Формирование у детей старшего дошкольного возраста связной речи и предпосылок к обучению грамоте |
Обучение грамоте | |||
Автор: Миронова Анна Владимировна | |||
07.02.2023 15:46 | |||
Формирование у детей старшего дошкольного возраста связной речи и предпосылок к обучению грамоте Миронова А. В. МБДОУ д/ с № 6 г. Арзамас Актуальность этой темы в том, что в настоящее время наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого- педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Особого внимания заслуживают дети с речевыми нарушениями, потому что правильная речь — один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Проблема развития связной речи и подготовки детей к обучению грамоте в последнее время не только не теряет своей актуальности, но приобретает ещё большую остроту в связи с изменениями психологических и социальных условий, в которых находится и ребёнок и воспитывающий его взрослый. От эффективности такой подготовки зависит успешность последующего обучения в школе. Подготовка к школе в детском саду включает две основные задачи: всестороннее физическое, нравственное, умственное, эстетическое воспитание и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые дети будут изучать в школе. Подготовка нужна еще и для того, чтобы ребёнок умел использовать свои слух и зрение, умел анализировать, выделять главные признаки речевого материала, т. е. имел общую ориентировку в звуковой системе языка.
Задачи в этой области следующие:
Направления работы в этой области следующие: Совместная деятельность педагога с детьми: это образовательная деятельность, индивидуальная и совместная деятельность педагога и детей, также самостоятельная деятельность воспитанников. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Взаимодействие с родителями: в родительских уголках размещается наглядная информация, рекомендации, памятки, консультации, проводятся родительские собрания, привлечение родителей к оказанию посильной помощи в изготовлении раздаточного, демонстрационного материала. В речевом уголке группы рекомендуется размещение материала по развитию речи, различный дидактический материал, способствующий формированию предпосылок к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста. В нашей группе имеются такие дидактические игры как «Азбука – паровозик», «Я читаю», «Словодел». Все дидактические игры используются для закрепления названий звуков и букв, умения различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, умения называть слова с заданным звуком, делить слова на слоги, определять позицию звука в словах; называть, из каких звуков состоит слово, слог, закреплять умение называть имена существительные по родам, числам; также игры направлены на развитие фонематического слуха, развитие связной речи, расширение словарного запаса. Касса букв на каждого ребенка помогает закрепить пройденные звуки и буквы, составить слоги, слова. Совместную образовательную деятельность с детьми по развитию связной речи и подготовке к обучению грамоте рекомендуется планировать один раз в неделю. В совместной деятельности можно проводить подвижные игры для закрепления графического изображения букв, умения классифицировать на гласные и согласные, твердые и мягкие, например «1, 2, 3 — к букве беги», «Найди букву» и др., словесные игры – используются для развития связной речи, мышления, памяти; дети, играя, пополняют и активизируют словарь, у них формируется правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, например, «Назови гласные – согласные в слове», «Посчитай слоги в слове» и др. Также широко используются дидактические игры для формирования умения находить место звука в слове, различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, составлять слова из звуков, например, «Лото «Азбука», «Собери слово», «Твердый или мягкий» и др. В совместной образовательной деятельности можно пользоваться тетрадями для обучения грамоте детей дошкольного возраста для развития речи, мышления, памяти, внимания, закрепления пройденного материала. Образовательную деятельность рекомендуется планировать в различных формах. Например, «Путешествие», «Квест – игра» (найди среди букв гласные/ согласные), (подбери пару) и т. д. Структура образовательной деятельности по развитию речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте такая же, как и во всех видах — это вводная часть, которая включает в себя организационный момент, сюда же входят мотивация, сюрпризный момент; основная часть, которая включает повторение пройденного и знакомство с новым материалом, закрепление, физкультминутка, пальчиковая гимнастика; третья часть – рефлексия, в которой дети делятся своими впечатлениями об ОД. На образовательной деятельности используются кассы букв на каждого ребенка, мультимедийное оборудование для просмотра презентаций, тетради для формирования графических навыков, развития связной речи, навыков звуко — буквенного анализа, мелкой моторики. В индивидуальной деятельности также используются тетради для закрепления пройденного материала, различные дидактические игры на развитие связной речи, формирование предпосылок к обучению грамоте, чтению, на закрепление графических навыков, например, «Мозаика», «Собери слово», кассу букв для закрепления пройденного материала. Индивидуальную работу рекомендуется планировать в зависимости от результативности освоения материала проведенной образовательной деятельности. В самостоятельной деятельности воспитанниками могут использоваться природные материалы (каштаны, бобы), цветные деревянные палочки для выкладывания букв, слогов, слов, дети должны уметь классифицировать звуки на гласные и согласные, твердые и мягкие, самостоятельно играть в различные дидактические игры, например «Азбука –паровозик», кубики, мозаику для закрепления пройденного материала, совершенствования навыка чтения; играть в сюжетно – ролевые игры «Школа», «Библиотека», где используется игровой материал по обучению грамоте. Работа с родителями в данном направлении осуществляется через информирование родителей по определенной теме, размещение информации в родительских уголках по данному вопросу. На родительских собраниях можно планировать данную тему в форме дискуссионной площадки. Результаты работы с детьми: У детей в старшего возраста к концу года формируются умения различать и выделять звуки в словах, они должны научиться ориентироваться в звуковом составе слова, активизируется связная речь, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь, речевое творчество, формируется звуковая аналитико-синтетическая активность. Т. о. в системе дошкольного образования развитие речи и обучение грамоте занимает ведущее место.
|