Конспект занятия в подготовительной группе ТНР по обучению элементам грамоты по теме «Дифференциация звуков Сь — Зь с элементами биоэнергопластики» |
Обучение грамоте | |||
Автор: Савченко Екатерина Евгеньевна | |||
28.03.2022 12:07 | |||
Конспект занятия в подготовительной группе ТНР по обучению элементам грамоты по теме «Дифференциация звуков Сь — Зь с элементами биоэнергопластики» Подготовила учитель-логопед: Савченко Екатерина Евгеньевна ЯНАО г. Салехард. МБДОУ Детский сад «Снегурочка» Цели: Дифференциация звуков Сь-Зь в слогах, словах, в предложение. Задачи: Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие;
Коррекционно-воспитательная:
Оборудование: картинки, в названии которых присутствуют звуки Сь, Зь, предметные картинки с изображением Вводная часть Логопед: Здравствуйте, ребята! (Дети сидят около своих парт, здороваются) А сейчас сядет тот, кто скажет, как еще можно здороваться друг с другом. Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет. Давайте поприветствуем наших гостей Основная часть 1. Развитие артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса. Самомассаж. Ребята для того чтобы мы правильно и красиво говорили давайте сделаем гимнастику для нашего язычка: Упражнение 1. «Улыбка, трубочка»: удерживаем губы в улыбке зубы видно вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Упражнение 2. «Часики»: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Упражнение 3. «Варенье» Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». Упражнение 4. «Качели»: Попеременно ставим кончик языка за верхние и нижние зубы. Упражнение 5. «Пропеллер»: Рот закрыт. Движение языка по кругу рта. Упражнение 6. «Толстячки — худышки»: поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе Упражнение 7. «Лошадка»: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка. Упражнение 8 «Улыбка, бублик»: удерживаем губы в улыбке зубы видно зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Работа по развитию дыхания и голоса: - Вдох через рот, выдох через нос (5 раз) Самомассаж каждое движение делаем 3 раза: «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины носа до виска по скуловой кости. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине «Расческа». Поглаживание губ зубами «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях Все движения выполняются по массажным линиям 2. Объявление темы: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две сестрички. Давайте с ними познакомимся. Это кукла Зина, а ее сестрички Сима. Подскажите, пожалуйста, а какой первый звук в имени куклы Зины, а у Симы? Давайте его произнесем! (дети произносят первый звук). Ребята назовите пожалуйста слова которые начинаются на звук ЗЬ и СЬ 3. Артикуляционный уклад звуков и их характеристика. Логопед: Правильно, конечно это звук ЗЬ и СЬ. Давайте возьмем зеркала и произнесем эти звуки. Какие губы, когда мы произносим этот звук? какие зубы? где находится язык, какой воздух? (на доске схемы- помощники) Дети: Губы в улыбке, зубы видны, слегка разомкнуты, язык за нижними зубами, воздух прохладный. Логопед: А теперь давайте дадим характеристики этим звукам. А помогут нам наши схемы. Эти звуки согласные или гласные? Они твердые или мягкие? каким цветом мы их обозначаем? Дети: Зь и Сь- согласный, мягкий, обозначается зленым цветом. Логопед: Правильно, молодцы, посмотрите у Зины и Симы даже платья зеленого цвета.
Дети: Звук ЗЬ звонкий, а Сь глухой. 5. Связь звуков и букв. Ребята внимательно посмотрите на доску и скажите (демонстрация букв З, С) в каком домике живет звук Сь, а в каком звук Зь. Что такое буква, а что значит звук? 6. Развитие фонематического слуха. Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Хлопни и топни». Я сейчас назову слова, а вы определите какой первый звук в этих словах. Если первый звук Зь- вы хлопаете, а если первый звук Сь- топаете Слова: Сима, синий, зеленый, сени, зима, зебра, синица, зефир 7. Дифференциация звуков Логопед: А теперь другая игра. Называется «Скажи наоборот». Я назову вам слоги, а вы говорите наоборот ЗЬ-СЬ, ЗИ-СИ, ЗЕ-СЕ, СЯ –ЗЯ Так обрадовались наши сестрички, что решили с вами поделиться своей любимой скороговоркой Зина говорит весело, А Сима грустно Идет козел с козой А коза идет с косой 9. Физкультминутка Логопед: предлагая поразмяться сделать физминутку. Ребята встаем Быстро встали, улыбнулись Выше-выше потянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Право, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели встали. И на месте побежали. Логопед: Наши сестренки Зина и Сима принесли для вас интересные задания. У каждого из вас в тетрадях. Работа в тетрадях О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» Альбом 2 стр 8-9. Заключительная часть Логопед: Ребята, давайте вспомним, чему мы сегодня научились на нашем занятии. - С какими звуками познакомили нас куклы? - Что больше всего вам понравилось? -Ребята, вы такие молодцы! Нашим гостям, кукле Зине и Симе, очень понравились ваши ответы, поэтому они приготовили вам маленькие подарочки (детям вручаются наклейки). Ребята до свидания, до новых встреч!
|