Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития детей №63 «Жемчужинка» Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Волшебный цветок» Подготовила: воспитатель Талипова А.Н. г.Набережные Челны. 2014 год Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Волшебный цветок» Возраст: подготовительная к школе группа. Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные) 2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове. 3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения. 4. Формировать умение делить слова на слоги. 5. Упражнять в графическом изображении звука – букве.
Развивающие: 1. Развивать и укреплять мелкие мышцы рук. 2. Развивать самостоятельность, инициативу. Воспитывающие: 1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя. 2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. 3. Формировать чувство товарищества. Методические приёмы: игровой (игра –«Цветик –семицветик»); наглядный (использование картин); словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); поощрение, анализ занятия. Демонстрационный материал: цветок с семью лепестками, конверт с письмом. карточки с рисунками. Раздаточный материал: цветные квадратики (красные, синие); карточки с цифрами 1,2,3,4; карточки с недорисованными буквами. Организация детей: в кругу, за столами; Индивидуальная работа: Продолжать работу с Д. Данилом по различению звуков на слух и отчетливому их произношению. Развивать интонационную выразительность, правильный темп речи с Ханзай. Словарная работа: предложение, слово, слог, звук, буква. Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов. Структура: 1. Организационный момент –1 задание «Отгадай загадку и опиши» 2. Работа по теме занятия: - 2 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки» - 3 задание «Составь предложение по картине» - 4 задание «Где прячется звук?» - 5 задание « Подели слова на слоги и определи их количество». - 6 задание «Допиши буквы». - 7 задание «Поймай звук». 3. Итог занятия.
Ход: Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение? Дети. Хорошее, радостное, веселое. Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг). Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты – мой друг Крепче за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок, семицветик. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны? (Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.)
Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться. Итак, какой лепесток откроем первым, Данил? Ответы детей. 1 Задание «Отгадай загадку и опиши» Во дворе замерзли лужи, Целый день поземка кружит, Стали белыми дома. Это к нам пришла... (Зима) Воспитатель: Молодцы! Ребята, а скажите какая она, зима? Дети: белая, белоснежная, ветреная, снежная, крепкая, холодная, ледяная, вьюжная итд. Воспитатель: Вы правильно охарактеризовали зиму и выполнили первое задание Мудрой Совы. Воспитатель: А теперь садитесь на свои места и Милена, какой лепесток с заданием будем открывать? 2 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки» Все лето стояли, Зимы ожидали. Дождались зимы — Помчались с горы.
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «САНКИ». Для этого у вас на столе лежат карточки синего и красного цвета. -Какие звуки обозначаются синим цветом? -Какие звуки обозначаются красным цветом? -Сколько звуков в слове «САНКИ»? -Какого цвета первая карточка? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «САНКИ». Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова САНКИ. Один ребенок работает у доски. Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных? -У кого карточки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились и приступаем к следующему лепестку. А там задание такое: 3 задание «Составь предложение по картине» Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Зима»). Дети составляют предложения про зиму и определяют количество слов в предложении. На ваших столах есть чистые листочки и карандаши. На этих листочках вы должны записать схему предложений: 1. Наступила холодная зима. 2. Дети слепили красивого снеговика. (Дети записывают схемы предложений. После проверяем у доски) Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились, а сейчас давайте сделаем физкультминутку. Физкультминутка: Мы ногами топ-топ Мы руками хлоп-хлоп. Мы глазами миг-миг Мы плечами чик-чик. Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора! Раз сюда, два – туда, Повернись вокруг себя! Раз-присели, два-привстали Руки кверху все подняли. Воспитатель. Отрываем следующий лепесток. Слушайте задание. 4 Задание «Где прячется звук?» Отгадайте-ка, ребятки, Мои трудные загадки. А потом определите, Где живет звук – расскажите. Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем. Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки. На дворе - горой, А в избе - водой. (Сугроб)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]? Дети. В середине слова. Мы его слепили ловко. Глазки есть и нос-морковка. Чуть тепло — заплачет вмиг И растает... (снеговик)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [с]? Дети. В начале слова. Заморозил чародей И озера, и ручей. Холодом дышал, и вот — Не вода в ручье, а... (лед) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [л]? Дети. В начале слова. Снежный шарик сделать можно, Это ведь совсем не сложно! Лепим мы не пирожки: Для игры нужны... (снежки) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [С]? Дети. В начале слова. Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились. Отрываем следующий лепесток. А там вот такое задание. 5 задание « Подели слова на слоги и определи их количество».
Воспитатель. У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4 Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали. Воспитатель показывает картины (сани, шарф, шапка, снеговик, лыжи, коньки, варежки, елка, снегурочка, снежинка) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки. Воспитатель. Молодцы. Все верно. Отрываем и читаем. 6 задание «Допиши буквы». Воспитатель. Откройте конверты, там находятся карточки с недорисованными гласными буквами. Внимательно посмотрите и буквы эти допишите. Дети выполняют задания на карточках самостоятельно. Каждому ребенку предлагается индивидуальная карточка. Воспитатель. Закончили? Хорошо. А теперь давайте проверим, правильно ли вы написали буквы. Дети показывают карточки и называют букву. 7 задание «Поймай звук». Воспитатель: И вот, наконец-то, остался последний лепесток с последним заданием. Ребята в этом задании вы должны поймать звук, т.е. когда услышите звук И, хлопайте в ладоши. а) в звуковом ряду: а, о, и, ы, я, е, у; б) в слоговом ряду: ра, ти, мы, ит, ли, ко, су, их; в) в словах: тигр, машина, кукла, окно, игрушка, стол, кит, книга. 5 Воспитатель. Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове. Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?
|