Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте для подготовительной группы «Лекарственные растения родной земли»
Обучение грамоте
Автор: Соляник Александра Александровна   
18.04.2022 16:39

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте для подготовительной группы «Лекарственные растения родной земли»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте для подготовительной группы «Лекарственные растения родной земли»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никитская средняя школа» им. М.Г. Малышева – детский сад Муниципального образования городской округ Ялта Республика Крым

Автор: Соляник Александра Александровна воспитатель высшей категории МБОУ «Никитская СШ» им. М.Г. Малышева – подразделение детский сад.

Образовательная область: познавательная, физическое развитие, речевое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цель: расширить и систематизировать знания дошкольников о лекарственных растениях родного края.

Задачи:

Образовательные:

  • углубить знания детей о лечебных свойствах растений данной местности, о правилах сбора, хранении и применении.
  • Познакомить с некоторыми растениями, их значением и пользе для здоровья человека.
  • Учить подмечать удивительное и необыкновенное в природе.
  • Формировать ответственное отношение к природе.
  • Учить узнавать и различать растения по внешнему виду.

Скачать конспект

Развивающие:

  • развивать активный, познавательный интерес к лекарственным растениям;
  • развивать любознательность, наблюдательность, память;
  • умение рассуждать, анализировать, грамотно строить предложения и красиво высказывать свои суждения.
  • Обогащать, активизировать словарь детей.

Воспитательные:

  • воспитывать гуманное отношение к природе, экологическую культуру;
  • воспитывать потребность в общении с представителями растительного мира;
  • беречь бесценное богатство, сохранять и помогать природе приумножать эти дары.

Словарь: лекарственные растения, зелёная аптека, травники, знахарь, настойка, отвары, целебная мазь, бальзам, порошки.

Оборудование: Демонстрационный материал: интерактивная доска, ноутбук, карта Крыма, картинки лекарственных растений «Красная книга Крыма».

Раздаточный материал: картинки с изображением лекарственных растений, кассы букв, карточки с заданиями на каждого воспитанника, фишки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в альбоме «Лекарственные растения Крыма, чтение стихотворений о лекарственных растениях, сказок «Про лекарственные растения» (П. А. Синявский), «Сборник рассказов и сказок о мире лекарственных растений», «Сказочный справочник здоровья», настольно-печатные игры «Зелёный друг», «Где что растёт?», «Цветочное лото».

Ход занятия: Ребята, природа Крымского полуострова уникальна и разнообразна. Славится живописными пейзажами, разноцветностью парков, скверов, полей, манящей прохладой зелёных лесов. Нас повсюду окружают наши друзья-растения. Без них было бы пусто и уныло на земле. В Крыму имеется много видов растений, некоторые из них являются лекарственными, хранят в себе целебные свойства, так необходимы для здоровья человека. Воздух наших полей, гор, лесов наполнен ароматами душистых трав, цветов. Наш лес по праву можно назвать зелёной аптекой.

Я не степью хожу — я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.
Беспредельная степь, бесконечная степь,
Ты природой написанный мудрый рецепт! (С. Кирсанов)

Но как прочитать этот рецепт, как разгадать нам эту тайну! Для этого нужно изучать растения и хорошо их знать. Лечение травами и их целебные свойства – известны ещё с древних времён. Каждое лекарственное растение уникально и даёт нам силы самой природы. В давние времена не было аптек и наши предки обращались за помощью к растениям, которые росли в лесах, на лугах, полях. Это была настоящая зелёная аптека. Из целебных трав и цветов готовили настойки, порошки, отвары, мази, капли от разных болезней. Человек, занимающийся сбором лечебных трав и знающий их применения, называется травником или знахарем.

Всё чаще люди обращаются к народной медицине. Нужно помнить – человек и растения являются частью природы.

Я приглашаю вас, ребята, отправиться навстречу с зелёными друзьями. Попробуем раскрыть их тайны!

Воспитатель: Ребята, давайте с вами представим, что мы идём по лесным тропинкам, а кругом столько интересного, незнакомого. Ай-ай-ай! Кто же это кусается? Давайте рассмотрим поближе.

Растёт зелёный кустик,
Дотронешься — укусит
Вы, не трогайте меня!
Обожгу и без огня.

Дети: Крапива!

Воспитатель: Верно, ребята, крапива. Может это растение нужное? И не стоит его бояться? Пусть расскажет крапива о себе.

Большая польза людям от крапивы. В листьях и стеблях спрятаны порошки и таблетки. С помощью крапивы останавливают кровотечение, заживляют раны. А ещё отваром из крапивы укрепляют волосы, делают мешковину, верёвки, бумагу.

Воспитатель: Что за растение растёт по обочинам тропинок и дорог? Ивестно своими лечебными свойствами с древних времён.

Им лечить бронхиты можно,
В ранке – кровь остановить:
Лист помыть и осторожно
К свежей ранке приложить

Это чудное лекарство,
И всегда он под рукой.
А здоровье – вот богатство.
Береги его, друг мой! (Регина Новикова)

Воспитатель: Это – подорожник. Сок подорожника из истолчённых листьев помогает при укусах насекомых: пчёл, ос, шмелей и даже змей. Из подорожника готовят настои, отвары, мазь. При простудах помогает чай из подорожника.

Воспитатель: С приходом весны вдоль дорог, в оврагах, можно встретить жёлтенькие огоньки, так похожие на цветы одуванчика. Но это далеко не так.

Я знаменита — не цветами,
А необычными листами:
То твёрдыми, холодными,
То мягкими и тёплыми.

Это мать-и-мачеха – лекарственное растение. Используют для компрессов, полосканий, для укрепления волос, готовят настойки, отвары, заваривают чай. Прекрасное средство от кашля. У растения есть ещё одно замечательное качество, на это обратили внимание пчеловоды. Пчёлы собирают сладкий нектар и пыльцу.

