Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Использование Лего конструирования в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»
Конструирование
Автор: Озорина Елена Ивановна   
16.03.2020 11:59

Проект «Использование Лего конструирования в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»Проект «Использование Лего конструирования в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»

Алена Озорина

Содержание

Пояснительная записка

  1. Возможности применения ЛЕГО-конструирования для развития математических способностей дошкольников
  2. Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию математических способностей дошкольников по возрастам
  3. 1. Перспективный план образовательной деятельности по развитию математических способностей детей 3-4 лет с использованием конструктора LEGO
  4. 2. Перспективный план образовательной деятельности по развитию математических способностей детей 4-5 лет с использованием конструктора LEGO
  5. 3. Перспективный план образовательной деятельности по развитию математических способностей детей 5-6 лет с использованием конструктора LEGO
  6. 4. Перспективный план образовательной деятельности по развитию математических способностей детей 6-7 лет с использованием конструктора LEGO

Материально-техническое обеспечение проекта

Ожидаемые результаты

 

Заключение

Список литературы

Приложение

Пояснительная записка

В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека. В свете этого развитие математических способностей у детей, начиная с дошкольного возраста, имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательного интереса, любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация).

Проблема развития математических способностей детей является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы успешности в дальнейшем освоении точных наук закладываются в дошкольном детстве. Эффективным средством развития математических способностей у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. Конструирование выступает способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.

О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психолога (Н. Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонов, Л.В. Куцакова и др.).

Н.Н. Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция ит. д.

Вклад конструирования в развитие ребенка заключается в том, что оно способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.

Именно в процессе конструирования возможно эффективное развитие математических способностей детей, так как в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что актуально для дошкольников, поскольку игра является ведущей деятельностью в этом возрастном периоде. Конструирование основано на действии, а в формировании математических способностей ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т.д.).

В процессе конструирования важнейшими являются такие способности, как:

  • способность к точному восприятию внешних свойств вещей — формы, размерных и пространственных отношений;
  • способность к обобщению, отнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств,
  • способность к установлению связей и зависимостей между ними.

Это наиболее соответствует процессу развития математических способностей дошкольников.

Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью.

Конструкторы LEGO, специально созданные для детей разных возрастов, прекрасно позволяют ребенку экспериментировать и самовыражаться. Конструирование развивает творческое мышление, позволяет детям создавать самые разнообразные вещи из стандартных деталей. Результаты конструирования ограничены только детской фантазией и воображением. По мнению психологов-исследователей, образная игра необходима для гармоничного развития ребенка и формирования адекватного восприятия мира вокруг себя. Конструктор позволяет ребенку самому сделать игрушку, с которой можно играть. Изменять сюжет игры позволяет использование деталей сразу нескольких наборов LEGO, что дает неограниченное число вариантов конечного результата.

Конструкторы LEGO на сегодняшний день являются незаменимым материалом для занятий в дошкольных учреждениях. В педагогике технология ЛЕГО-конструирования примечательна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Актуальность конструкторов LEGO обусловлена тем, что они:

  1. являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
  2. позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  3. формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  4. объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

На сегодняшний день, конструкторы LEGO активно используются воспитанниками в разных детских садах как в игровой деятельности, так и в специально организованных занятиях, направленных на развитие различных способностей дошкольников, в том числе математических.

Идея проекта: сделать ЛЕГО-конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству.

Цель проекта: использование ЛЕГО-конструирования в образовательном процессе ДОУ для развития математических способностей дошкольников.

Задачи проекта:

  1. обеспечить целенаправленное применение ЛЕГО-конструкторов в образовательном процессе ДОО,
  2. организовать работу по применению ЛЕГО-конструкторов в ДОО для развития математических способностей детей, начиная с 3-4 лет,
  3. повысить интерес родителей к ЛЕГО-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми,
  4. обеспечить каждому ребенку активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместном конструировании, техническом творчестве, освоение навыка работы с различными источниками информации,
  5. разработать и апробировать на практике систему игр и упражнений для развития математических способностей дошкольников средствами Лего-конструирования,
  6. проследить динамику развития математических способностей детей в процессе систематических занятий ЛЕГО-конструирование и оценить эффективность предложенной системы занятий.

