Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [х]-[х"] и буква Х» |
Обучение грамоте | |||
Автор: Кузнецова Елена Викторовна | |||
10.07.2020 18:18 | |||
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [х]-[х"] и буква Х» Цель: Развитие произносительной стороны речи. Задачи: Познакомить детей с согласными звуками [х]-[х"] и буквой Х, упражнять в слого-звуковом анализе слов, продолжать учить делить слова на слоги, развивать навык чтения слогов, пополнять словарный запас, закреплять образы букв, развивать фонематический слух, память. Оборудование: Мультимедийная установка, презентация, панно букв, листы бумаги. Интеграция: Речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие. Методы: Словесный, наглядный, практический.
Приемы: Беседа, чтение загадок, показ картинок, упражнения, игровая ситуация, проблемные вопросы, конструирование из бумаги. Ход НОД: 1. Актуализация знаний. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Лапы вверх! Постой, негодник!» - В волка выстрелил … Дети: Охотник. Воспитатель: Ребята, кто такой охотник? Вы хотите побывать на охоте? Дети: Ответы детей. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как можно ходить на охоту и не убивать животных? Дети: Ответы детей. Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на необычную охоту – фотоохоту. Как вы думаете, что такое фотоохота? Дети: Ответы детей. Воспитатель: Что нам потребуется для фотоохоты? Как нужно вести себя на охоте? Дети: Фоторужье, тихо, быть очень внимательными. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на что мы будем охотиться? Дети: На звуки, буквы и слова. Воспитатель: Чтобы отправляться на фотоохоту, нам нужно подготовиться к ней. Дети скатывают из листьев бумаги трубочки-фоторужья. Воспитатель: С какими звуками мы знакомились на прошлом занятии? Дети: [г]-[г"]. Воспитатель: Посмотрите на картинку и назовите слова, в названии которых слышится звук [г]-[г"]. Дети: Гуси, гномы, груша, голуби, грабли, гвоздики, гриб, гусеница. Воспитатель: Что вы можете сказать про звуки [г]-[г"]? Дети: Согласные, твердые, мягкие. Воспитатель: Почему звуки [г]-[г"] согласные? А какие еще есть звуки? Почему их называют гласными? Дети: Ответы детей. Воспитатель: Мы подготовились, отправляемся на фотоохоту. 2. Работа по теме. Фонетическая зарядка. Воспитатель: Послушайте скороговорку: Хохлатые хохотушки Хохотом хохотали: «Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!» Воспитатель: Произнесите скороговорку. Как вы думаете, на какие звуки мы будем охотиться? Какие звуки вы слышали чаще всего? Дети: [х]-[х"]. Воспитатель: Все мы с вами любим посмеяться. Давайте посмеемся: Мы смеемся тихо: хи-хи-хи. Мы смеемся громко: ха-ха-ха. Мы смеемся тихо: хе-хе-хе. Мы смеемся громко: хо-хо-хо. Воспитатель: Всегда ли звук [х] в смехе звучал одинаково? Дети: Твердо и мягко. Воспитатель: Повторите смех, где звук [х] звучит твердо. Дети: Ха-ха-ха, хо-хо-хо. Воспитатель: Повторите смех, где звук [х] звучит мягко. Дети: Хи-хи-хи, хе-хе-хе. Артикуляция и характеристика звука. Воспитатель: Что вы можете рассказать о звуках [х]-[х"]? Дети: При произнесении звуков [х]-[х"] губы приоткрыты, между зубами щель, кончик языка находится за нижними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка. Звуки [х]-[х"] согласные, бывают твердыми и мягкими. Слого-звуковой анализ слов. Воспитатель: Мы с вами пришли на полянку. Посмотрите в фоторужье: на полянке появился зверек. Кто это? Дети: Хорек. Воспитатель: Сколько слогов в слове хорек? Дети: Два слога. Воспитатель: Где находится звук [х]? Какой он? Дети: В начале слова, твердый. Воспитатель: А вот еще одно животное: Упрекают меня – медленно хожу. Просто мне тяжело: домик свой ношу. Дети: Черепаха. Воспитатель: Сколько слогов в слове черепаха? Дети: Четыре слога. Воспитатель: Где находится звук [х]? Какой он? Дети: В середине слова, твердый. Воспитатель: А это что за насекомое? Жужжит она у уха. Летает всюду … Дети: Муха. Воспитатель: Сколько слогов в слове муха? Какой первый слог? Какой второй слог? Дети: Два слога, первый слог – му-, второй слог –ха. Воспитатель: Какой первый звук? второй звук? третий звук? четвертый звук? Дети: Ответы детей. Воспитатель: Вот еще один зверек появился на полянке. Кто это? Дети: Хомяк. Воспитатель: Где находится звук [х]? Какой он? Дети: В начале слова, твердый. Воспитатель: Хомяк предлагает вам отдохнуть. Физминутка «Хомка». Хомка-хомка-хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щеки моет, Лапы трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать. Трут бока руками Потягиваются Тереть щеки руками Движения мытья рук Метут воображаемыми метлами Маршируют Руки вперед, вверх, в стороны, трясут кистями рук Руки согнуты к плечам Знакомство с буквой Х. Рассматривание изображения буквы Х. Воспитатель: На что похожа буква? Дети: Ответы детей. Воспитатель: Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. (Буква размещается на панно.) Чтение слогов с буквой х. Ха, хо, ху, хи, хе. Ах, ох, ух, их, эх. 3. Закрепление образов букв. Воспитатель: В этих рисунках спрятались буквы. Отгадайте, какие буквы? Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами. Буква Б, звуки [б]-[б"] Буква Г, звуки [г]-[г"] Буква П, звуки [п]-[п"] Буква Н, звуки [н]-[н"] Буква Д, звуки [д]-[д"] Буква А, звук [а] Буква Х, звуки [х]-[х"] Буква М, звуки [м]-[м"] Буква И, звук [и] 4. Рефлексия. Воспитатель: Наша фотоохота заканчивается. Получилась ли у нас фотоохота? Назовите, кто получился на ваших снимках. Дети: Хорек, черепаха, муха, хомяк, буква Х. Воспитатель: С какими звуками знакомились? С какой буквой? Дети: Звуками [х]-[х"] и буквой Х. Воспитатель: Какие задания вызвали затруднения? Дети: Ответы детей. Воспитатель: Я предлагаю вам сделать снимки животных и буквы, на которых мы сегодня охотились. (Нарисовать животных, пропечатать букв.)
|