Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Инновационные технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Обучение грамоте
Автор: Дешевых Ольга Владимировна   
29.01.2022 22:31

Инновационные технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста.Инновационные технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста.

Воспитатель: Дешевых Ольга Владимировна

Вопрос подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение и становятся особенно актуальными в наше время, когда изменилось содержание начального обучения. Актуальность данной тематики обусловлена поиском путей современного совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития системы образования.

Так, рассмотрим различные технологии более детально.

Всем известно, что ведущей деятельностью в детском саду является игра. Педагогами и психологами давно доказано, что игра – лучшее средство достижения детьми эстетического наслаждения от творческого напряжения своих интеллектуальных и физических сил. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение ребенка и позволяет ему развивать самостоятельность действий. Одной из современных технологий является квест-игра. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест предоставляет возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, увлекательным, веселым и запоминающимся. В квест-играх задания охватывают многие области образовательного процесса.

 

На занятии дети закрепляют знания, полученные ранее. Немаловажную роль занимает социальный аспект, в игре дети учатся общаться друг с другом, находить свое место в обществе.

В процессе обучения на таких играх используются различные образовательные технологии: сравнительный анализ, сопоставление, поиск, проблемные вопросы, разнообразные речевые дидактические игры, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Слово есть двусторонняя единица языка и предстает она перед детьми впервые как единство звучания и значения. Доступность такого понимания слова может обеспечить акрофонический, игровой способ записи и чтения слов. Подобные модели позволяют работать и над звуковым составом слова и над его значением, позволяют ребенку держать в поле внимания звучание слова и его значение, так как каждый звук записывается с помощью рисунка. Этот прием используется в ограниченном объеме, но хорошо повышает интерес детей, активизирует их внимание.

ТРИЗ-технологии. Система коллективных игр позволяют воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Основным критерием в обучении грамоте является доходчивость и простота в подаче материала и формулировке, казалось бы, сложной ситуации.

При обучении детей старшего дошкольного возраста можно рекомендовать метод наглядного моделирования. Включение наглядных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им с легкостью овладеть звуко-буквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия. Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.

Информационно-коммуникативные технологии, как же без них… или использование игр-презентаций при обучении грамоте. Практика работы с дошкольниками показывает, что при подготовке к обучению грамоте необходимо использовать различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большую пользу. Применение новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. При условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию речевых и познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Особое место можно отвести проектному методу. Учебный проект при подготовке к обучению грамоте позволяет обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, например, обучения написанию букв, выявление основных причин, препятствующих успешному усвоению «трудных» букв. Изучив метод проектирования при обучении детей 5-7 лет грамоте, и, применив их на практике, можно прийти к выводу, что проблема усвоения и написания букв может быть решена.

Предложенные технологии при подготовке к обучению грамоте позволят разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовать занимательный материал, включать в организованную образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое. Работа по данному вопросу — это один из методов личностно- ориентированного подхода к обучению грамоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и положительное отношение к процессу учения.

Список используемой литературы

  1. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  2. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. «Занимательное обучение чтению», Издательство «Учитель» 2008 год.
  3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. васильевой. Подготовительная группа/авт. -сост. Н.В. Лободина. -Волгоград: Учитель, 2014 – 413с.
  4. Крупенчук О.И. // Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
  5. Кузнецова Е.В., Тихонова Е.В. //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. -М.: ТЦ «Сфера», 1999
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.
  7. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
  8. Методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2009г.
  9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. И доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336 с.
  10. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно- игровых занятий к рабочей тетради «От Ф до Я» Колесникова Е.В. — М.: Издательство «Ювента», 2001. -80с.
  11. Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год