Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте для подготовительной группы «Лекарственные растения родной земли» |
Обучение грамоте | |||
Автор: Соляник Александра Александровна | |||
18.04.2022 16:39 | |||
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте для подготовительной группы «Лекарственные растения родной земли» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никитская средняя школа» им. М.Г. Малышева – детский сад Муниципального образования городской округ Ялта Республика Крым Автор: Соляник Александра Александровна воспитатель высшей категории МБОУ «Никитская СШ» им. М.Г. Малышева – подразделение детский сад. Образовательная область: познавательная, физическое развитие, речевое развитие. Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная. Цель: расширить и систематизировать знания дошкольников о лекарственных растениях родного края. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Словарь: лекарственные растения, зелёная аптека, травники, знахарь, настойка, отвары, целебная мазь, бальзам, порошки. Оборудование: Демонстрационный материал: интерактивная доска, ноутбук, карта Крыма, картинки лекарственных растений «Красная книга Крыма». Раздаточный материал: картинки с изображением лекарственных растений, кассы букв, карточки с заданиями на каждого воспитанника, фишки. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в альбоме «Лекарственные растения Крыма, чтение стихотворений о лекарственных растениях, сказок «Про лекарственные растения» (П. А. Синявский), «Сборник рассказов и сказок о мире лекарственных растений», «Сказочный справочник здоровья», настольно-печатные игры «Зелёный друг», «Где что растёт?», «Цветочное лото». Ход занятия: Ребята, природа Крымского полуострова уникальна и разнообразна. Славится живописными пейзажами, разноцветностью парков, скверов, полей, манящей прохладой зелёных лесов. Нас повсюду окружают наши друзья-растения. Без них было бы пусто и уныло на земле. В Крыму имеется много видов растений, некоторые из них являются лекарственными, хранят в себе целебные свойства, так необходимы для здоровья человека. Воздух наших полей, гор, лесов наполнен ароматами душистых трав, цветов. Наш лес по праву можно назвать зелёной аптекой. Я не степью хожу — я хожу по аптеке, Но как прочитать этот рецепт, как разгадать нам эту тайну! Для этого нужно изучать растения и хорошо их знать. Лечение травами и их целебные свойства – известны ещё с древних времён. Каждое лекарственное растение уникально и даёт нам силы самой природы. В давние времена не было аптек и наши предки обращались за помощью к растениям, которые росли в лесах, на лугах, полях. Это была настоящая зелёная аптека. Из целебных трав и цветов готовили настойки, порошки, отвары, мази, капли от разных болезней. Человек, занимающийся сбором лечебных трав и знающий их применения, называется травником или знахарем. Всё чаще люди обращаются к народной медицине. Нужно помнить – человек и растения являются частью природы. Я приглашаю вас, ребята, отправиться навстречу с зелёными друзьями. Попробуем раскрыть их тайны! Воспитатель: Ребята, давайте с вами представим, что мы идём по лесным тропинкам, а кругом столько интересного, незнакомого. Ай-ай-ай! Кто же это кусается? Давайте рассмотрим поближе. Растёт зелёный кустик, Дети: Крапива! Воспитатель: Верно, ребята, крапива. Может это растение нужное? И не стоит его бояться? Пусть расскажет крапива о себе. Большая польза людям от крапивы. В листьях и стеблях спрятаны порошки и таблетки. С помощью крапивы останавливают кровотечение, заживляют раны. А ещё отваром из крапивы укрепляют волосы, делают мешковину, верёвки, бумагу. Воспитатель: Что за растение растёт по обочинам тропинок и дорог? Ивестно своими лечебными свойствами с древних времён. Им лечить бронхиты можно, Это чудное лекарство, Воспитатель: Это – подорожник. Сок подорожника из истолчённых листьев помогает при укусах насекомых: пчёл, ос, шмелей и даже змей. Из подорожника готовят настои, отвары, мазь. При простудах помогает чай из подорожника. Воспитатель: С приходом весны вдоль дорог, в оврагах, можно встретить жёлтенькие огоньки, так похожие на цветы одуванчика. Но это далеко не так. Я знаменита — не цветами, Это мать-и-мачеха – лекарственное растение. Используют для компрессов, полосканий, для укрепления волос, готовят настойки, отвары, заваривают