Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь? |
Обучение грамоте | |||
Автор: Егошина Ольга Александровна | |||
14.08.2020 19:41 | |||
Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь? Работая с дошкольниками по обучению грамоте, я всегда использую много разного наглядного, раздаточного материала. Но побывав на занятиях в других группах, я поняла, что многие используют только тот материал, который представлен в рабочей тетради, без какого-либо дополнительного материала. И я задумалась... а можно ли только таким способом научить детей грамоте? И насколько эффективно и быстро дети усваивают материал? Подготовка детей к обучению грамоте — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать. Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различной роли звука, основных качеств его характеристики. В полной мере овладеть грамотой и письмом ребёнок может лишь в том случае, если он умеет слышать и различать звуки. Иначе он будет пропускать, переставлять буквы. Вот почему так важно развивать звуковую культуру речи.
Выделим основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет грамотой, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. И здесь, на мой взгляд, огромный вклад оказывают игровые технологии. Мы знаем, что сновной вид деятельности дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр делает процесс обучения занимательным и интересным, активизирует деятельность детей. Игра должна быть доступной, условия понятны, просты. Дидактические игры должны соответствовать возрастным особенностям детей, в них должно быть задействовано как можно больше анализаторов: тактильный, зрительный, слуховой, двигательный. Педагог направляет и корректирует игру на всём её протяжении. По мерее усвоения игры, её можно многократно повторять, увеличивая количество заданий, меняя материал или вводя новые правила. Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Игра не возникает сама по себе, поэтому наша основная задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. А самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный – интересным. Из всего выше сказаного, можно сделать вывод, что игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Педагог, работающий с детьми, должен заинтересовать детей, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых приемов, необычных пособий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей. Дидактические игры способствуют сенсорному и умственному развитию, помогают закреплять и обогащать знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Именно поэтому использование дидактических игр в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками. И отвечая на поставленный мною вопрос в начале, можно сказать, что, да, дети усваивают и в таком, только книжном варианте материал, но намного дольше и труднее, чем дети, которым этот же материал преподносится в виде игры с большим количеством наглядного и раздаточного материала. Отсюда, мы можем сделать вывод, что игры, пособия и дополнительный материал необходимы в работе с дошкольниками, они даёт больший результат, при минимальных затратах сил и энергии педагога.
|