Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности на прогулке
Обучение грамоте
Автор: Польшина Валентина Ивановна   
17.05.2022 21:08

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности на прогулкеФормирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности на прогулке

«Должны ли мы всегда учить наших детей по книгам? Позвольте им посмотреть на леса, горы и звёзды у них над головой. Позвольте им увидеть красоту воды, деревьев и цветов на Земле. Они начнут думать, а это и есть настоящее обучение».

Д. Полис

Одна из важнейших задач современного образования — формирование функционально грамотных людей.

Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Одной из составляющей функциональной грамотности является математическая грамотность.

 

Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

В настоящее время, с учетом введения ФГОС ДО изменились целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

Какой должен быть наш выпускник? Прежде всего, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, имеющий сформированные предпосылки к учебной деятельности. Поэтому, перед нами, педагогами, становится актуальным поиск таких форм и методов работы с детьми, которые помогут стать дошкольнику успешным, сначала в детском саду, затем в школе.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом и является одним из наиболее трудных учебных предметов. Но учить же, особенно маленьких детей, надо весело, с выдумкой, так, чтобы самая строгая наука стала интересней любой игры. И здесь прогулка с детьми — наш помощник.

Находясь в поиске нетрадиционных подходов для эффективного и доступного обучения математике в привлекательной для детей форме, считаю, что прогулки – богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок по улице, в парк, в лес обращается внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов, ребенок задумывается о том, что мир познаваем, и начинает использовать полученные знания на практике. Он видит присутствие чисел в природе. В жизни, нам остается только наполнить эти числа конкретным содержанием.

Хочу представить вам свой опыт работы по формированию математической грамотности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности на прогулке в рамках проекта «Математическая прогулка».

Данный проект необходим для того, чтобы самая строгая наука стала интересней любой игры. И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.

Цель проекта: развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности на прогулке.

Задачи:

  • развивать самостоятельность познания, мелкую моторику и зрительно –двигательную координацию; экспериментально-исследовательские способы познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение;
  • формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения,
  • классификации), познавательный интерес;
  • развивать интеллектуально-творческие проявления детей: находчивость,
  • смекалку, догадку, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач; эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием;
  • развивать точную, аргументированную и доказательную речь, обогащать словарь ребенка;
  • формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

Работа с детьми спланирована по блокам:

  • I блок «Кладовая игр»;
  • II блок «Заниматика»;
  • III продуктивная деятельность.

А сейчас я хочу более подробно остановиться на содержании блоков.

Блок «Кладовая игр»: состоит из дидактических, подвижных игр и упражнений, сюжетно-ролевых игр. Такие игры, как «Сосчитай шишки», «Я знаю 5 имён», «Считаем шаги», «Неделька, стройся», «Постройся по росту», игры способствуют закреплению навыков количественного и порядкового счёта, усвоить название и последовательность дней недели, умение ориентирование в пространстве; дидактическое упражнение «найди такой же формы» учит соотносить предметы и форму, а игровое упражнение «Ствол дерева толстый и тонкий» помогает сравнивать предметы по ширине.

В блок «Заниматика» входит: задачи на сообразительность, ТРИЗ; задачи-загадки; математические считалки; сказочная математика; занимательные задачи; занимательные задачи в стихах; дорожная математика. Основная задача блока – привить любовь к решению задач. В задачках дошкольники знакомятся с арифметическими числами, математическими понятиями, действиями сложения и вычитания, учатся анализировать, рассуждать, выполнять умственные операции, доказывать.

В своей работе я уделяю внимание правилам дорожного движения. Данные игры помогают совершенствовать навыки количественного счёта, способствуют развитию логического мышления.

Третий блок представляет собой «Творческую мастерскую» (лепка, изобразительная деятельность, аппликация, ручной труд) с использованием природного материала (песок, снег, листья, цветы, палочки, веточки, камешки, шишки и т.д.). Творческая мастерская помогает развивать интеллектуально-творческие проявления детей.

Ожидаемые результаты оправдались. Проект позволил детям расширить математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах и разнообразных линиях, сформировал умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними, но и, используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.

В заключение, хотелось бы отметить, что источником познания дошкольника является чувственный опыт.

Ведь еще в середине XVII века Я. А. Коменский утверждал про детей: «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно».

Польшина Валентина Ивановна,

воспитатель МКДОУ д/с № 11

города Новосибирска

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год