Использование конструкторского набора «Дары Фрёбеля» в игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. |
Конструирование | |||
Автор: Никифорова Надежда Викторовна Сухомесова Лариса Анатольевна Рубцова Ольга Григорьевна Зайченко Светлана Юрьевна | |||
19.12.2020 19:51 | |||
Использование конструкторского набора «Дары Фрёбеля» в игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. «Дары» Ф. Фрёбеля – самый первый в мире обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста, который известен и используется до сих пор. Заглянем немного в историю создания этого игрового набора и его создателя. Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852), теоретик дошкольного воспитания, известный немецкий педагог. Он является создателем собственной авторской технологии интеллектуально-творческого развития детей. Создал набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей дошкольного возраста, начиная с самого раннего возраста – 9 месяцев. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Он разработал шесть «даров», которые использовались в практике детских садов во время педагогической деятельности Ф. Фрёбеля. Интеграция педагогических идей Фридриха Фрёбеля в современное российское дошкольное образование стала причиной разработки компанией «Светоч» г. Самара — игрового набора «Дары Фрёбеля». В современной модификации набор «Дары Фребеля», включает в себя 14 игровых модулей и комплект методических пособий по работе с игровым набором. Он был разработан авторским коллективом методистов с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования РФ (ФГОС ДО) и прошел апробацию, рецензирование и сертификацию в виде единого учебно-методического комплекса.
В нашем дошкольном учреждении аппробация учебно-методического комплекса «Дары Фрёбеля» началась со средней возрастной группы. Ведь давно уже доказано педагогами и психологами, что возраст 4–5 лет называют возрастом «почемучек». Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребёнок должен обратиться к процессу мышления. Игры с использованием набора «Дары Фрёбеля», в том числе каждая из игр, позволяет решать разнообразные образовательные задачи и из других образовательных областей, формируя универсальные качества мышления ребёнка, так необходимого ему в этом периоде. В процессе использования данного игрового набора можно разрабатывать и применять игры по всем образовательным областям. Предлогаем вниманию несколько игр, которые используем с детьми среднего дошкольного возраста, как в процессе непосредственной – образовательной деятельности, так и в совместной деятельности воспитателя и детей. «Угадай песню» — Дети делятся на две команды. Первая команда выкладывает из наборов композицию — иллюстрацию к какой-либо детской песне (песню команде шепотом сообщает воспитатель), вторая команда детей должна отгадать что за песня скрывается в этой иллюстрации. «Гномы и великаны» — воспитатель уточняет у детей, кто такие гномы и великаны, из каких они сказок. Показывает разложенные наборы и предлагает детям собрать дома для гномов и великанов. Для этого дети должны разделиться на две команды. Одна команда строит дома для гномов, вторая — для великанов. В процессе конструктивно-модельной деятельности, дети могут придумать стихи для гномов и великанов или песенки, а затем исполнить их на общем празднике или развлечении. Широко используем наборы по организации непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений. «Построй что я скажу» Воспитатель загадывает какой-либо предмет (например, дом, елочку, окно, и т. п.) Детям дается задание построить это, используя только названную педагогом геометрическую фигуру. Таким образом с помощью данной игры дети уточняют геометрические фигуры, узнают о их разнообразии, знакомятся с понятием преобразования фигур. «Выложи дорожку для сказочного персонажа» Педагог детям предлагает выложить дорожку, используя наборы 7, 8, 9 также используя, например, только две геометрические фигуры, или также полукольца и круги или палочки разного размера. «Светофорик» — Дети садятся в круг за столом или на полу и передают «машину» из рук в руки (ей может служить любая деталь (например, цилиндр, куб, шар из набора №2, 4), машина должна издавать звук мотора (р – р – р), но машина может и тормозить «Чи — и – и –к», первый круг дети перекатывают машину друг другу, затем игра усложняется, педагог выкладывает из набора №1 светофор, и «машина может ехать только на разрешающий сигнал «светофора». Используемая литература:
|