Обучение грамоте | |||
Автор: Фадина Наталья Константиновна | |||
13.03.2022 09:13 | |||
Конспект занятия по совершенствованию фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Ученики Димочка и Мариночка» Фадина Наталья Константиновна, учитель-логопед МБДОУ д/с № 52 город Ставрополь, Ставропольский край Задачи: Коррекционно-образовательная:
Коррекционно-развивающая:
Коррекционно-воспитательная:
Ход I.Организационный момент. Учитель-логопед — Дети, сегодня по дороге в детский сад я встретила бывших выпускников нашей группы. Они передали вам ранец. Как, вы, думаете, для чего его передали? Ответы детей Учитель-логопед — Интересно узнать, что в ранце. Посмотрим…?! (Педагог открывает портфель и достает портреты детей) II. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте. Учитель-логопед Что это? Ответы детей Учитель-логопед — Правильно, это фотографии детей, которые передали ранец. Вы сможете узнать, как зовут этих детей, если определите первый звук в названиях предметов, подберете соответствующую букву и прочтете. (Проводится игра «Как их зовут?») Вы уже узнали, как зовут мальчика? А девочку? Ответы детей Учитель-логопед – Сколько слогов в имени Дима? Почему? Ответы детей Учитель-логопед – А в имени Марина? Ответы детей Учитель-логопед — В ранце еще что-то есть! Посмотрите! (Учитель-логопед открывает ранец и вынимает картину). Учитель-логопед — Что это? Правильно, это картина. (Рассматривание картины «Чиполлино угощает своих друзей») Учитель-логопед — Жили трое друзей. Кто это? Ответы детей Учитель-логопед — У Чиполлино был день рождения. Он пригласил на чай своих друзей. Чиполлино гостеприимный хозяин? Чем угощал хозяин гостей? Ответы детей Учитель-логопед – Чиполлино решил напоить своих гостей чаем и устроить … Ответы детей 2. Подбор родственных слов. Учитель-логопед – Что понадобится для чаепития? Ответы детей Учитель-логопед – Назовите похожие слова. Ответы детей Учитель-логопед – Чем похожи слова? Ответы детей Учитель-логопед – Правильно, ребята. Слова: чашки, чайник, чай, чайные —родственные слова. Из чего наливал Чиполлино чай? Ответы детей Учитель-логопед – А пили гости из чего? Ответы детей Учитель-логопед – Какая красивая скатерть у Чиполлино? Что на ней нарисовано? Ответы детей Учитель-логопед – Какой одинаковый звук звучал в предложении: «Девочка ловит бабочку сачком?» Ответы детей 3. Повторение акустико-артикуляционного образа и характеристик звука. Учитель-логопед – Произнесите звук [ч]. Проверьте, правильно ли у вас работают губы, язык. Какой звук [ч]? Ответы детей Учитель-логопед – Школьники Дима и Марина приготовили для вас физкультминутку «Чиполлино». ЧИППОЛИНО Чипполино — мальчик ловкий, Может быстро убегать. (бег на месте) Бедному же дяде Тыкве помогает дом скрывать. (присесть, закрыв лицо руками) Над сеньором Помидором он смеётся и не зря, (руки вверх –вниз) А солдатиков – лимонов побеждает он шутя. (имитация бокса) А с друзьями любит прыгать, бегать, весело скакать, (прыжки) И летать, и плавать рыбкой, (бег на месте, прыжки на одной ноге) В общем, весело играть! (хлопки) 4. Развитие фонематического слуха. Учитель-логопед – Хорошо отдохнули! В ранце еще что-то есть… Что же в нем? Ответы детей Учитель-логопед – Посмотрим! Это Игра «Все слова на одну букву». Что изображено на картинках? Ответы детей Учитель-логопед – Отберите картинки со звуком [ч] и заполните клетки. Почему вы не взяли эти картинки? Ответы детей Учитель-логопед – На что похожа фигура, которую вы составили из картинок? (Учитель-логопед накрывает фигуру буквой) 5. Соотношение звука с буквой. Ответы детей Учитель-логопед – Да, вы правильно решили. Фигура похожа на цифру 4. Ч мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. Учитель-логопед – Чем отличается звук от буквы? Ответы детей 6. Знакомство с буквами Ч, ч. Учитель-логопед – Звук [ч] на письме обозначается буквой Ч, ч. Сколько элементов в букве Ч? Ответы детей Учитель-логопед – Отличается ли заглавная буква от строчной? Ответы детей Учитель-логопед – Выложите букву Ч из шнурка. 7. Чтение слогов и слов. Учитель-логопед – Дима и Марина придумали много слов, составили вот эту таблицу. Отгадайте, какие слова придумали школьники? Чтобы получилось слово, надо к слогам первого столбика подобрать нужные слоги из второго столбика и прочитать. ДА ЧАЛ КО ЧОК СА ЧА ПРИ ЧАН Ответы детей Учитель-логопед – Вы справились с таким трудным заданием. Интересные слова придумали Дима и Марина. Назовите имена школьников так, чтобы в них звучал звук [ч]. Дети – Димочка, Мариночка. Учитель-логопед – А вы хотите узнать, куда шли Димочка и Мариночка? Ответы детей 8. Разгадывание кроссворда. Учитель-логопед – Для этого отгадаем кроссворд. Я загадаю загадки, отгадку к каждой загадке выкладываем из букв в строчку кроссворда. Первая загадка. Маленькое серое животное с длинным хвостиком. (мышка) Вторая загадка. Мягкие лапки, а в лапках – царапки. (кошка) Следующая загадка. Кто зимой холодной, бродит злой, голодный. (волк) Четвертая загадка. У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней. (лиса) Последняя, пятая загадка. В дупле живет, Да орешки грызет. В одном из столбиков (белка) Кто заметил и сможет прочитать в столбике слово? Куда же шли Димочка и Мариночка? Ответы детей Учитель-логопед – Правильно назвали слово, обозначение места куда шли Мариночка и Димочка. III. Рефлексия. Учитель-логопед – Поблагодарим наших школьников. Чему научились? В чем испытывали затруднения? Что будете использовать? Значит, время не прошло впустую. Каждый из вас научился ещё чему-то новому, закрепил то, что уже умел. А Мариночка и Димочка дарят вам медали в виде буквы Ч.
|