Мастер – класс для родителей «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»» |
Обучение грамоте | |||
Автор: Шмидт Елена Владимировна | |||
13.05.2022 11:20 | |||
Мастер – класс для родителей «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 105 «Антошка» Подготовила: учитель – логопед Шмидт Елена Владимировна Кемеровская область — Кузбасс Прокопьевский городской округ, 2022 г. Тема: «Мастер – класс для родителей «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»» Цель: Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи:
Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков, графические схемы для звукового анализа. Демонстрационный материал: использование мультимедийной презентации, картотека «Пальчиковая гимнастика», «Скороговорки», «Чистоговорки»,, дидактические игры и упражнения: геродонт, «Волшебные резиночки», «Тим – Том», ребусы, выставка методической литературы. Участники консультации — практикума: воспитатель, старший воспитатель, родители.
План консультации:
- Добрый день! Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Игра "Да – нет" Цель: активизировать внимание родителей. - Сейчас я вам предлагаю немного поиграть и ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим высказыванием и "нет", если не согласны. Скажите громко и хором, друзья. Деток своих все вы любите? (да) С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь? (нет) Я вас понимаю… Как быть, господа? Проблемы деток решать нужно нам? (да) Дайте мне тогда ответ, Помочь, откажитесь нам? (нет). Последнее спрошу вас я, Активными все будем? (да) - Предлагаю Вам познакомиться друг с другом, пропев по слогам свое имя. Я начну…ОЛЬ — ГА. - Сегодня мы здесь с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе. Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, письму, начальным знаниям счета. Важен не столько объем знаний, полученных ребенком до школы, сколько готовность к сложному процессу обучения: умение слушать педагога, его указания, воспринимать задание и способы творческого его выполнения, развитие самоконтроля. Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста. Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Важно, чтобы ребёнок: не пропускал буквы, не смешивал их при написании; умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы. Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти — шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Работа по обучению грамоте проводится в несколько этапов. Сначала мы знакомим детей с неречевыми звуками. Именно на этом этапе дается понятие «звук». Через игры «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Громко – тихо», «На чем играет Буратино?», «Высоко – низко», «Что зачем звучало». Сначала даем звуки контрастные по звучанию (дудка – барабан), затем близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен), учимся у знавать и дифференцировать различные шумы (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги, стук карандашей, ручек, ложек). Существует несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
5 – 6 – летние дети очень чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки. Главное – делать это играя!!! Начинаем знакомить детей с гласных звуков. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать. В тёмном лесу Могут звать и аукать. И в колыбельке Алёнку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны, Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Гласные обозначаются красным цветом. ( «любят носить красную одежду»). На этом этапе соединяем некоторые гласные и проводим анализ слов из гласных звуков: АУ (потерялась девочка), УА (плачет малыш). Дети запоминают артикуляцию гласных звуков и могут определить звук только по положению губ. ( «Сломанный телевизор») Динамическая пауза с родителями. Игра «Утки и окуни» - Мы предлагаем Вам закрепить знание гласных звуков и поиграть в игру «Утки и окуни». Если я называю слово, которое начинается на звук «У» «плывут» утки (девочки), а если называю слово на букву «о», то «плывут» окуни (мальчики). (улей, Орск, Ольга, утконос, осень, Уфа, узор, окна, уксус, остров, оптика). Затем уже начинаем знакомство с согласными – твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Артикуляция согласных очень резко отличается от артикуляции гласных: воздух встречает препятствие. Например: звук «М» — воздух встречает препятствие – губы. Чтобы определить звонкость – глухость согласного, используем прием с горлышком – если горлышко «гудит», значит, звук звонкий. Если нет – глухой. Чтобы определить твердость – мягкость согласного, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются.. Для характеристики согласных звуков используется символы: твердый – синим цветом, мягкий – зеленым. Игра с мячом «Назови мягкого братца» (с родителями) Вот самые простые игры со звуками.
Самое сложное для детей – это звуковой анализ. Что это такое, я попытаюсь Вам объяснить. При выкладывании схемы звукового анализа учим детей пользоваться алгоритмом. Предлагаю сделать звуковой анализ слова «мак». В слове МАК три звука.
Игра-загадка «Назови слово по модели» Слоги и слова. Слоги – это части слова. Посчитать слоги можно при помощи ладони. Сколько раз коснется руки подбородок, столько в слове и слогов. Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать. !!! Важно помнить: сколько в слове гласных, столько и слогов. Игровые задания и упражнения.
!!! Важно помнить, что показывая буквы, надо произносить не официальное название буквы, а тот звук, который эта буква обозначает. Знакомство с буквами. Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов (например, зрительного, слухового) Игровые задания и упражнения.
*
Предложение – слова связанные между собой по смыслу.
Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным материал; а также способствуют развитию голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков. ОМ-ОМ-ОМ-МЫ ПОСТРОИМ НОВЫЙ ДОМ
Скороговорки помогают научиться четко и красиво говорить, а такжу будут способствовать улучшению дикции и памяти. Игра – задание для родителей: «Разгадай ребус». Развитие общей мелкой моторики. Формирование элементарных графических навыков.
Уважаемые родители! В процессе работы Вы откроете для себя много новых приемов, которые помогут вашему ребенку лучше и быстрее запомнить буквы, соединять их в слоги, а затем в слова. Будьте терпеливы и внимательны, и успех вам обеспечен! Спасибо за внимание!
|