Основные формы и методы образовательной деятельности, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста в процессе занятий ЛЕГО-конструированием:

  • конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
  • словесный метод (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
  • наглядный метод (показ, работа по инструкции);
  • практический метод (сборка моделей);
  • репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
  • частично-поисковый метод (выполнение вариативных заданий);
  • исследовательский метод;
  • метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).

Новизна проекта состоит в использовании конструктора LEGO в процессе развития математических способностей дошкольников для активизации их познавательной и мыслительной деятельности.

Длительность реализации проекта

Представляемый проект планируется нами как пролонгированный, рассчитанный на поэтапную работу с группой детей в течение 4 лет.

Этапы реализации проекта

  1. этап. Предполагается знакомить детей с ЛЕГО- конструированием, начиная с 3-4-летнего возраста. В этом возрасте детям может быть предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
  2. этап. В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.
  3. этап. В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.
  4. этап. В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи конструктора LEGO становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.

Значимость проекта

Реализация предлагаемого проекта значима, поскольку способствует:

  • Обеспечению работы в рамках ФГОС;
  • Формированию имиджа детского образовательного учреждения;
  • Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ;
  • Повышению профессионального уровня педагогов;
  • Участию педагогов в конкурсах различных уровней;
  • Участию воспитанников ДОУ в фестивалях робототехники.

База проведения опытно-экспериментальной работы:

Д/с «Золотая рыбка» г.Новый Уренгой. В проекте принимают участие 20 детей.

1. Возможности применения ЛЕГО-конструирования для развития математических способностей дошкольников

Конструирование – одно из самых современных направлений развития детей. Конструктор позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе конструкторской деятельности решаются самые разные задачи: психологические, творческие, развивается познавательная деятельность. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них.

В дошкольном учреждении требования к лего-конструированию достаточно просты. Дети создают конструкции с опорой на схемы. Но даже это позволяет не только развивать у детей навыки конструирования, но и решать задачи других образовательных областей, предусмотренные программой.

При помощи LEGO — конструкторов можно создать эффективную предметно-игровую среду для развития и обучения ребенка. Конструкторы LEGO имеют высокий образовательный и развивающий потенциал. При правильном подходе с его помощью можно добиться впечатляющих результатов.

Как известно, применение LEGO способствует:

  • Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
  • Формировать первоначальные измерительные умения (измерять длину, ширину, высоту предметов);
  • Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение);
  • Развитию умения ориентироваться в пространстве и на плоскости;
  • Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
  • Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
  • Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

Конструкторы LEGO можно использовать во всех образовательных областях. Но именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического развития дошкольников, развития их математических способностей. Игры и совместная деятельность взрослых с детьми в детских садах, конечно, не обходятся без конструкторов. Конструктор LEGO является подходящим материалом для целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.

Особое внимание в работе с LEGO в целях развития математических способностей уделяется формированию умения группировать предметы по признакам и свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер, форма и цвет и т.д.). Игра с LEGO должна быть направлена на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по форме, размеру, цвету. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

С помощью конструктора можно составлять и решать задачи. Когда решение задачи превращается в интересную и увлекательную игру, то и процесс познания и усвоения материала становится легким. Составляя задачи, дети могут сделать объемные фигуры, чтобы рассказать свою интересную историю. Умение составлять задачу пригодится детям в школе, а если они поймут, что этот процесс интересен, то в школе они будут делать это с легкостью.

Конструктор помогает детям научится ориентироваться в пространстве. С помощью LEGO можно составлять схемы, планы, маршруты, карты. Также можно научить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Пластины LEGO можно использовать как лист бумаги или как фланелеграф. Например, дать задание расположить солнышко в верхнем левом углу, дерево внизу справа, дом внизу слева, под деревом гриб, над домом птица. Вот так дети учатся и конструировать, и ориентироваться на платформе.

