Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
Обучение грамоте
Автор: Егошина Ольга Александровна   
14.08.2020 19:41

Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?

Работая с дошкольниками по обучению грамоте, я всегда использую много разного наглядного, раздаточного материала. Но побывав на занятиях в других группах, я поняла, что многие используют только тот материал, который представлен в рабочей тетради, без какого-либо дополнительного материала. И я задумалась... а можно ли только таким способом научить детей грамоте? И насколько эффективно и быстро дети усваивают материал?

Подготовка детей к обучению грамоте — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различной роли звука, основных качеств его характеристики. В полной мере овладеть грамотой и письмом ребёнок может лишь в том случае, если он умеет слышать и различать звуки. Иначе он будет пропускать, переставлять буквы. Вот почему так важно развивать звуковую культуру речи.

 

Выделим основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять гласные и согласные звуки из состава слова; Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет грамотой, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. И здесь, на мой взгляд, огромный вклад оказывают игровые технологии. Мы знаем, что сновной вид деятельности дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр делает процесс обучения занимательным и интересным, активизирует деятельность детей. Игра должна быть доступной, условия понятны, просты. Дидактические игры должны соответствовать возрастным особенностям детей, в них должно быть задействовано как можно больше анализаторов: тактильный, зрительный, слуховой, двигательный. Педагог направляет и корректирует игру на всём её протяжении. По мерее усвоения игры, её можно многократно повторять, увеличивая количество заданий, меняя материал или вводя новые правила. Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Игра не возникает сама по себе, поэтому наша основная задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

А самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный – интересным.

Из всего выше сказаного, можно сделать вывод, что игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Педагог, работающий с детьми, должен заинтересовать детей, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых приемов, необычных пособий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей. Дидактические игры способствуют сенсорному и умственному развитию, помогают закреплять и обогащать знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Именно поэтому использование дидактических игр в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками.

И отвечая на поставленный мною вопрос в начале, можно сказать, что, да, дети усваивают и в таком, только книжном варианте материал, но намного дольше и труднее, чем дети, которым этот же материал преподносится в виде игры с большим количеством наглядного и раздаточного материала. Отсюда, мы можем сделать вывод, что игры, пособия и дополнительный материал необходимы в работе с дошкольниками, они даёт больший результат, при минимальных затратах сил и энергии педагога.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год