Интерактивные компьютерные игры в коррекционной работе с детьми с ОВЗ |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Рыжих Татьяна Викторовна | |||
23.12.2023 11:20 | |||
Интерактивные компьютерные игры в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую работу более привлекательной, наполнить ее новым содержанием, сделать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Внедрение компьютерных технологий в образование — логичный, необходимый шаг, продиктованный временем. Использование компьютерной техники делает занятия более увлекательными, современными, решает познавательные и коррекционные задачи с опорой на наглядность. Однако, не следует забывать, что время работы с компьютером для дошкольников с ОВЗ должно быть ограничено 10-15 минутами в день. Во время индивидуальной работы за компьютером осуществляется совместная деятельность зрительного и моторного анализаторов, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные технологии представлены на основе использования Интернета. Существует огромное количество интернет-ресурсов, которые позволяют проводить онлайн-занятия, создавать собственные презентации, игры, программы. Заслуживают внимания сервисы, позволяющие создавать различные интерактивные задания, игры и другое, которые могут применятся практически для любых образовательных областей. К ним относятся такиеонлайн-платформы как LearningApps, Wordwall, Quizlet, H5P. Однако наиболее популярны среди педагогов онлайн-платформы LearningApps и Wordwall. LearningApps- полностью бесплатный онлайн-сервис, созданный для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (далее — упражнений). Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д.). После того как упражнение (игра) создано, его нужно сохранить и, при желании, сделать общедоступным для пользователей LearningApps. Это значит, что оно появится в разделе «Все упражнения». Те, кто не планирует делиться с миром своим творчеством, могут сохранить материал как электронную книгу или как урок в формате SCORM. Материалы в этом формате поддерживаются большинством систем дистанционного обучения. Кроме того, можно отправить ссылку на упражнение. Помимо ссылки, ресурс LearningApps позволяет создать QR-код — новый формат передачи информации. Работают QR-коды очень просто: надо поднести мобильный телефон к коду и включить программу распознавания, появится фотографический прицел. Надо «поймать» код в прицел, и он превратится в интернет-адрес, текст, видео и т.д. Wordwall представляет собой многофункциональный инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Интерактивные упражнения воспроизводятся на любом устройстве, имеющем доступ в интернет: на компьютере, планшете, телефоне или интерактивной доске. Печатные версии могут бытьиспользованы в качестве самостоятельных учебных заданий. Шаблоны включают в себя знакомые дидактические игры, которые часто встречаются в педагогической практике. Даже в бесплатной версии можно получить доступ к большому арсеналу игр. Базовый тарифный план позволяет бесплатно создать только 5 ресурсов. Алгоритм работы примерно такой же, как в популярном LearningApps. Однако качество данных шаблонов и функциональные возможности намного выше. Можно использовать имеющиеся версии игры или начать её создание с нуля. В любом случае создание игры займёт не очень много времени. Подключение к поисковой системе Bingпоможет быстро найти нужное изображение. Можно подготовить игровое упражнение, внедрить его на сайт или отправить ссылкой. Задания возможно персонифицировать, т.е. назначить задание, где необходимо указывать свою фамилию. Благодаря этому, отслеживаются результаты работы каждого ребенка. Однако не всегда есть возможность использовать интернет-платформы и создавать онлайн-игры. Сегодня решать эту проблему помогают презентации, выполненные в среде MicrosoftOfficePowerPoint, WindowsMovieMaker. Звук, движение, цвет на экране – это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания, интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Программа PowerPoint позволяет создавать презентации, а также устанавливать различные эффекты анимации. Одно из средств анимации – триггеры. Триггер — средство анимации, позволяющее задать действие выделенному элементу, анимация запускается по щелчку. Использование триггеров в обучающих играх позволяет сделать их интерактивными. Картинки на экране могут исчезать, двигаться или менять размер, что позволяет создать массу интересных игр и упражнений. Например, в игре «Четвертый лишний» картинка будет исчезать, если добавить анимацию Исчезновение. Сделать игру еще интереснее можно, добавив звуковые эффекты: голоса животных, смех, хлопки, а также речь, записанную педагогом. Звук должен быть в формате WAV. Таким образом, программа PowerPointпозволяет составлять отличные задания на исключение лишнего, классификацию и др. для занятий в дошкольном учреждении. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью воспитанников с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях. Все это в конечном итоге является частицей вклада в проблему адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире, наполненном информацией и новыми технологиями.
|