи: Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова, Г.А. Урадовских и др.

Общение, как психологическая категория, интерпретируется как деятельность, и поэтому синонимом общения является термин «коммуникативная деятельность», следовательно, развивать необходимо коммуникативные навыки. В старшем дошкольном возрасте общение детей со сверстниками становится ведущей потребностью.

Конструктор воспринимается детьми, прежде всего, как игрушка. Игровая деятельность является ведущей, которая сопровождает ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Конструирование как в специально организованной, так и в самостоятельной деятельности детей имеет большое значение для организации дружного детского коллектива. Посредством конструирования дети учатся совместно выполнять общую работу. Очень важным этапом является обыгрывание своих построек в творческих играх в самостоятельной игровой деятельности. Важно, чтобы постройки «проживали свою жизнь» как можно дольше (от нескольких дней до недели). Воспитатель стремится помочь детям объединить постройки в единый сложный сюжет (тему), например, «Волшебная страна маленьких человечков» (если постройки осуществлялись по произведению Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).

В этом случае деятельность детей направлена на достижение общей цели. Для этого требуется умение договариваться о предстоящей работе, в нужный момент оказать помощь товарищам, распределять обязанности, мотивировать свои предложения, проговаривать свои действия, а значит владеть определенным уровнем развитой речи (ее монологической и диалогической стороны). Конструктивная деятельность очень схожа по своим этапам с реализацией проекта и решением проблемных задач. Поэтому их использование в конструктивной деятельности лишь усиливает развитие вышеназванных навыков, свойств личности и психических процессов старших дошкольников. Идеи проектного метода использовали в своей деятельности А.С. Макаренко, С.Т Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский. А Л.К. Шлегер вᴨȇрвые применила метод проектов для обучения дошкольников.

Таким образом, при определенной направленности обучения конструированию и руководства конструктивными играми детей совместная их деятельность предоставляет возможности для развития у детей коммуникативных навыков, а значит и умений взаимодействовать друг с другом: слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, сотрудничать, говорить самому.

Библиографический список

  1. Арушанова А. Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы // Дошкольное воспитание. 2012. № 6. С. 86 – 89
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2013.
  3. Лурия, А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников: вопросы психологии ребенка дошкольного возраста // Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М. – Л.: Издательство АПН РСФСР, 1948. – с.34-64. 4.Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 11. – С. 32-38.
  4. Выгодский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2012. — 215с 6.Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1976. – 790 с.
  5. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. – 339 с.
  6. Богуславская, З.М. Конструирование для детей старшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. — М.: Знание, 2006. – 177 с.
  7. Лиштван, З.В. Конструирование: пособие для воспитателя дет. сада. М., 2001. – 159 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год