МБДОУ д/с №39 г. Камышин, Волгоградской обл. Воспитатель: Филиппова И.В., I квалификационная категория Программное содержание: 1.Задачи на развитие познавательных способностей: Закреплять знания детей о временах года (признаки осени); Формировать умение выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку; умение составлять целое из частей; узнавать предмет по силуэту; упражнять в нахождении нарушенной закономерности. 2.Задачи на развитие речи: Развивать фразовую речь при ответах на вопросы; Учить детей делать простейшие выводы, логические умозаключения, доказывать своё мнение; Упражнять в подборе слов – антонимов; Продолжать развивать фонематический слух: находить звук «С» в начале и конце слова. 3. Воспитательные задачи: Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героями сказки; Продолжать формирование умения вести себя в коллективе сверстников, слышать друг друга.
Материал:
Демонстрационный: Колобок квадратной и круглой формы; изображения овощей и грибов; силуэты животных: зайца, волка, медведя, лисы, лошадки; карточка с нарушенной закономерностью; дощечки разной длины (3 из них – самые длинные, одинаковые по длине); 3 обруча; карточки с изображением круга, овала, квадрата; мнемосхема «Осень»; 6 фонариков трёх цветов: красный, синий, зелёный.
Раздаточный: Предметные картинки с изображением предметов овальной, круглой, квадратной формы; фигуры – головоломки «Сложи квадрат» различных степеней сложности.
Ход занятия: Воспитатель: -Ребята, сегодня утром я встретила сказочного героя. Он сказал, что хочет с вами встретиться и пригласить вас в интересное путешествие. Вы хотели бы с ним встретиться? Из какой сказки герой - вам придется угадать. Слушайте загадку: Бабку с дедом он оставил, Волноваться всех заставил. Мишку встретил он в лесу, Волка, зайца и лису. Много тропок исходил, ото всех он уходил. От лисы уйти не смог. Это сказка…(«Колобок») - Верно. А вот и он… Воспитатель выставляет на стол Колобка квадратной формы.
-Здравствуйте, дети, я - Колобок! Дети делятся впечатлениями. -Что-то не так? Почему вы удивлены? Дети: -Колобок не такой бывает. Он в сказке круглый, катится. Он от бабушки с дедушкой укатился! Воспитатель вынимает из-за квадратного Колобка Колобка круглой формы.
- Всё ясно, он решил над нами пошутить! Колобок, ребята, очень весёлый, любит шутки. Сегодня он вас приглашает в свою сказку, но будьте очень внимательными, так как Колобку может понадобиться ваша помощь. Вы готовы ему помочь? Дети: -Да, готовы. Воспитатель: - Итак, испекла старуха Колобка и поставила студиться. Колобок полежал-полежал на окошке, да и покатился. Катится Колобок по дорожке, и прикатился на лесную полянку. Посмотрите, какая она необычная! (на фланелеграфе выложены изображения овощей и грибов) -Посмотрите, всё ли здесь правильно? Дидактическая игра «Наведём порядок» Дети перечисляют, затем под музыку убирают изображения овощей.
