Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников. |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Митякова Елена Александровна | |||
16.03.2015 23:10 | |||
Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников. Музыкальный руководитель МБУ №139 д/с «Облачко» Митякова Елена Александровна г. Тольятти 2014 На сегодняшний день одним из путей модернизации в образовании, является информатизация. Это связано с тем, что для современного общества основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Для педагогов важно с помощью информатизации создать условия для ребенка по адаптации в современной жизни. В данном случае необходимо решение ряда задач: техническое оснащение, разработка новых технологий обучения, создание дидактических средств, и т.д., которые будут определять этапы процесса модернизации системы образования. Информационно коммуникационные технологии — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, принтера, аудио оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации (технические средства). Сюда же относится и программное обеспечение (музыкальные энциклопедии, мультимедийная программа, “Шедевры музыки”). Актуальность Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная современным образованием. Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду представить себе работу без них уже невозможно. Никого не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. И педагогам важно помочь ребенку войти в мир новых технологий. Для этого нужно организовать процесс обучения так, чтобы на музыкальных занятиях ребенок занимался активно и с увлечением. Как раз в этом на помощь музыкальному руководителю наряду с традиционными средствами могут прийти и информационные технологии. Это позволит эффективней развивать все виды восприятия у детей: слухового, зрительного, чувственного, а так же задействовать все виды памяти: зрительную, образную, слуховую и др. Цель: С помощью средств ИКТ приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности, активизируя процесс формирования музыкальных способностей, развивать умственную и эмоциональную сферу ребёнка, воспитывать музыкальный вкус и кругозор дошкольников. Задачи:
Непосредственно образовательная деятельность в образовательной области «художественно-эстетическое развитие» с использованием ИКТ базируется на следующих общедидактических принципах обучения:
Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников. У музыкального руководителя есть возможность применять различные образовательные средства ИКТ на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты. Презентации должны быть понятны и доступны детскому восприятию. Их можно использовать во всех видах музыкальной деятельности: Восприятие музыки: показ портретов композиторов, иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д. Но больше всего дети любят смотреть видеоклипы. Их сейчас очень много по программному слушанию для всех возрастов. В музыкально-ритмических движениях использую видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения. А так же видео – схемы танца и мнемотаблицы на перестроение, ориентировку в пространстве. В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются презентации – концерты, для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания. Имеют место так же видео – подсказки для детей, играющих в оркестре. Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения. Следующий вид деятельности – пение, которое начинается с дыхательной гимнастики. Здесь я использую упражнение «Подуй на листочки» (зимой на снежинки, весной на одуванчик). При пении песен использую видео иллюстрации, или заставки к детским песням, а так же видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона На развлечениях и праздниках можно использовать слайды для фона или включить видеоролики с героями. Очень важно соблюдать требования СанПиНа. Так продолжительность использования ИКТ в НОД
Мультимедийный экран должен быть расположен не ближе 2-3 м и не дальше 5-5, 5 м от детей. После просмотра обязательно — гимнастика для глаз. Учитывая требования СанПиНа примерная структура НОД с применением ИКТ в старшей группе может выглядеть так:
Общее время НОД – 25 мин. Применение ИКТ – 10 мин. Проанализировав работу по данному направлению, я сделала следующие выводы, что у детей:
Диагностируя детей по всем видам музыкальной деятельности, я получила следующие результаты: За 2 года работы с применением ИКТ уровень музыкального развития детей с 50% усвоения программы, выросли до 91%. Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «художественно-эстетическое развитие», воспитанники превращаются в активных участников процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным. Литература:
|