СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Составил: Наумова Н.А. Информационная культура как составляющая общей культуры человека, ответственна за функционирование информации; процесс гармонизации внутреннего мира при освоении социально значимой информации; информационную деятельность человека, основой которой являются четкие ценностные ориентиры. Ввиду недостаточной изученности данной проблемы трудно определить, какие составляющие этого многоаспектного понятия являются приоритетными для ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст – период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами жизни, приобщения к миру культуры. Информационная культура, является элементом культуры общечеловеческой. И в ее основе лежит образование, так как оно готовит человека к жизни в информационном обществе, в котором необходимо уметь производить и использовать информацию, оценивать ее, дифференцировать и выделять главное.
Период дошкольного детства создает предпосылки для развития ребенка как личности. Развитие личности, в свою очередь, основывается на принципах педагогики ненасилия, педагогики успеха. Методы педагогического воздействия ориентированы на удовлетворение потребности ребенка в самореализации за счет обогащения его новыми знаниями и способами деятельности. В этом процессе учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом образование должно совокупно охватить весь спектр социально значимых направлений, обеспечивая гармонию внешнего и внутреннего мира ребенка. На сегодняшний день, говоря о формировании личностной культуры, необходимо помнить и о новом компоненте – информационной культуре. Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры. Уже с раннего детства ребенок встречается с достаточно большим потоком информации, учится работать с информацией, в том числе и с использованием компьютерного оборудования. Но, при его использовании важен процесс организации обучения. Компьютер – это, в первую очередь, средство, способное придать процессу обучения естественный, неформализованный характер. Компьютер может изменить характер учения – не чему-то определенному, а учения вообще – сделать его более интересным и эффективным, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Исходными моментами здесь являются естественное любопытство детей и средства для удовлетворения этого любопытства. Существует несколько типов мотивации к деятельности детей за компьютером: а) интерес к новому, загадочному предмету – компьютеру; б) исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы); в) мотив успешного решения познавательных задач. В поиске чего-то нового, у ребенка под рукой всегда должно быть все необходимое для работы, то, с помощью чего он превращает опыт телесных манипуляций с вещами в понятийные обобщения и абстракции. Для решения этой задачи, компьютер является наиболее подходящим вариантом. С его помощью возможно индивидуализировать процесс обучения, что является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка. Компьютер – позволяет снять ряд трудностей в общении детей, так как дети предпочитают играть вместе, находя общее решение. Компьютер и современные информационные технологии повышают интерес к процессу обучения и т.д. Использование информационных технологий детьми позволяет более эффективно решать поставленные задачи общего, интеллектуального развития ребенка. Специальные компьютерные программы позволяют развивать у детей абстрактное, логическое, оперативное мышление, умение прогнозировать. Они дают возможность ребенку менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться различными уровнями усложнения материала и другими видами компьютерной помощи. Компьютер предоставляет ребенку разнообразный красочный материал для осуществления его творческого замысла, экспериментировать можно бесконечно. В процессе деятельности за компьютером у ребенка развивается устойчивое внимание и огромный интерес к нему. Наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности; дети более пассивны, когда сталкиваются с трудностями в решении поставленных задач. А также возможно развитие таких качеств как настойчивость и терпение, обычно не свойственных детям дошкольного возраста. Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» – способность человека находить наибольшее число принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации, стратегическому планированию, осваиваются наглядно-действенные операции мышления. За компьютером дети предпочитают играть вместе, находя общее решение. Взрослые только помогают детям советами. Совместные компьютерные игры позволяют снять ряд трудностей в общении детей. Возрастает роль компьютерной игры как инструмента диагностики и реабилитации: в настоящее время компьютерные игры используются как средство помощи детям с нарушениями навыков письменной речи, в связи с трудностями обучения счету, для улучшения координации, диагностики пространственных способностей. Компьютер можно эффективно использовать для коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного развития. Компьютерные игры помогают тревожным и застенчивым детям открыто выразить свои проблемы, что является важным в процессе психотерапии. Применение компьютерных технологий способствует выявлению и поддержке одаренных детей. Все это создает условия для эффективного формирования начал информационной культуры у детей дошкольного возраста. В эту кропотливую работу привлекается не только ребенок, но и окружающие его взрослые. Дети приобретают навыки работы на компьютере, повышают уровень информационной культуры; родители получат знания в области использования компьютера для обучения и развития ребёнка в семье; возможность получать информацию по вопросам воспитания и обучения через сайт детского сада; педагоги овладевают основами компьютерной грамотности, вооружаются технологией мультимедийного сопровождения образовательного процесса, получают доступ к российским и международным электронным образовательным ресурсам. Список используемой литературы 1. Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Минкина. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 60. 2. Минкина В.А. Формирование информационной культуры личности: роль библиографа // Мир библиографии. – 1998. – № 4. – С. 21 3. Кудрина Т.А. Религия в структуре информационной культуры // Информационная культура личности: прошлое, настоящее и будущее. Междунар. науч. конф. Краснодар – Новороссийск, 11–14 сент. 1996 г. – Краснодар, 1996. – С. 38. 4. Гендина, Н. И. Концептуальные основы формирования информационной культуры личности / Н. И. Гендина // Подготовка учителя основ информационной культуры личности в педагогическом колледже: науч.-метод. сб.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.- С. 5-15. 5. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: Педагогика –Пресс. – 1994. – 528с. 7. Гурьев, С.В. Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста / С.В. Гурьев 8. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. – 2003.- № 9. -С. 32-38 9. Негодаев, И.А. Информатизация культуры: монография. / И.А. Негодяев. – Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2003. - 320 с.
|