Воспитатель: - Что вы убрали? Почему? Дети: -Это овощи, они не растут в лесу, их выращивают на огороде. Воспитатель: - Что вы оставили? Дети: - Оставили грибы. Воспитатель: - Все ли эти грибы можно собирать? Дети: - Нельзя собирать мухоморы и поганки – они ядовитые. Но лесные звери их едят – лечатся. Воспитатель: - Молодцы, всё верно подметили! Колобок приготовил вам загадку, попробуйте догадаться, каких зверей я вам сейчас покажу. Дидактическая игра «Узнай предмет по силуэту»
- Но в сказке Колобок встречался не со всеми этими животными. Кто лишний? Дидактическое упражнение «Кто лишний» Дети: - Колобок не встречал в сказке лошадку. Она здесь лишняя. А ещё, лошадка - домашнее животное. Воспитатель: - Вспомните, кого Колобок повстречал первым? Дети: - Колобок встретил зайца. Воспитатель: -Верно. Вот и мы встретили зайца. (игрушка) -А заяц и говорит Колобку: «Колобок, Колобок, я тебя съем, если ты не выполнишь моё задание». Воспитатель: -Поможем Колобку? Дети: - Да! Заяц: - Назовите приметы осени. Дети перечисляют признаки. Воспитатель: - Кто из вас сможет рассказать об осени по этой волшебной картинке? Ребёнок составляет рассказ по мнемосхеме
Воспитатель: - А ещё, заяц, наши ребята могут порадовать тебя стихотворением об осени. Ребёнок рассказывает стихотворение Г.Новицкой «Тишина»
Воспитатель: - Покатился Колобок дальше. Кого он встретил потом? Дети: - Волка! Воспитатель: - Волк тоже загадал загадку Колобку. Выставляет карточку Дидактическое упражнение на поиск закономерности Воспитатель: - Найдите, что здесь неправильно. Дети: - Елочка, гриб, цветок, опять ёлочка, гриб, цветок, а теперь ёлочка, гриб, солнышко. Волк неправильно нарисовал солнышко потому, что после гриба идёт цветок. Воспитатель: -Молодцы, помогли Колобку разгадать вопрос волка. Но волк предлагает задание посложней. Справитесь? - Разложите, пожалуйста, в розовый круг предметы только круглой формы; в жёлтый – только квадратной формы; в красный – овальной формы. Дидактическая игра «Подбери по форме» Дети раскладывают предметные картинки
Воспитатель: - Молодцы! Отпустил волк Колобка, да встретилась ему на пути река. Испугался Колобок: «Ой, сейчас, думает, утону! Я ведь плавать совсем не умею!» Воспитатель: - Не печалься, Колобок, мы с ребятами что-нибудь придумаем! Дети: - Надо построить мост! Воспитатель: - Да, река широкая! Предлагаю вам построить мост из самых длинных дощечек. Дети прокладывают мостик через речку, затем проходят по нему на носочках и попадают на полянку.
Воспитатель: -Катился Колобок, катился и видит… кто-то худенький, маленький, беленький, шустрый. Колобок говорит, что это медведь. Но наших ребят не проведёшь, ведь они знают, что медведь: Дидактическая игра «Наоборот» - не худенький, а… (толстый); - не маленький, а…(большой); - не беленький, а…(коричневый, бурый); - не шустренький, а…(медлительный, неуклюжий) Воспитатель: - Вот он, мишенька – медведь. Он предлагает вам немного поиграть: Подождите-ка, ребята, Здесь я делаю зарядку. Вы, ребята, не зевайте, И за мною повторяйте.
Физминутка «Звериная гимнастика» Раз - присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка. А лисята, как проснутся, Любят долго потянуться, Обязательно зевнуть, Ну, и хвостиком вильнуть. А волчата – спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну, а мишка косолапый, Широко раскинув лапы, То одну, то обе вместе, Долго топчется на месте. А кому зарядки мало, Начинаем всё сначала. Дети вместе с воспитателем выполняют движения, соответствующие тексту, в повторе ускоряя темп выполнения Воспитатель: -Мишка предлагает посмотреть на ваши значки и приглашает вас за столы, на которых стоят фонарики соответствующего цвета. Воспитатель: - Мишка играл с квадратами и некоторые из них рассыпались на части. Помогите мишке, составьте квадраты. Дети проходят за столы и рассаживаются в соответствии с цветом меток. (выполняются задания различной сложности с учётом уровня развития детей) Фронтальное составление фигур – головоломок «Сложи квадрат»
Воспитатель: -Молодцы, все справились с заданием быстро! Дети выходят на свободное пространство группы Воспитатель: - Покатился Колобок дальше, и тут ему навстречу лиса – рыжая плутовка. «Не стану, - говорит, - я тебя есть Колобок, если ребята вспомнят, как звучит «Песенка водички» Дети: -С-с-с-с-с… Лиса: -Поиграем в игру: я вам буду называть слова, а вы скажите, где прячется звук «С», в начале или в конце слова? Дидактическая игра «Найди, где спрятался звук?» Дети: - В слове «слон» - в начале слова; -в слове «нос» - в конце; - в слове «стол»… -… «пёс»… И т.п. Воспитатель: -Понравилось лисе, как вы отвечали, отпустила она Колобка, а он на радостях-то и укатился в лес. Только наш весёлый Колобок просил сказать вам «спасибо» за помощь и передал вот эту красивую корзинку с угощением.
|