«Создание интерактивных дидактических игр, кроссвордов для детей дошкольного возраста средствами программы Power Point» |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Крутихина Светлана Геннадьевна | |||
16.11.2021 21:20 | |||
«Создание интерактивных дидактических игр, кроссвордов для детей дошкольного возраста средствами программы Power Point» Составила: воспитатель Крутихина Светлана Геннадьевна «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №20» Г.Ижевск. 2021 г. Цель: знакомство с алгоритмом и обучение технологии дидактических интерактивных игр, кроссвордов для детей дошкольного возраста, а так же оптимизация формирования профессиональной готовности воспитателей ДОУ к самостоятельной разработке интерактивного программного продукта. Задачи;
4)Стимулировать активную позицию педагога в реализации ФГОС ДО через интеграцию традиционного опыта и ИКТ в разработке интерактивного программного продукта.
Оборудование: ноутбуки, компьютеры; мультимедийный проектор; презентация – сопровождение урока; презентация – пример дидактической игры; карточки с заданиями разного уровня сложности. Практическая значимость мастер-класса: в последнее время к педагогу предъявляют высокие требования. Воспитатель должен владеть компьютером, изготавливать презентации и игры для детей. Программа Power Point предоставляет большие возможности для создания интерактивных игр. Современные ИКТ- средства позволяют нам значительно расширить привычный набор учебных упражнений, дополнив их интерактивными дидактическими играми. Такие игры позволяют снять рабочее напряжение с учащихся и при этом повысить их интерес и познавательную активность, их можно использовать на различных этапах: в качестве тренировочного упражнения, во время подведения итога и т. п. Слайд №5 Ожидаемый результат:
Ход мероприятия:. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас! Меня зовут Крутихина Светлана Геннадьевна, сегодня я представлю свой опыт работы по созданию интерактивных игр, кроссвордов для дошкольников, затем покажу вам, какие средства используются и, в завершении, вы самостоятельно поработаете над созданием авторской игры, кроссворда. Прежде, чем начать работу, предлагаю вам организовать круг и поприветствовать друг друга. Игра-приветствие «Приветствие без слов». Участники встают в круг и каждый из них придумывает свое приветствие. Но приветствие должно быть невербальным (с помощью жестов). Оно может контактным (в этом случае нужно поприветствовать быть каждого) и бесконтактным — другие участники отвечают тем же жестом. По окончании игры все проходят на свои места. В последнее время к педагогу предъявляют высокие требования. Воспитатель должен владеть компьютером, изготавливать презентации и игры для детей. Программа Power Point предоставляет большие возможности для создания интерактивных игр, кроссвордов. Начнем с небольшого экскурса в историю вопроса. Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter — между, меж; active от act — действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Интерактивная дидактическая игра — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Она выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений ребенка в усвоении знаний или в их применении. Функции дидактических игр: Обучающая функция. Развитие учебных умений и навыков. С помощью игры можно достичь прочного усвоения знаний и проконтролировать умение их применять. Для этого я создаю игры-тренажеры, включающие задания, предусматривающие применение опорных знаний и умений. Воспитательная функция. Тренинг и коррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций. Многие игры создаются для групповой работы. Ребята учатся работать коллективно, радоваться успехам товарищей, сопереживать их неудачам. В коллективе формируется общественное мнение, создаются творческая атмосфера и благоприятные условия для развития каждого ученика. Коммуникативная функция. Установление эмоциональных контактов, реализация стремления ребят к общению, формирование умения аргументировать свою точку зрения по проблеме. Развивающая функция. Развитие памяти, внимания, мышления. Релаксационная функция. Снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении. Развлекательная функция. Создание благоприятной атмосферы, благодаря которой выполнение задания превращается из скучного мероприятия в увлекательное приключение. Для создания дидактической игры в PowerPoint педагог должен:
Поэтапное создание интерактивной дидактической игры “Четвертый лишний” 1. Цель занятия: расширить представления детей о родном крае. Задачи: Воспитывать патриотические чувства. Воспитывать в детях любовь и уважение, чувство гордости к родному краю, к его людям, достижениям; формировать бережное, созидательное отношение к родному краю Формировать отношение к окружающему миру, поддерживая познавательный интерес к окружающей действительности Закрепить знания детей о городах Удмуртии, о родном крае. Обучающая задача — в этой игре детям следует найти лишнюю картинку. Правила: ищете лишнюю картинку если ответите правильно, то она исчезнет Игровая мотивация – найдем достопримечательность которая находится не в.г. Ижевск. Способ выполнения задания — если ребенок выбирает правильно, картинка исчезает Алгоритм создания дид. Игры.
