Сообщение из опыта работы «Лего-конструирование, как средство развития технических способностей».
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МДОУ общеразвивающего вида №28 «Аистенок» Мороз Елена Евгеньевна. Администрация Городского округа Подольск Комитет по образованию
В майском Указе № 204 от 07. 05. 2018г. "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации В.В. Путин обратил наше внимание на то, что стране нужны специалисты в области инженерных технологий. И уже несколько лет мы с нашими воспитанниками работаем над этой темой.
Если ребёнок в детстве не научился творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать» Л. Н. Толстой
Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, к взаимодействию со сверстниками (работа парами или командой), к изобретательности и самостоятельности, инициативности и стремлению к поиску нового и оригинального, а, значит, и способствует развитию одарённости. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь.
Скачать конспект
Скачать презентацию
Почему я стала чаще обращаться к ЛЕГО-конструированию в образовательном процессе? Важнейшей задачей ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.
Также важная задача ФГОС ДО — интеграция между образовательными областями. Интеграцию можно легко осуществить с помощью внедрения в образовательный процесс ЛЕГО-технологии.
На занятиях по ЛЕГО-конструированию ставлю ряд воспитательных, развивающих и обучающих задач, (согласно ФГОС ДО):
- воспитывать личность, способную самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя речевое и познавательное развитие, умственные способности;
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу.
При совместной деятельности с детьми старшего возраста по ЛЕГО-конструированию прослеживаю индивидуальность развития каждого ребенка, его творческий потенциал. Организованную образовательную деятельность основываю на принципах сотрудничества и сотворчества детей друг с другом. Тему ООД беру в соответствии с календарно-тематическим планом группы. Освоение ЛЕГО-конструктора провожу последовательно от простого к сложному.
На занятиях с детьми использую основные виды конструирования, такие как:
- Конструирование по образцу, — где дан чёткий образец постройки;
- Конструирование по модели – в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу
- Конструирование по условиям – образца, рисунка-схемы – где, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать;
- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов. Создаются возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.
- Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.
В работе с детьми использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности:
- Создание совместных построек.
- Беседы.
- Разнообразные игры
- Изготовление предметов для игр. Создание макетов.
- Познавательно-исследовательская деятельность.
- Экспериментирование.
- Оформление выставок.
- Продуктивная деятельность.
Для обучения детей ЛЕГО-конструированию использую разнообразные методы и приемы.
Методы
|
Приёмы
|
Наглядный
|
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
|
Информационно-рецептивный
|
Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.
|
Репродуктивный
|
Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
|
Практический
|
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы
|
Словесный
|
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей
|
Проблемный
|
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
|
Игровой
|
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета, сюрпризный момент, дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти.
|
Частично-поисковый
|
Решение проблемных задач с помощью педагога
|
Организуя занятия ЛЕГО-конструированием, придерживаюсь следующего алгоритма выполнения модели:
- Приветствие. Создание проблемной ситуации — вхождение в игру (например, что будет, если не будет машин).
- Демонстрация и рассматривание картин с изображением объекта для конструирования.
- Наблюдение натуральных объектов (рассматривание транспорта на прогулке).
- Сенсорное обследование деталей для знакомства с формой, цветом и определения пространственных соотношений между деталями (закрепление название деталей).
- Демонстрация вариативных соединений деталей (личный показ или показ детей).
- Объяснение последовательности выполнения или просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции.
- Детальное изучение (при необходимости) схем и чертежей.
- Рассматривание готовых построек.
- Анализ и оценка.
- Обыгрывание – использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности с использованием дополнительного материала. (фигурки животных, людей, деревьев и т. д.)
Перед выполнением модели обязательно проводится пальчиковая гимнастика, а также физкультминутка, которые подбираются с учетом темы совместной деятельности.
Мы моделируем предметы для сюжетно-ролевых игр, в которых, объединяясь в небольшие группы, дети создают свой спонтанный игровой сюжет. ( «Гараж для машин», «Аэропорт», «Замок Феи») и др.
Созданные постройки из ЛЕГО, наши ребята также используют в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям. Такие игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу дошкольников.
Мои наблюдения показали, что на данный момент дети проявляют высокую работоспособность в течение всего занятия, с удовольствием работают как в мини-группах, так и индивидуально, берут инициативу в свои руки, проявляют креативность в принятии решений, не боятся делать ошибки при выполнении заданий.
Систематические использование конструкторов в самостоятельной деятельности даёт детям свободу творчества и позволяет изображать любые предметы окружающей среды, используя только ЛЕГО-конструктор. Ребята свободно ориентируются в схемах, умеют крепко соединять детали и т.д..
Анализируя свою работу с позиции ФГОС ДО, можно сказать, что данная технология способствует эффективному обеспечению всех целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребенок проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
С детьми мы не стоим на месте. Дошкольники так увлеклись конструированием, что мы решили принять участия в конкурсах.
Результаты говорят сами за себя.
- Всероссийский детский конкурс по конструированию «Лего-страна» (победители);
- Международного конкурса по ЛЕГО-конструированию и робототехнике "Легоград — 2019" (победители);
- Центр роста талантливых детей и педагогов «ЭЙНШТЕЙН» Всероссийский творческий конкурс по ЛЕГО-конструированию (Победитель).
Наши труды были не зря! Мы вошли в проект «Наука в Подмосковье». Мы стали членами клуба «Наустим». Принимали участие в фестивале «Техностарт» И НА ЭТОМ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕМСЯ!
Таким образом, я считаю, что данная инновационная ЛЕГО-технология может успешно применяться во всех возрастных группах общеразвивающей направленности, а при правильном подходе и организации даст положительный результат в работе педагога.
В дальнейшем буду продолжать повышать свой профессиональный уровень, использовать лего-технологии с учетом современных требований. Ведь мы понимаем, что инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Перед нами стоит задача сделать так, чтобы дети оставались детьми, проживали свою жизнь ярко, интересно, содержательно и при этом все же готовились к "настоящей" взрослой жизни.
Я продолжаю работать с Лего конструктором и в подготовительной группе, но уже занимаюсь робототехникой.
Список используемой литературы:
- Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION). ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015.
- «Большая книга LEGO» А. Бедфорд — Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
- М. С. Ишмаковой — ИПЦ Маска, 2013 г. 4. «Конструирование и художественный труд в детском саду»
- Л. В., Куцакова / Творческий центр «Сфера», 2005 г.
- «Лего — конструирование в детском саду» Е. В. Фешина — М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
- «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: http: //festival. 1september. ru /
- «Строим из Лего» Л. Г. Комарова, / М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» Л. Г. Комарова– Москва, 2001.
- «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
- М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС») 3
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
- Лиштван З. В. Конструирование. — М.: Владос, 2011. – 217 с.
- Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. — М.: Академия, 2010. — 80 с.
- Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2014. – 97 с.
- http: //nsportal. ru / 3. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»
- Сайт http: //nsportal. ru/ Развитие ребенка через Лего.
- Сайт https://www. maam. ru/detskijsad/matematika-s-ispolzovaniem-legokonstruirovanija. html
|