Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса. На данный момент в детском саду применяются различные технические средства ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ в основном заключается в следующем: · Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек; · Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии); · Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов;
· Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний; · Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их; · Использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей; · Обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов; · Оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности. В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики. Любая программа насущная необходимость для педагогов ДОУ, так как детство должно быть детством. Я учитель по образованию, воспитатель по профессии. Придя на работу в детский сад мне было непонятно, для чего детский сад берет на себя образовательные функции школы. Не может маленький человечек высидеть на занятии 10- 20 минут, не потому что не хочет, а потому что не может. Возрастные особенности никто не отменял. Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Информатизация общества изменила практику повседневной жизни. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. информационная культура является частью общепедагогической культуры. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ. Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Современные информационные технологии начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений. Сегодня ИКТ позволяет: · Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре. · В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. · Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими. · Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов. · Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей. В распоряжении педагогов в нашем ДОУ ноутбуки, мульти-медио проекторы. С появлением мультимедийной аппаратуры мы с детьми совершаем трехмерные путешествия по различным городам России. Можем побывать внутри множества музеев, галерей искусств, в Третьяковской, посмотреть экспонаты, познакомиться с картинами знаменитых художников. Информация, полученная детьми в такой привлекательной форме, способствует не только быстрому усвоению материала, но и делает его осмысленным и долговременным. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. Использование мультимедийных технологии во время организации непосредственно образовательной деятельности. «Витамины из корзины» «О вкусной и здоровой пище» «Носы нужны не только для красы» помогли мне приобщить детей к здоровому образу жизни, но и решают различные дидактические задачи при помощи компьютерных игр. Например, определить полезные и не полезные продукты, и при помощи звукового сигнала получить одобрение героя мультфильма. По результатам наблюдения, анкетирования 60% наших педагогов используют в работе ИКТ. А это означает, что компьютер становится в детском саду частью развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная интегрировать с различными направлениями воспитательно-образовательного процесса, обогатить и изменить развивающую среду детского сада. По результатам наблюдения, анкетирования 60% наших педагогов используют в работе ИКТ. А это означает, что компьютер становится в детском саду частью развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная интегрировать с различными направлениями воспитательно-образовательного процесса, обогатить и изменить развивающую среду детского сада. В последнее время информационно-коммуникационные технологии – хороший помощник педагогам в организации воспитательной, образовательной и коррекционной работы. А использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. И, в заключение, использование компьютерных технологий в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам. Список литературы 1. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. – М.: Айрис-пресс, 2007. 2. Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против».М.: АРКТИ, 2006. 3. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей / авт.-сост. З.М. Габдуллина. Волгоград: Учитель, 2008. 4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
|