Методическая разработка по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР. Лексическая тема: «Одежда» |
Обучение грамоте | |||
Автор: Любавина Елена Борисовна | |||
01.04.2023 07:27 | |||
Методическая разработка по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР. Лексическая тема: «Одежда» МДОБУ «Детский сад № 4 комбинированного вида» г. Волхов учитель-логопед Любавина Елена Борисовна Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении, не стеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности. В начале учебного года у всех детей были выявлены значительные ошибки в согласовании слов в роде, числе, в образовании падежных окончаний, в понимании обратных конструкций, причинно-следственных связей. Наибольшими трудностями для детей оказалось образование глаголов с помощью приставок и образование притяжательных прилагательных. Поэтому для развития связной речи у детей с ОНР одной из основных является работа по формированию грамматических категорий. Актуальность выбранной темы. К началу школьного обучения у детей с ОНР оказываются не сформированными языковые средства, задерживается формирование в построении простых и сложных предложений (синтаксис); в системах склонения и спряжения, в традиционных формах словоизменения (морфологии); в средствах и способах образования слов (словообразование). При нарушении морфологической системы выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:
Наблюдается недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Нарушение синтаксической структуры предложения чаще всего выражается:
Цель: развитие грамматического строя речи в организационной комплексной деятельности. Задачи:
Формирование лексики проводится по следующим направлениям:
Сначала ребёнок знакомится с новым словом в контексте, на основе которого он осознаёт значение и функцию данного слова. После уточнения значения слова ребёнку на конкретных примерах показывают, с какими словами может сочетаться в речи новое слово. Например, слово, выраженное именем существительным, то для показа его употребления к нему присоединяются глаголы, прилагательные, местоимения, числительные. Работая над словарём, представленным существительными, глаголами, прилагательными. Числительными является подготовительным этапом работы над фразой. Можно представить работу над формированием грамматических категорий на примере лексической темы «Одежда». Овладение грамматически правильной речью влияет на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли. Поэтому Р.И. Лалаева предлагает вкючать в работу словесно-логических упражнений, обеспечивающих развитие речи и мышления:
Примерные задания для расширения словаря Существительных:
Прилагательных:
а) большой — маленький: у мамы платье большое, а дочки…, у папы рубаха большая, а у сына…, у старшей сестры халат большой, а у младшей…, у Коли брюки большие, а у Толи…; б) длинный – короткий: у футболки рукава короткие, а у рубахи…, платье длинное, а кофта…, у папы брюки длинные, а у сына…; г) узкий – широкий: у футболки ворот узкий, а у платья…, подол у новогоднего платья широкий, а у повседневного…, куртка в талии широкая, а платье…; ж) старый – новый: у мамы платье старое, а в магазине…, папа хочет купить костюм новый, потому что у него костюм…; 8) назвать форму предмета (по предложенным расцветкам ткани); 9) назвать цвет предмета (по предложенным предметам, картинкам); 10) обобщение — подбери общее слово — признак для двух, на первый взгляд не похожих предметов: брюки, мужской костюм, шорты для мальчика (какая одежда?) – мужская; платье, пальто для девочек (какая одежда?) – женская; ползунки, распашонка (какая одежда?) – детская; красивое платье, нарядный костюм – праздничная, …; 11) образование степени сравнения прилагательных. Закончи предложение. У Коли рубаха большая, а у папы ещё… У Юли сарафан длинный, а у мамы ещё… Бриджи короткие, а шорты ещё… У Тани платье красивое, а у Люды ещё… Осенняя куртка тёплая, а зимняя ещё… В пальто тепло, а в шубе ещё… Зимой в осенней куртке холодно, а в кофте ещё… Летом в пальто жарко, а в шубе ещё… Шапку вязать долго, а кофту ещё… Глаголов:
