Страсть детей к компьютеру – одна из главных проблем современного мира. Информационные технологии, имеющие, несомненно, большое значение для развития общества, делают дошкольников киберзависимыми (киберзависимость – патологическое пристрастие человека к компьютеру ради развлечения, за которым он проводит всё свободное время). Между тем любой предмет в руках ребёнка может стать опасным, если его не научить правильно с ним обращаться. Так и общение дошкольника с компьютером путём творческого подхода к этому процессу можно превратить в созидательную деятельность. Несмотря на все доводы и предупреждения врачей о вреде, причиняемом компьютером здоровью, резко возросший в 21 в. Уровень компьютеризации жизнедеятельности человека продолжает повышаться. Так, компьютер становится спасением для многих родителей: купив его, они облегчённо вздыхают, т.к. теперь ребёнок будет занят бесконечным просмотром мультфильмов или увлечённо играть в любимые компьютерные игры.
В результате дошкольники всё больше времени проводят один на один с компьютером, целиком погружаясь в виртуальный мир. При этом детский интерес к компьютеру ограничивается лишь всевозможными играми в види «бродилок» и «стрелялок». В условиях развития информационных технологий наш педагогический коллектив МБДОУ Детский сад комбинированного вида №52» находится в постоянном поиске новых, более эффективных способов передачи воспитанникам знаний, умений и навыков. Поскольку компьютер занимает прочные позиции в жизни современного ребёнка, задача наших педагогов – показать детям его многочисленные возможности. Так, с помощью компьютера можно рисовать, создавать и слушать музыку, анимацию, оформлять тематические открытки, писать тексты и т. д. Целью одного из вариантов использования компьютера для нашего дошкольного учреждения стало – создания собственного мультфильма с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи: знакомство детей с современной компьютерной информационной технологией- мультимедиа (взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических программных средств, которые объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении); формирование представлений о художественном образе мультфильма как продукта коллективной творческой деятельности; обучение работе в коллективе над замыслом будущего мультфильма, обмену информацией, планированию различных видов художественно-творческой деятельности (изготовление персонажей, декораций, подбор характеристик персонажей, работа над ролью и т.д.) формирование умения понимать основную идею литературного произведения и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), на основе которого создаётся мультфильм; формирование представлений об основных этапах создания мультфильма; знакомство детей с процессом фотосъёмки и элементарными правилами использования фотоаппаратом; формирование представления о переносе отснятого материала на компьютер; развитие творческих способностей, внимания, активности на всех этапах работы, умения доводить начатое дело до конца; воспитания наблюдательности, трудолюбия, бережного отношения к продуктам совместного творчества. Для осуществления задуманного проекта по созданию мультфильма необходима серьёзная и практическая подготовка. В ходе предварительной работы педагоги должны познакомить детей с мультипликацией и историей её возникновения, профессиями людей, которые участвуют в создании мультфильмов (сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актёр, композитор, продюсер). Воспитанники узнают, что мультфильмы подразделяются на рисованные, пластилиновые и кукольные в зависимости, из какого материала сделаны персонажи и декорации. В ходе беседы надо рассказать детям о правилах пользования компьютером и фотоаппаратом, техники безопасности, а также об основных этапах создания мультфильма: написание сценария, составление списка персонажей сказки и определение последовательности их действий; подбор готовых или самостоятельное изготовление героев и декораций; придумывание реплик для героев в соответствии с общим сюжетом; подкадровая съёмка; компьютерная обработка отснятого материала; добавление записи голоса к видеоряду, передача особенностей характера героев с помощью интонационно-образной речи; комбинация музыкального сопровождения и текста (титров). Организация деятельности детей по созданию мультфильма предусматривает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы работы, а так же наличие оборудования и материалов. В первую очередь понадобится компьютер (желательно ноутбук), микрофон, цифровой фотоаппарат (или видеокамера), штатив и USB-кабель для связи компьютера с фотоаппаратом, специальная программа, позволяющая импортировать отснятый материал и производить с ним различные операции. В зависимости от выбранной технологии необходимо приготовить материалы для персонажей и фона: цветную бумагу, краски, ножницы, клей, кисти, пластилин и т.д. Особое внимание нужно обратить на «площадку» для съёмки – специально выделенное место, где располагается удобный стол со свободным доступом к нему с нескольких сторон, имеется достаточное освещение. В процессе новой деятельности дошкольники приобретают дополнительные умения и навыки: брать на себя разные функции с учётом этапа работы и роли в соответствии с сюжетом, самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Со временем сюжетом нового фильма может стать история отдельной семьи, рассказ о стране, путешествие на далёкую планету или один день из жизни группы. Тема мультфильма может быть любой – всё зависит от фантазии детей и педагога. Но главным в этой работе является то, что у дошкольников меняется отношение к компьютеру как обязательной составляющей процесса создания мультфильма. Теперь «не многочасовое сидение « за компьютером является для них основной целью деятельности, а создание нового продукта – мультфильма.
|