«Если не знаешь имен, пропадает и знание вещей» - эта мудрость пережила века. Откуда пришли слова? Мы так привыкли к словам..., читаем, пишем, разговариваем. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение.
Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету… Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов Купаться ежечасно! А.Шибаев. Как это интересно – проникать в многоцветный мир слова, исследовать, разбирать и изучать его. Словарь русского языка складывался веками. Он состоит из исконно русских и заимствованных слов.
Скачать конспект Меняется мир, меняется и язык, появляется необходимость давать имена новым предметам, признакам и явлениям. Старые слова приобретают новый смысл: мышка – устройство, без которого не обойтись при работе за компьютером, кошка – специальные крючья у верхолазов, конь и козел – гимнастические снаряды. Так слово все дальше и дальше уходит от своего первоначального значения. Чем старше слово, тем сложнее разобраться в его происхождении. Тогда на помощь приходят этимологические словари. Познакомившись со словом поближе, Вы уже никогда не употребите его некстати. Ваша речь станет яркой, выразительной. Удачного знакомства со словами родного языка! Речь человека – это и одежда, по которой нас встречают, и ум, по которому провожают. Она служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого. «Заговори, чтоб я тебя увидел» Софокл. Откуда вы приходите, слова, исполненные доброго доверья? По-моему, оттуда, где трава. По-моему, оттуда, где деревья. Нам переходы света и теней за древними лесными деревами покажутся резными теремами, возникшими из света и теней. А дальше будет глуше и темней, И тропка лисья станет неприметной. Она и вправду стала неприметной, а все-таки давай пойдем по ней, пойдем на ощупь, ветки раздвигая. Эге-ге-гей! Ну где же вы, слова? «Слова, слова!..» - вздыхают робко листья, и тропка поворачивает лисья туда, где в листьях прячется сова. А может, также прячутся слова За пнями И замшелыми камнями? Слова – они, наверное, корнями, Как дерева, уходят в глубину.
В приобщении ребёнка к искусству слова, к литературе, к книге должна быть некая система. Одна из таких возможностей детей в раннем возрасте обращение к жанру колыбельной песни. Колыбельные песни вобрали в себя то, что как нужно появившемуся на свет малышу, звук голоса матери, её ласковые слова. Они благотворно действуют и на ребёнка, и на мать. Как правило они короткие, запоминающиеся. Именно ваша задача вырастить малыша спокойным, ласковым и правильно говорящим. Всему этому призваны помочь колыбельные песни. Культура материнства складывается в течении многих веков, и до нас дошло то, что отобрано и проверено жизнью. Частью этой культуры являются поэзия пестования, кроме колыбельных песен входят пестушки, потешки, детские песенки.Они дают ребенку первые представления о мире, способствуют раннему развитию, оказывают эстетическое воздействие, координируют движения малыша. И конечно, это чтение, рассказывание сказок, стихов. Стихов нужно читать как можно больше: читать, когда ребенок находится в спокойном состоянии. Стихи обладают ритмом,, а ритм, по мнению исследователей, облегчает человеческую жизнь и делает её упорядоченной. На четвертом году жизни следует проводить активную, упорную и систематическую работу по творческому развитию ребенка, и прежде всего по развитию его образных представлений. Как можно чаще давайте ребенку возможность пофантазировать. Провоцируйте этот процесс, задавая вопросы о чем-либо, предлагая описать что-либо, например, рассказать о том, как выглядит теремок в одноименной сказке, короб, в котором медведь несет Машу. В средней группе дети должны внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснить, как важны в книге рисунки, показывать, как можно узнать много интересного, внимательно рассматривая иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Чарушиным. В средней группе знакомят детей с такими сказками: * «Лисичка – сестричка и волк» * «Зимовье» * «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» * «Лисичка со скалочкой» * «Жихарка» * «Петушок и бобовое зернышко» * «Лиса – лапотница» и т.д. С произведениями Маршака, Чуковского, В.Заходера, В.Бианки, Е.Чарушина. К концу года средней группы дети могут: * Высказывать желание послушать определенное литературное Произведение. * С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг. * Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение. * С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки. * Дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: • «Понравилось ли произведение?» • «Кто особенно понравился и почему?» • « Какой отрывок прочесть еще раз?»
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «Родное слово»
Тема: «Откуда пришли слова?»
Подготовила: учитель – логопед Тюрина О.В.
Декабрь 2014 г.
Семинар-практикум на тему: «Откуда пришли слова?»
«Если не знаешь имен, пропадает и знание вещей» - эта мудрость пережила века.»
Имя у тебя одно, Навсегда оно дано. Жизнь длинна И оттого, ты побереги его.
|