В процессе совместной деятельности взрослого с детьми по развитию математических способностей с конструктором LEGO у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с конструктором с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Лего-конструирование – эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

Для продуктивной работы с дошкольниками по развитию их математических способностей с использованием конструктора LEGO необходимо соблюдать принципы Лего-конструирования.

Основные принципы Лего-конструирования:

  1. принцип «От простого к сложному»;
  2. принцип учёта индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
  3. принцип активности и созидательности – использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие математических и творческих способностей детей;
  4. принцип комплексности решения задач – решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
  5. принцип результативности и гарантированности – реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова:

  1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность — важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
  2. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
  3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
  4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
  5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности – они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
  6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.

Анализ опыта дошкольных педагогов показывает, что ЛЕГО — конструирование предоставляет педагогам и воспитанникам средства для достижения целого комплекса образовательных целей:

  • совершенствование мелкой моторики и координации движений;
  • развитие словарного запаса и навыков общения;
  • развитие умения сравнивать, обобщать;
  • развитие наблюдательности, памяти, внимания и пространственного воображения;
  • развитие математических способностей.

Изучив основы конструирования, используемые различными педагогами, мы выделили к использованию в работе с детьми дошкольного возраста следующие виды конструирования:

  • плоскостное,
  • вертикальное,
  • объемное.

Среди форм организации обучения наиболее доступными для дошкольников, на наш взгляд, являются:

  • конструирование по образцу,
  • конструирование по модели,
  • конструирование по наглядным схемам,
  • конструирование по замыслу и теме.

В работе с детьми педагоги используют различные виды игр, которые мы объединили в игровую «ЛЕГОтеку» (см. Приложение).

Созданные ЛЕГО-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ЛЕГО -элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.

2. Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию математических способностей дошкольников

по возрастам

2. 1. Перспективный план образовательной деятельности по развитию математических способностей детей 3-4 лет с использованием конструктора LEGO

Первое полугодие:

  • Учить называть детали лего-конструктора «Дупло»
  • Простейшему анализу сооружённых построек (выделять форму, величину, цвет деталей)
  • Выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями
  • Сравнивать предметы по длине и ширине
  • Обогащать речь словосочетаниями
  • Конструировать по образцу и условиям
  • Различать по цвету и форме
  • Развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий

Второе полугодие:

  • Познакомить с новыми деталями
  • Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение
  • Оформлять свой замысел путём предварительного называния будущей постройки
  • Развивать и поддерживать замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности, помогать её осуществлять
  • Формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.

Примерное распределение занятий на год:

  • Конструирование по образцу (25)
  • Преобразование образца по условиям (4)
  • Конструирование по замыслу (7)

Занятия проводятся раз в неделю по 15-20 минут по подгруппам (по 8-10 детей).

Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть постройку, её части, форму, цвет, величину конструктивных деталей. В конце каждого месяца дети строят по замыслу, показывая, чему научились на прошлых занятиях.

Перспективное планирование в младшей группе (дети 3-4 лет)

Месяц Тема Цели

Сен-тябрь Знакомство с конструктором LEGO Познакомить с конструктором LEGO

Закреплять знания цвета и формы

Ворота для заборчика Учить выполнять простейшую конструкцию (из мягкого LEGO) – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину

Пирамидка Учить строить простейшие постройки.

Формировать бережное отношение к конструктору

Башенка Учить строить простейшие постройки.

