Интерактивные технологии в образовательной деятельности дошкольников по ФГОС |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Швец Вера Владимировна | |||
16.03.2015 23:34 | |||
Интерактивные технологии в образовательной деятельности дошкольников по ФГОС Швец В.В. — воспитатель Колесова Н.Н. — воспитатель Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по — иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
Познавательная активность дошкольников — это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. При правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. У воспитанников, посещающих наше учреждение, отмечается снижение познавательной активности, снижение скорости восприятия, переработки и воспроизведения информации. Это отмечается на фоне неустойчивого внимания, сниженной работоспособности, повышенной истощаемости, у детей снижена мотивация к обучению, отмечаются трудности в планировании деятельности. Проанализировав диагностику психических познавательных процессов детей по Е.А. Стребелевой, мы предположили, что активное использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ позволит повысить показатели познавательной активности и развития психических познавательных процессов. Целесообразность использования информационных технологий в развитии дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г.А. Репина и Л.А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды. Поэтому мы решили использовать интерактивные технологии на занятиях с детьми дошкольного возраста для повышения познавательной активности. Интерактивные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под этим подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Цель работы: использование интерактивных технологий для активизации познавательной активности и развития психических познавательных процессов детей дошкольного возраста. Задачи:
Для реализации поставленных задач определили основные направления работы с детьми дошкольного возраста по применению интерактивных технологий:
Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области. В интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого — создать условия для инициативы детей. В интерактивной технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию. При организации и проведении непосредственно образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей:
Использование мультимедийных презентаций при организации непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП, ФЦКМ способствуют стимулированию познавательной активности детей. Их применение обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память. Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Например, при погружении в лексическую тему «Дикие птицы» при организации НОД по ФЦКМ дети с удовольствием составляли на доске птичьи семьи, играли в интерактивную игру «Четвёртый лишний», обобщали знания о внешнем виде диких птиц в игре «Клювы, лапки и хвосты» — составляли на доске из отдельных частей тело птицы. При организации НОД по ФЭМП составляли на интерактивной доске числовой ряд из диких птиц, соотносили число с количеством птиц, учились находить место числа в числовом ряду, «соседей» числа и птиц, считали диких птиц в прямом и обратном порядке. При организации НОД по развитию речи с успехом прошла интерактивная игра «Птичья столовая» (с провокациями), «Подбери маму и детёныша». В интерактивной игре «Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании. При развитии связной речи составляли описательный рассказ о диких птицах, предварительно посмотрев мультимедийную презентацию. Для НОД по познавательному развитию нами созданы серии презентаций по лексическим темам: «Времена года», «Край, в котором мы живём», «Профессии», «Насекомые», «Головные уборы», «Птицы», «Транспорт», «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Инструменты», «Музыкальные инструменты», Электроприборы». Преимущество собственных разработок в том, что их можно включать их в любой этап мероприятия, при объяснении нового, повторении и закреплении материала. Интерактивная доска предполагает коллективное участие детей в игре, так как действуют на доске дети по очереди, и общими усилиями добиваются нужного результата. Например, вместе собирают картинку из фрагментов по образцу или продолжают узор, по аналогии выбирают нужную фигуру, определяют лишний предмет и обосновывают свой выбор. Всё это способствует развитию познавательной активности, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, делать осознанный выбор. Организуя работу с использованием интерактивной доски, мы отмечали стойкий познавательный интерес у воспитанников на занятиях. Нам было проще привлечь и удерживать более длительное время внимание детей, потому что применение интерактивной доски позволяет нам моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Также в процессе работы с интерактивной доской мы отметили, что снизилась утомляемость и пресыщаемость детей, так как учебный материал предъявляемый детям отличался наглядностью, яркостью образов и динамичностью. Для работы на интерактивной доске используем игры, которые создаем сами и готовые компьютерные игры с DVD-, CD-дисков и Интернета. Необходимые условия этих игр:
Первые опыты применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ. Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста. Это подтверждают результаты итоговой диагностики. Список литературы:
|