чай. Прекрасное средство от кашля. У растения есть ещё одно замечательное качество, на это обратили внимание пчеловоды. Пчёлы собирают сладкий нектар и пыльцу. Воспитатель: У дорог, на полянах, склонах гор нас встеречают «голубые цветы лета». Те, кто со мною незнаком Это растение – цикорий. Цикорий –кладезь полезных веществ (содержит много витаминов). Из корня растения готовят напитки, которые очень полезны, на вкус напоминают кофе. Цикорий – хороший медонос. Пчёлы собирают пыльцу и нектар. После долгой зимы на лесных дорожках, среди кустарников можно встретить вкусное и полезное растение. Это прозвище не даром, От простуды излечится Медуница – скромный, лесной первоцвет, известное ещё с древних времён сочетающий в себе декоративные и лекарственные свойства. Медуницу очень любят пчёлы, она дарит им свой медовый нектар. Высушенная и измельчённая медуница используется в виде настоек, отваров и заваривается как травяной чай. Имеет заживляющие, кровоостанавливающие свойства, смягчает кашель при простудных заболеваниях. Следующее лекарственное растение в Крыму произрастает повсеместно, на огородах и садах, около жилья, на лугах. Выпускает он листы Если их не обойдёшь - Ребята, догадались о каком растении идёт речь? Это репейник – лопух. У репейника есть крючочки-шипы, они дают ему возможность цепляться. Стоит только пройти человеку или пробежать животному мимо, то обнаруживаем на себе липучих репейников, словно брошки. Репейник-лопух помогает заживлять раны, лечит ожоги, диабет. Репейное масло используют для укрепления волос. Мёд репейника-лопуха тёмный, тягучий и питательный. Рассказ педагога о растениях сопровождается слайдом или картинкой с изображением растения и педагог размещает их на доске. Физминутка: Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём. Расстилается ковёр и направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот – правой ступни левой рукой.) Посмотри, как небо ясно! (Потягивания – руки вверх.) Как природа здесь прекрасна! (Потягивания – руки в стороны.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у меня на столе разных растений в пучках и мешочков с высушенными растениями. Настоящая зелёная аптека из крымских лекарственных трав: ромашки аптечной, зверобоя, шалфея, чабреца, мяты. Дети читают стихи о лекарственных растениях. Картинку с изображением лекарственного растения кладут на карту Крыма. Крым – настоящий кладезь лечебных трав. Многие травники забираются высоко в горы, чтобы насобирать вкусные, полезные травы. Народная мудрость говорит: «На всякую болезнь – трава есть». Чтобы растения приносили пользу нужно их правильно собирать: лучше сбор трав и цветов следует проводить в сухую и ясную погоду; собирая лекарственные растения, помните, что среди растений встречаются ядовитые, будьте осторожны, проверяйте, чтобы они не попали в ваш сбор; никогда не собирайте больше растений, чем можете обработать; собирайте только здоровые и чистые растения; собирайте вдали от автомобильных дорог. Травы и цветы, собранные в лесу, в горах, в поле, долго не теряют своих целебных свойств, если их правильно сушить и хранить. Хранить сборы трав или отдельные травы в домашней зелёной аптеке надо в бумажных пакетах или в стеклянных банках и обязательно писать название растений и дату сбора. Ещё хранят в мешочках из ткани, в картонных, деревянных коробках. Нельзя хранить травы в целлофановых пакетах, пластиковых ёмкостях. Прямые солнечные лучи наносят вред на травы, когда их сушат. Растения не только обладают целебными свойствами, многие из них хорошие метеорологи, предсказывают погоду: мать-и-мачеха, цикорий, одуванчик, репейник. Они закрывают лепестки перед дождём. Ещё многие растения используют в кулинарии: розмарин, лопух-репейник (жители Кавказа, Сибири, Японии выращивают его как овощное растение), мелисса, душица. В небольшом количестве их добавляют в овощные, мясные, рыбные блюда и в маринады. Воспитатель: Ребята, как одним словом можно назвать те растения, с которыми мы познакомились? (Лекарственные растения). Назовите эти растения. Какую пользу они приносят человеку? Что надо знать при сборе и заготовке лекарственных растений? В какое время года собирают лекарственные растения? Молодцы! Вы хорошо трудились на занятии, правильно отвечали на вопросы. Наступили дни целебных трав – Всё целебно: лес, луга, поля,
|