Формировать бережное отношение к конструктору

Октябрь

Здравствуй, лес! Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья

Мы в лесу построим дом Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей

Учить строить дом из конструктора LEGO

Разные домики Закреплять умение строить домики

Конструирова-ние по замыслу Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание

Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Ноябрь

Мебель для комнаты Развивать способности выделять в предметах их функциональные части

Учить анализировать образец

Мебель для кухни Закреплять умение строить мебель

Запоминать название предметов мебели

Печка Познакомить с русской печкой

Развивать воображение, фантазию

Учить строить печку из конструктора

Конструирова-ние по замыслу Закреплять полученные навыки

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание

Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Декабрь

Утята в озере Учить внимательно слушать стихотворение

Строить из конструктора утят

Волшебные рыбки Рассказать о рыбах

Учить строить рыб из конструктора

Мостик через речку Учить строить мостик, точно соединять строительные детали

Конструирова-ние по замыслу Закреплять полученные навыки

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Январь

Построим загон для коров Закреплять понятия «высокий», «низкий»

Учить выполнять задания по условиям

Развивать творчество, воображение, фантазию

Грузовая машина Учить создавать простейшую модель грузовой машины

Выделять основные части и детали

Домик фермера Формировать обобщённые представления о домах

Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать их прочными

Развивать умение выделять части

Познакомить с понятием «фундамент»

Мельница Рассказать о мельнице

Развивать воображение, фантазию

Февраль

Машина с прицепом Учить строить машину с прицепом

Развивать навыки конструирования

Пожарная машина Познакомить с профессией пожарного

Учить строить пожарную машину

Кораблик Рассказать о кораблях

Учить строить более сложную постройку

Развивать внимание, навыки конструирования

Конструирова-ние по замыслу Закреплять полученные навыки

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать описание

Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Март

Детская площадка Показать детскую площадку

Построить песочницу, лесенки

Горка для ребят Продолжать знакомить с детской площадкой

Развивать память и наблюдательность

Все работы хороши Познакомить с разными профессиями

Учить отличать их по внешнему виду

Воспитывать уважение к труду взрослых

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание

Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Апрель

Ракета Рассказать о космосе

Учить строить ракету

Луноход Рассказать о луноходе

Учить строить из деталей конструктора

Космонавты Продолжать знакомить с космосом

Учить строить космонавтов из мелких деталей

Конструирова-ние по замыслу Закреплять полученные навыки

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание

Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Май

Животные в зоопарке Рассказать о зоопарке

Учить строить утку, слона

Вольер для тигров и львов Учить всем вместе строить одну поделку

Крокодил Продолжать знакомить с зоопарком

Учить строить крокодила

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание

Развивать творческую инициативу и самостоятельность

2. 2. Перспективный план образовательной деятельности по развитию математических способностей детей 4-5 лет с использованием конструктора LEGO

Первое полугодие:

  • Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования
  • Использовать специальные способы и приёмы с помощью наглядных моделей и схем
  • Учить определять изображённый на схеме предмет, указывать его функцию
  • Формировать представление, что схема несёт информацию не только о том, какой предмет на ней изображён, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения
  • Учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия
  • Формировать умение строить по схеме
  • Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать постройку прочной, точно соединять детали между собой
  • Конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание
  • Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Второе полугодие:

  • Закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели
  • Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается
  • Правильно называть детали лего-конструктора
  • Продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой
  • Учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности
  • Сравнивать полученную постройку с задуманной
  • Развивать способность к контролю за качеством и результатом работы

Примерное распределение занятий на год:

  • Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (26)
  • Конструирование по условиям (4)
  • Конструирование по замыслу (7)

Занятия проводятся раз в неделю по 20 минут по подгруппам (по 8-10 детей).

На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые во второй младшей группе. С этой целью следует весь сентябрь проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте. В средней группе несколько занятий необходимо уделить коллективной постройке.

План анализа образца:

  1. Рассмотреть объект в целом
  2. Выделить цвета деталей
  3. Назвать детали конструктора LEGO
  4. Установить пространственное расположение частей постройки

После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре. Помогая в объединении построек в общий сюжет.

На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки, намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной.