Без шапки осенью гулять, Летом шубу надевать, Маме гладить помогать, Свои вещи убирать, Пачкать рукавицы в луже, Пойти во двор без кофты в стужу. Заштопать дырку на носке, В одежде ползать на песке, Об платье руки вытирать, Одежду чистить и стирать; 4) закончи предложение. Коля брюки на прогулке испачкал, а мама дома… Таня рукавицы на улице испачкала, а в группе … Мама постиранную одежду на верёвку повесила, а сухую… Петя куртку перед прогулкой надел, а дома…Сестрёнка колготки порвала, а мама…; 5) какое слово лишнее? Надеть, натянуть, подтянуть, снять; зашить, заштопать, починить, порвать; связать, зашнуровать, примотать, распустить; почистить, постирать, вымыть, испачкать; раздеться, стянуть, скинуть, надеть. Формирование грамматических категорий происходит посредством игр, упражнений на материале лексических тем. Грамматические категории, отработанные с детьми в течение учебного года: 1) образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (творительный, дательный, родительный, предложный падежи); «Кто чем (или с чем) работает?» Закройщица – сантиметровой лентой, карандашом, ножницами, швея – иголкой и со швейной машинкой; приёмщица – ручкой; вязальщица – спицами; продавец – с кассой и с покупателями; «Кто подберёт больше слов?» Что можно шить? Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, юбку, блузку, шорты, юбку … Что можно вязать? Шарф, кофту, свитер, варежки, перчатки, жилетку … Что можно штопать? Носки, чулки, варежки, шарф… 2) согласование числительных с существительными, существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Игра «Магазин» с картинкам и цифрами на обратной стороне: Сколько футболок ты купил? (пять футболок) А у тебя нет чего? (пяти футболок) …; 3) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Игра «В гостях у гнома»: шапка – шапочка, куртка – курточка, платье – платьице, шорты – шортики и т.д.; 4) образование относительных прилагательных (папин пиджак, мамино пальто, Зинина куртка, Колины штаны и т.д.); 5) употребление простых и сложных предлогов (достал из кармана, торчит из-под куртки, майка под кофтой, рукавицы в кармане, вышивка на кофте, бантик для блузки и т.д.); 6) образование множественного числа существительных от единственного числа существительных (платье – платья, рубаха – рубахи, халат – халаты и т.д.); 7) образование притяжательных прилагательных (мамино платье, бабушкин халат, папина рубаха, Мишины брюки; 8) образование сложных прилагательных (светло-голубое, тёмно-зелёное, ярко-красное...); 9) образование глаголов с помощью приставок (пришила, зашила, вышила, ушила, перешила; связала, завязала, развязала, привязала, перевязала, надвязала...); 10) различение глаголов совершенного и несовершенного видов (бабушка вяжет кофту – бабушка связала кофту; мама шьёт платье – мама сшила платье и т.д.); 11) образование сравнительной степени прилагательных (У Тани платье красивое, а у Даши ещё… (красивее); У сестры юбка длинная, а у мамы ещё… (длиннее); Куртка тёплая, а шуба ещё… (теплее).) Список литературы:
Конспект занятия подготовила и провела учитель-логопед Любавина Е.Б. Возраст детей: 5-6 лет. Цель: расширение и закрепление представлений старших дошкольников об одежде. Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи:
Участники: дети старшего возраста группы № 3 «Ручеёк». Предварительная работа: рассматривание предметов одежды, сравнение, расширять словарь по теме, познакомить с названиями одежды, её назначением, использованием, уходом за ней, учить использовать единственное и множественное число существительных. Материалы и оборудование: детали рубахи из картона для развития конструктивного праксиса, подушки для «круга», предметные картинки для игры «Один – много», «Наоборот», «Что у Гнома?», куклы Мальвины и Буратино, гнома, коробка, предметы одежды: юбка, ситцевая, платье шёлковое, шляпа кожаная, халат льняной, футболка трикотажная, юбка вельветовая, рубашка синтетическая, шапка вязанная, шарф вязанный, компьютер, проектор. Форма деятельности: игра — экскурсия. Виды детской деятельности: игровая. Ведущая образовательная область: «Речевое развитие». Список литературы:
|