Особенности обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста. Кружок «Знайка». |
Обучение грамоте | |||
Автор: Свирида Елена Васильевна | |||
08.04.2017 18:59 | |||
Особенности обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста. Кружок «Знайка». МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 27 «БЕРЁЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Составила воспитатель первой квалификационной категории Свирида Е. В. Март 2017 года Щёлково-3 Слайд 1. Рабочая программа кружка «Знайка» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа соответствует ФГОС ДО. В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)
Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей. Программа направлена на общее, интеллектуальное речевое развитие детей. Слайд 2 Актуальность Программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слайд 3. Цель Программы: - осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей: -подготовки их к усвоению грамоты. Слайд 4-5 Задачи Программы. Образовательные: - Формирование и развитие фонематического слуха. - Развитие произносительных умений. - Обучение детей владению звуковой стороной речи – темпом, интонацией. - Знакомство со слоговой структурой слова. - Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения. - Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения. - Расширение словарного запаса детей. - Формирование и развитие звуко — буквенного анализа. - Подготовка руки ребёнка к письму. Слайд 6. Развивающие: - Развитие слухового восприятия - Развитие графических навыков - Развитие мелкой моторики - Приобщение детей к художественной литературе Воспитательные: - Воспитание умения работать - Воспитание самостоятельности при выполнении заданий - Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим. В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу. Содержание программы включает развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа — приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения. Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие звуко – буквенного анализа с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое). В п. 3.2. 6 ФГОС ДО определяет условия эффективной реализации Программы, одним из которых является организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Слайд 7. Способы и формы работы с детьми. - Фонематические упражнения - Работа с текстами - Театрализация - Рисование - Дидактические игры Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слайд 8. В работе использую много разных игр и игровых упражнений. Сегодня хочу представить некоторые из них, которые нравятся моим ребятам и достигают наибольший успех. Домики, Молчанка, Поезд, Угадай-ка, Стоп, мяч, Мяч- смягчитель, Внимательные руки, Кто в домике живёт, Одень слово. Слайд 9. «Кто в какой домик спрятался» (деление слов на слоги). Слайд 10. «Молчанка» У детей на столах по 3 карточки с цифрами 1,2 и 3. Воспитатель показывает карточки -дети поднимают карточки с цифрой (количество слогов в слове). Слайд 11. «Поезд» Воспитатель предлагает детям посадить пассажиров в вагоны (деление слов на слоги). Слайд 12. «Угадай-ка» Дети определяют какой звук в начале слова: гласный- красная, согласный- синяя прищепка. Слайд 13. : «Стоп, мячик остановись» Дети по кругу передают мяч и называют слова на заданный звук. Если ребёнок затрудняется с ответом, воспитатель произносит: «Стоп, мячик остановись» и он садится на ковёр. Слайд 14. «Угадай слово» У детей по одной предметной карточке (картинкой к себе). Начинает игру воспитатель, не произнося первый звук слова: -Здесь. омашка. Дети угадывают слово и чётко проговаривают его. Слайд 15. «Мяч- смягчитель» Воспитатель или ребёнок в центре круга. Бросок мяча ребёнку- он возвращает: угол- уголь, брат- брать, мел- мель и т. д. Слайд 16. «Внимательные руки» Дети сидят на ковре. Воспитатель называет слова или показывает картинки, дети определяют первый звук и выполняют движения: гласный- поднимают руки вверх, согласный- руки в стороны. Слайд 17. «Кто в домике живёт» Дети получают по 2-3 карточки, определяют первые звуки слова: глухой- звонкий и обозначают их символами. Слайд 18. «Одень слово» Дети подбирают слова к схемам. Например: Кот, ком, лук, лак, сом, сок, сор, сук и т.д. Слайд 19. Игровые упражнения с использованием яркой крупной магнитной азбуки очень нравится детям. Например, ищут заданную букву, составляют слоги с договариванием слов, составляют односложные слова. Слайд 20. С огромным интересом и усердием конструируют буквы из счётных палочек, карандашей и вспомогательного материала. Логоритмика на звук Ш. Мы пошли, пошли, пошли. Шишку взяли малыши. Дальше мы опять пошли. Что растет здесь? Камыши. Ветер дует ш-ш-ш Зашумели камыши. Ну а мы опять пошли и к игрушкам подошли: Ш-ш-ш- (Выполняют движения в соответствии со словами) Слайд 21. Поддерживаю связь с родителями посредством следующих мероприятий: Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты. Консультации «Наши результаты»: сентябрь, май. Открытые занятия – ноябрь, март. Индивидуальные беседы, консультации в течение года. Слайд 22. Важно акцентировать внимание родителей: звук слышим и говорим, букву видим и пишем. Слайд 23. А также необходимо обратить внимание родителей на две наиболее распространённые ошибки:
-слоги читаем не по звукам, а слитно: ммма. В заключении хочу сказать, что работа с детьми по данной программе принесла положительные результаты. Дети освоили понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Умеют выделять слова в предложении, определять их место, составляют предложение с заданным словом. Делят слова на слоги, определяют количество слогов в словах, составляют слова из готовых слогов, имеют представление о ударном слоге. Понимают и различают понятия «звук» и «буква». Имеют представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой), способны сделать звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков. Читают слоги и простые по звукобуквенному составу слова.
|