Перспективное планирование в средней группе (дети 4-5 лет)

Месяц Тема Цели

Сен-тябрь Конструирование по замыслу Закреплять навыки, полученные в младшей группе

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Башня Закреплять навыки, полученные в младшей группе, и приёмы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору

Строим лес Закреплять умение строить лесные деревья

Учить отличать деревья друг от друга

Закреплять названия деталей, цвет

Мостик Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга

Октябрь

Весёлые утята Разучивать стихотворения про утят

Учить строить утят, используя различные детали

Красивые рыбки Уточнять и расширять представления о рыбах

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы

Учить строить морских обитателей

Гусёнок Учить строить из конструктора гусёнка

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Ноябрь

Улитка Учить строить улитку. Воспитывать добрые отношения. Развивать память, мышление, внимание.

Большие и маленькие пирамидки Учить строить разные пирамидки.

Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Учить бережно относиться к конструктору

Ворота для заборчика Учить строить ворота для заборчика

Аккуратно и крепко скреплять детали конструктора LEGO DUPLO

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Декабрь

Лесной домик Учит строить дом

Распределять детали лего-конструктора правильно

Развивать творческое воображение, навыки конструирования

Мебель Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец

Русская печь Рассказать о русской печке

Развивать воображение, фантазию.

Учить строить печку из конструктора

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Январь

Загон для коров и лошадей Учить строить загоны по условиям.

Развивать глазомер, навыки конструирования. Мелкую моторику рук

Грузовик Учить строить различные машины, используя детали конструктора LEGO

Дом фермера Учить строить большой дом для фермера.

Развивать фантазию, творчество.

Учить доводить начатое дело до конца

Мельница Учить строить мельницу

Развивать воображение, фантазию

Февраль

Знакомство со светофором Учить слушать сказку.

Рассказать о светофоре.

Закреплять навыки конструирования.

Продолжение знакомства со светофором Продолжать знакомить со светофором.

Учить правила дорожного движения.

Строить проезжую часть и надземный переход.

Робот Познакомить с игрушкой робот.

Учить строить из лего-конструктора

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Март

Мы едем в зоопарк Учить отличать хищников от травоядных животных

Слон Учить строить слона

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка

Обезьяна Учить строить обезьяну.

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,

давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Апрель

Ракета, космонавты Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов.

Грузовая машина с прицепом Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить её элементы с частями предмета

Корабли Дать обобщённое представление о кораблях. Учить способам конструирования. Закреплять имеющиеся навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек

Поезд Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение.

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Май

Разные профессии Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель)

Пожарная машина Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину

Развивать творчество и логическое мышление

Учить понимать нужность профессии

Самолёт Рассказать о профессии лётчика

Учить строить самолёт, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

2. 3. Перспективный план образовательной деятельности по развитию математических способностей детей 5-6 лет с использованием конструктора LEGO

Первое полугодие:

  • Закреплять приобретённые в средней группе умения
  • Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве
  • Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно
  • Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей
  • Продолжать знакомить с новыми деталями
  • Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи
  • Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом

Второе полугодие:

  • Учить работать с мелкими деталями
  • Создавать более сложные постройки
  • Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки
  • Учить рассказывать о постройке других воспитанников
  • Самостоятельно распределять обязанности
  • Учить помогать товарищам в трудную минуту
  • Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец
  • Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями
  • Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций
  • Развивать творческую активность
  • Навыки межличностного общения и коллективного творчества
  • Способности к анализу и планированию деятельности
  • Интерес к лего-конструктору

Примерное распределение занятий на год:

  • Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (26)
  • Конструирование по условиям (4)
  • Конструирование по замыслу (8)

Занятия проводятся раз в неделю по 25 минут по подгруппам (по 8-10 детей).

На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в средней группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте.

Основные формы занятий:

  • Моделирование по схеме, замыслу, образцу
  • Работа над проектами (второе полугодие)

Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других.

Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме проекта
  2. Основной делится на две части: рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях
  3. Заключительный: вывод о проделавнной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.

Перспективное планирование в старшей группе (дети 5-6 лет)

Месяц Тема Цели

Сен

тябрь Конструирование по замыслу Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Избушка на курьих ножках Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу

Мостик через речку Учить строить мостик. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить доводить начатое дело до конца.

Колодец Учить коллективно строить простейшую постройку.