Пусть ребенок услышит приятный звук – поощрение, звук выбираем его из меню или “другой” — из собственной коллекции звуков в случае правильного ответа. Для этого во вкладке “Вставка” выбираем из меню или из собственной коллекции необходимый звук. А сейчас поиграем «Четвертый лишний». нужно определить достопримечательность, которая не находиться в г.Ижевск. Цель занятия: расширить представления детей о родном крае. Задачи: Воспитывать патриотические чувства. Воспитывать в детях любовь и уважение, чувство гордости к родному краю, к его людям, достижениям; формировать бережное, созидательное отношение к родному краю Формировать отношение к окружающему миру, поддерживая познавательный интерес к окружающей действительности Закрепить знания детей о городах Удмуртии, о родном крае. Также в программе PowerPoint можно создавать не только игры, но и кроссворды. Использование кроссвордов в работе с дошкольниками в рамках игровой технологии Кроссворд в переводе «Быстрое слово», — это развлечение, использующееся, как средство активизации мыслительных процессов. Работа с кроссвордами достаточно интересна и для воспитателей и для дошкольников. Ребёнок, разгадывая кроссворд, становится как бы исследователем, ему необходимо прилагать усилия, напрягать свой ум, тем самым активизировать приобретённые знания и опыт, уметь сосредотачиваться, размышлять. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывают настойчивость в достижении цели. Важным моментом в работе с кроссвордами – это знания детьми букв и высокий уровень развития звуковой культуры речи. Работа по методу кроссвордов проводится по следующим этапам: Слайд №16 На первом этапе ребенку показывается оформленный кроссворд, предлагается внимательно рассмотреть изображенные предметы, назвать их и внести эти названия в соответствующие клетки. На этапе обучения буквы записывает педагог. Дети более старшего возраста и знающие алфавит, могут делать это сами. Необходимо также познакомить детей с основными правилами:
На данном этапе работы с кроссвордами от воспитателя требуется эмоциональное преподнесение материала, чтобы вызвать интерес у детей, установить сотрудничество, доверительные отношения. Организация работы:
Алгоритм создания нашего кроссворда.
Выбираем требуемый эффект. Для привязки слова кроссворда к триггеру необходимо на вкладке «Настройка анимации», щелкнуть ПКМ на назначенном эффекте. В контекстном меню выбрать команду «Время». В открывшейся вкладке «Время» перейти в раздел «Переключатели» и активировать радиокнопку «Начать выполнение эффекта при щелчке». Выбрать элемент, выступающий триггером для запуска данного слова (перечень всех элементов слайда будет указан в выпадающем списке) 14. Создадим текст надписи, содержащей задаваемый вопрос (Вставка/Надпись). Формируем текст вопроса, размещаем его в области выноски, находящейся под картинкой чтеца (создаст эффект вопроса, который им задаётся) и настраиваем его эффект анимации. 15. Вставляем фото прибора и настраиваем его анимацию. 16. Перед появлением второго вопроса первый нужно автоматически убрать. Для этого на области «Настройка анимации» выделяем текст вопроса. Подбираем эффект выхода со слайда и повторяем процедуру привязки эффекта к соответствующему триггеру. В качестве такого триггера выступает кнопка «Ответ». В области «Настройка анимации» выбираем вариант «После предыдущего». Рекомендую, чтобы не запутаться в эффектах, выполнять настройку каждого слова в следующей последовательности (хотя это и не принципиально): создаем текст вопроса → настраиваем появление ответа на него фото → удаление текста вопроса → удаление фото. Полученный результат работы можно посмотреть в прилагаемой к работе презентации. Надеюсь, что используя данную методику, любой педагог сможет создавать интересные интерактивные кроссворды по своим предметным областям. Кроссворд «Реки Удмуртии» Цель: уточнение знаний о реках Удмуртии Задачи: Воспитывать в детях любовь и уважение, чувство гордости к родному краю; Поддерживать познавательный интерес к окружающей действительности Закрепить знания детей о реках Удмуртии. Эти реки зашифрованы в кроссворде хотите отгадать? 1. Река в которой больше большее количество букв? (Кильмезь) 2. Самая большая река? (Кама). 3. Река в который первый звук всегда мягкий согласный? (Чепца) 4. Река в которой первый звук [вь] последний [а]. (Вятка) Презентация готовых игр. Уважаемы коллеги, мы с вами достаточно подробно рассмотрели теоретические, практические аспекты применения интерактивных игр, кроссвордов в образовательной деятельности. Предлагаю вам ознакомиться с разработанными играми. На слайде представлены игры, составленные мной. Все игры используются в рамках комплексно-тематического планирования и соответствуют тематическим блокам и темам недели. Участникам предлагается использовать материалы для создания интерактивной игры, кроссворда в соответствии с алгоритмом в памятке. Подведение итогов — Просмотр созданных игр, кроссвордов. Обсуждение результатов. Таким образом, можно сделать вывод: использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность. Используемые интерактивные игры, кроссворды позволяют:
Рефлексия по методике «Человечки». Вам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них—разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите синий фломастер и обведите человечка который напоминал вам себя до начала этого педсовета, возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение после этого педсовета, насколько вам был полезен доступен и интересен материал и насколько вы его усвоили. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам Заполнение рефлексивных листов участников мастер-класса. Спасибо за внимание!
|