Воспитатель: У дорог, на полянах, склонах гор нас встеречают «голубые цветы лета».

Те, кто со мною незнаком
Меня считает васильком.
Но всё же, кто меня узнает?
Мой корень кофе заменяет.

Это растение – цикорий. Цикорий –кладезь полезных веществ (содержит много витаминов). Из корня растения готовят напитки, которые очень полезны, на вкус напоминают кофе. Цикорий – хороший медонос. Пчёлы собирают пыльцу и нектар.

После долгой зимы на лесных дорожках, среди кустарников можно встретить вкусное и полезное растение.

Это прозвище не даром,
У красивого цветка.
Капля сочного нектара
И душиста, и сладка.

От простуды излечится
Вам поможет медуница. (Е. Кожевников)

Медуница – скромный, лесной первоцвет, известное ещё с древних времён сочетающий в себе декоративные и лекарственные свойства. Медуницу очень любят пчёлы, она дарит им свой медовый нектар. Высушенная и измельчённая медуница используется в виде настоек, отваров и заваривается как травяной чай. Имеет заживляющие, кровоостанавливающие свойства, смягчает кашель при простудных заболеваниях.

Следующее лекарственное растение в Крыму произрастает повсеместно, на огородах и садах, около жилья, на лугах.

Выпускает он листы
Широченной широты,
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких

Если их не обойдёшь -
На себе их все найдёшь

Ребята, догадались о каком растении идёт речь? Это репейник – лопух. У репейника есть крючочки-шипы, они дают ему возможность цепляться. Стоит только пройти человеку или пробежать животному мимо, то обнаруживаем на себе липучих репейников, словно брошки. Репейник-лопух помогает заживлять раны, лечит ожоги, диабет. Репейное масло используют для укрепления волос. Мёд репейника-лопуха тёмный, тягучий и питательный.

Рассказ педагога о растениях сопровождается слайдом или картинкой с изображением растения и педагог размещает их на доске.

Физминутка:

Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания – руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр и направо и налево.

(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот –

правой ступни левой рукой.)

Посмотри, как небо ясно! (Потягивания – руки вверх.)

Как природа здесь прекрасна! (Потягивания – руки в стороны.)

  1. Задание «Раздели слова на слоги». Педагог показывает картинку с изображением растения, дети делят слова на слоги (ме-ду-ни-ца, ци-ко-рий, кра-пи-ва, по-до-рож-ник, ло-пух), каждый слог обозначают фишкой.
  2. Задание «Выполни буквенный анализ слов» с помощью кассы букв (медуница, крапива, цикорий, лопух, подорожник, репейник).
  3. Задание «Определи количество звуков и букв в слове»
  4. Задание «Составь слова из слогов» (ро, кра, маш, пи, ка, ва, по, ци, до, ко, рож, рий, ник, ме, ни, ду, ца) и прочитай эти слова.
  5. Задание «Соедини стрелочкой картинки с теми слогами, на которые начинаются слова».

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у меня на столе разных растений в пучках и мешочков с высушенными растениями. Настоящая зелёная аптека из крымских лекарственных трав: ромашки аптечной, зверобоя, шалфея, чабреца, мяты. Дети читают стихи о лекарственных растениях. Картинку с изображением лекарственного растения кладут на карту Крыма.

Крым – настоящий кладезь лечебных трав. Многие травники забираются высоко в горы, чтобы насобирать вкусные, полезные травы. Народная мудрость говорит: «На всякую болезнь – трава есть». Чтобы растения приносили пользу нужно их правильно собирать: лучше сбор трав и цветов следует проводить в сухую и ясную погоду; собирая лекарственные растения, помните, что среди растений встречаются ядовитые, будьте осторожны, проверяйте, чтобы они не попали в ваш сбор; никогда не собирайте больше растений, чем можете обработать; собирайте только здоровые и чистые растения; собирайте вдали от автомобильных дорог. Травы и цветы, собранные в лесу, в горах, в поле, долго не теряют своих целебных свойств, если их правильно сушить и хранить. Хранить сборы трав или отдельные травы в домашней зелёной аптеке надо в бумажных пакетах или в стеклянных банках и обязательно писать название растений и дату сбора. Ещё хранят в мешочках из ткани, в картонных, деревянных коробках. Нельзя хранить травы в целлофановых пакетах, пластиковых ёмкостях. Прямые солнечные лучи наносят вред на травы, когда их сушат. Растения не только обладают целебными свойствами, многие из них хорошие метеорологи, предсказывают погоду: мать-и-мачеха, цикорий, одуванчик, репейник. Они закрывают лепестки перед дождём. Ещё многие растения используют в кулинарии: розмарин, лопух-репейник (жители Кавказа, Сибири, Японии выращивают его как овощное растение), мелисса, душица. В небольшом количестве их добавляют в овощные, мясные, рыбные блюда и в маринады.

Воспитатель: Ребята, как одним словом можно назвать те растения, с которыми мы познакомились? (Лекарственные растения). Назовите эти растения. Какую пользу они приносят человеку? Что надо знать при сборе и заготовке лекарственных растений? В какое время года собирают лекарственные растения? Молодцы! Вы хорошо трудились на занятии, правильно отвечали на вопросы.

Наступили дни целебных трав –
Мяты, иван-чая, зверобоя.
Их в пучки душистые собрав,
Из лесов несу цветы с собою.

Всё целебно: лес, луга, поля,
Подорожник, заросли тимьяна,
Щедрая, прекрасная земля,
Словно лекарь, нам врачует раны! (А. Болутененко)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год