Октябрь

Дом лесника Учить строить большой дом для лесника

Разные домики Учить строить домики разной величины и длины

Кафе Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу

Конструирование по замыслу Закреплять навыки, полученные в средней группе.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Ноябрь

Плывут корабли Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

Катер Учить выделять в постройке её функциональные части.

Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт».

Пароход Закреплять знания водном транспорте. Закреплять навыки конструирования.

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Декабрь

Зоопарк Закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы.

Слон Учить строить слона. Развивать творческие навыки, терпение.

Верблюд Учить строить верблюда

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общеее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Январь

Домашние животные Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования

Дети Учить строить мальчика и девочку. Учить рассказывать о постройке

Дом фермера Учить находить материал для постройки

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Февраль

Грузовой автомобиль Учить создавать сложную постройку грузовой машины. Учить правильно соединять детали.

Пожарная часть Рассказать о профессии пожарного.

Учить строить пожарную машину и пожарную часть.

Выучить телефон пожарной части.

Самолёт Закреплять знания о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме.

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Март

Поезд мчится Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу.

Беседка Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях. Учить строить беседку.

Пастбище Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность. Учить строить загоны для домашних животных разными способами.

Конструирование по замыслу Учить строить загоны для домашних животных разными способами. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Апрель

Ракета, космонавты Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету по схеме.

Светофор, регулировщик Закреплять знания о светофоре.

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Робот Показать игрушку робот. Учить строить робота.

Речные рыбки Учить строить рыб. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук.

Май

Аквариум Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум.

Лабиринт Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук.

Попугай Продолжать знакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

2. 4. Перспективный план образовательной деятельности по развитию математических способностей детей 6-7 лет с использованием конструктора LEGO

Задачи:

  • Закреплять навыки, полученные в старшей группе
  • Обучать конструированию по графической модели
  • Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности конструкции в пространстве.
  • Учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору. Плану, конструировать в соответствии с общим решением).

Примерное распределение занятий на год:

  • Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (26)
  • Конструирование по условиям (4)
  • Конструирование по замыслу (8)

Занятия проводятся раз в неделю по 30 минут по подгруппам (по 8-10 детей)

На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в старшей группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте.

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе

(дети 6-7 лет)

Месяц Тема Цели

Сен

тябрь Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки в старшей группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Красивый мост Закреплять навыки, полученные в старшей группе. Учить строить мост по карточке.

Мы в лесу построим теремок Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей. Учить строить теремок.

Избушка Бабы Яги Закреплять умение строить по карточке. Учить строить сказочную избушку Бабы Яги.

Октябрь

Грузовик везёт кирпичи Учить строить по схеме. Находить в схемах сходство и различия. Учить рассказывать о проделанной работе.

Корабль Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету. Устанавливать пространственное расположение построек.

Аэропорт Учить строить разные самолёты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования.

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему. Давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Ноябрь

Многоэтажные дома Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщённые представления о домах.

Магазины Закреплять названия магазинов, их виды.

Детский сад Учить строить детский сад. Развивать память. Внимание.

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Декабрь

Животные на ферме Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность, навыки конструирования.

Овечка Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных В.Степанова: «Кошка», «Петух», «Овечка». Закреплять знания о домашних животных. Учить строить животных.

Дом фермера Закреплять навыки строить по схемам. Учить строить двухэтажный дом фермера.

Конструирование по замыслу Закреплять навыки, полученные на прошлых занятиях. Учить строить по замыслу. Развивать творчество, навыки конструирования.

Январь

Качели Учить строить сложную постройку.

Карусели Продолжать строить сложную постройку.

Беседка для ребят Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти. Развивать память, навыки конструирования.

Горка Учить определять особенности формы деталей конструктора, размера и расположения.

Февраль

Городской транспорт Закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить строить автобус.

Светофор Закреплять знания о светофоре.

Знакомство с дорожными знаками Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плате.

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.

Март

Играем в зоопарк Закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях.

Слон Учить строить слона с большим хоботом

Верблюд Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить одно и двугорбых верблюдов

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.

Апрель

Ракета, космонавты Закреплять знания о первом космонавте Ю.Гагарине. Учить строить ракеты.

Космический корабль Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль.

Луноход Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из деталей конструктора.

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.

Май

Паровоз везёт товары Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение.

Станция Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозиков.

Дома на нашей улице Закреплять умение строить домики

Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.

Материально-техническое обеспечение проекта

Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:

1. Предметно-развивающая среда:

Строительные наборы и конструкторы:

  • настольные
  • напольные
  • деревянные
  • металлические
  • пластмассовые (с разными способами крепления)
  • «LEGO DUPLO», «LEGO DAKTA», подобные отечественные конструкторы

Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).

2. Демонстрационный материал:

  • наглядные пособия
  • цветные иллюстрации
  • фотографии
  • схемы
  • образцы

- необходимая литература.

3. Техническая оснащенность:

  • проигрыватель для дисков и флешек
  • фотоаппарат
  • аудио- и видеозаписи (познавательная информация, музыка, обучающие видеоматериалы)
  • интерактивная доска
  • компьютер

- демонстрационная магнитная доска.

Ожидаемые результаты

В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала.

Периодичность мониторинга -2 раза в год (октябрь-апрель).

Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:

  • наблюдение за деятельностью детей
  • задания для самостоятельного выполнения

- общение с ребенком.

К концу обучения дети могут:

  • сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия
  • использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем
  • строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой
  • конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом

- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей

  • располагать кирпичики, пластины вертикально
  • правильно использовать детали строительного материала

Дети 3-4 лет могут:

  • сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия
  • использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем
  • строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой
  • конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом

- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей

  • располагать кирпичики, пластины вертикально
  • правильно использовать детали строительного материала

Дети 4-5 лет могут:

  • анализировать конструктивную и графическую модель
  • создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается
  • правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесиками)
  • возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец
  • обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности

- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.

  • изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими
  • использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств
  • преобразовывать постройки в соответствии с заданием
  • анализировать образец постройки
  • планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения
  • создавать постройки по рисунку, схеме
  • работать коллективно
  • соотносить конструкцию предмета с его назначением
  • создавать различные конструкции одного и того же объекта

- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Дети 5-7 лет научатся:

  • различать и называть детали конструктора
  • конструировать по условиям заданным взрослым
  • конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме
  • самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы
  • работать в паре, коллективе

- рассказывать о постройке.

У детей сформируются и разовьются:

  • математические способности;
  • морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
  • познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
  • умение самостоятельно договариваться друг с другом;
  • конструкторские навыки и умения;
  • мелкая моторика рук,
  • высокая поисковая активность и деятельность экспериментирования,
  • творческое мышление,
  • эстетический вкус.

Заключение

Конструктор LEGO предоставляет большие возможности в формировании математических способностей детей дошкольного возраста и в пробуждении познавательного интереса дошкольников к математическим наукам.

Конструктор LEGO – яркий, красочный, полифункциональный материал. Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми учатся оперировать математическими понятиями, знакомятся с числами, цифрами, осваивают сенсорные эталоны – цвет, форму, величину, расположение в пространстве. Детали LEGO с цифрами можно использовать вместо традиционной кассы цифр.

Конструктор LEGO помогает детям дошкольного возраста в игровой форме не только освоить элементарные математические представления, но и способствует развитию у них математических способностей. Главное – «заразить» ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что, играя, можно многому научиться.

При использовании конструктора LEGO дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, поскольку эмоционально вовлечены в деятельность.

Список литературы

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М., ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2013. — 528 с.
  2. Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2014.

3.

4. Кирсанова Е.А. Лего-конструирование в детском саду / Интернет-ресурс: https: //zhurnalpedagog. ru/servisy/publik/publ? id=171

5. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет (Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти»). «ТЦ Сфера», 2012 г.

6. Комарова Л.Е. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; Линка Пресс, 2001.

7. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада: конспекты занятий. Мозаика – Синтез, 2009. — 64 с.

8. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М:, Мозаика-Синтез, 2010.

  1. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего. – М., ВЛАДОС, 2003.
  2. Маркова В.А., Житнякова Н.Ю. LEGO в детском саду (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION). – М., ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2015.
  3. Матыцина Н.Г. Использование Лего-конструктора в работе с детьми // Интернет-ресурс: https://www. maam. ru/detskijsad/-lego-konstruirovanie-v-dou. html
  4. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. — М.; Академия, 2002. -192с.
  5. Пейдж Э. Какие преимущества обучения с LEGO? // Журнал «Провизор». 2014 г. — №1. / Интернет – ресурс
  6. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград.: Перемена, 1994 г.
  7. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2012. -114с.

Приложение

Игры для «ЛЕГОтеки»

1. Произвольное бессюжетное конструирование

Дети с удовольствием строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета, формы, счете, развивают воображение.

2. Конструирование по схеме и образцу

Детям даются схемы-задания по строительству домов, животных, людей, транспорта и т. д. Дети закрепляют понятия: «высокий — низкий», «широкий — узкий», «больше- меньше».

3. ЛЕГО-мозаика

Из кирпичиков ЛЕГО можно собирать различные изображения по схеме, выполненные на плате: животных, машины, узоры и т. д.

4. Конструирование для сюжетных игр

Созданные постройки из LEGO DUPLO можно использовать в играх-театрализациях, у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Чаще всего основой игр-театрализаций являются народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и т. д. Игры создают условия для развития речи, творчества.

6. Дидактические игры с LEGO DUPLO

Играя в игры типа «Светофор», «Столбики», «Разноцветные дорожки» и т. д., дети учатся правильно соотносить понятия «право – лево», «верх-низ», «под – над» и т.д.. Игры на классификацию, симметрию, пространственное ориентирование, логические закономерности: «Чудесный мешочек», «Продолжи ряд» и т. д.

Игры, развивающие логическое мышление

1. Классификация

«Чудесный мешочек». В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего.

а) Педагог показывает деталь, которую надо найти.

б) Педагог только называет необходимую деталь.

в) Ребенку необходимо на ощупь определить, из каких деталей составлена модель.

«Собери модель». Дети собирают модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей используются наречия "сверху", "посередине", "слева", "справа", "поперёк".

2. Внимание и память

«Что изменилось?». Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать что изменилось.

«Собери модель по памяти». Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

«Запомни и выложи ряд». Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность с которой поставлены детали в образце. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

3. Пространственное ориентирование

«Собери модель по ориентирам». Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".

«Составь макет учебной, групповой и приёмной комнат». Для взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, не совпадающая с позицией ребёнка.

4. Симметрия

«Выложи вторую половину узора». Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

«Составь узор». Дети самостоятельно составляют симметричные узоры — можно изображать бабочек, цветы и т. д.

5. Логические закономерности

«Что лишнее?». Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).

Упражнения на продолжение ряда. Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.

Первый этап — каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.

Второй этап — каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.

Третий этап — каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.

«Поиск недостающей фигуры». Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.

6. Комбинаторика

«Светофор». Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться — кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. после выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.

«Составь флаги». Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.

7. Множества

«Выдели похожие» — классификация по одному свойству. Педагог показывает детям набор деталей и выделяет ниткой замкнутую область. Затем устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так чтобы внутри выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики.

Игры, развивающие восприятие формы

«Отгадай»

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь.

Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.

Правила игры:

Не подсказывать и не выдавать общего секрета.

Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.

Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.

Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.

«Не ошибись, Петрушка!»

Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: «Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?». Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми: «Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!»

Правила игры: Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог догадаться, что у него в руках. Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке. Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и нарушает правила, того Петрушка не выбирает.

«Есть у тебя или нет?»

Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.

Правила игры:

Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.

Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.

Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:

Чтобы весело играть,

Надо всех пересчитать.

Раз, два, три, первый – ты!

«Принеси и покажи»

Цель: Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.

Описание игры: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.

Правила игры:

  • Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.
  • Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти.
  • Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год