Методическая разработка «Развитие и обогащение лексики детей 2-3 лет в процессе ознакомления с малыми фольклорными формами» |
Фольклор | |||
Автор: Конанова Валентина Александровна | |||
13.08.2021 23:09 | |||
Методическая разработка «Развитие и обогащение лексики детей 2-3 лет в процессе ознакомления с малыми фольклорными формами» Воспитатель: Конанова Валентина Александровна Г.Череповец 2021 Содержание
Введение: Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи ребенка раннего возраста — это важный этап в процессе становления речи. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего нормального речевого развития. Этот возраст является сензитивным периодом для развития словаря, что обуславливает актуальность выбранной темы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) существенное место отводится речевому развитию детей, в частности обогащению словаря детей, знакомство с различными жанрами детской литературы. В стандарте отмечается, что задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, а также через восприятие художественной литературы и фольклора Развивающая работа по развитию словаря детей раннего возраста Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы. Малые формы фольклора в развитии словаря у детей используются как в организованной образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности: в игре, досуге, на прогулках, в режимных моментах. Эти процессы, сопровождаемые припевками, приговорками, становятся для ребенка более интересными. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Постепенное поэтапное усвоение малых фольклорных форм детьми раннего возраста включает в себя следующие задачи:
Направления в работе по развитию словаря детей раннего возраста:
При подборе малых фольклорных форм учитывался принцип тематического планирования. При организации образовательной деятельности (далее ОД) использовали наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказывали о персонаже потешки, о его особенностях. Объясняли детям значение новых слов, услышанных в потешке, для лучшего их запоминания слова неоднократно повторялись. Все элементы ОД логически между собой объединены общей темой. Подобрали приемы, которые помогали для реализации задачи по обогащению словаря. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых старались побуждать детей к активной речевой деятельности. Материал для ОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их индивидуальным и возрастным особенностям. Комплексные занятия (совмещение нескольких видов деятельности, связанных одним сюжетом) способствовали стойкому интересу, не утомляли малышей. На занятии по теме «Дары осени» знакомили с потешкой «Бежала лесочком лиса с кузовочком». Сначала рассказывали детям потешку. Рассматривали игрушку лисы, показывали её хвост, мордочку. Задавали вопросы детям по содержанию потешки: «Кто же это? Узнали? Что лисичка делала?». Читали потешку повторно. Дети имитировали сбор грибов (заранее рассыпанных на ковре) в корзинку. Провели физкультминутку с использованием текста потешки. Показывали корзинку, в которую дети сложили грибы. С помощью воспитателя детям предлагалось слепить корзинку. Работы детей раскладывали на дощечки. Задавали вопросы детям: «Для кого мы слепили из пластилина эти корзинки?». При знакомстве с этой потешкой активизировали речь детей словами: лиса, бежала. На неделе, посвященной теме «Семья» знакомили детей с понятием «семья», учили внимательно слушать потешки: «Петушок, Петушок», «Вышла курочка гулять», выполнять движения, соответствующие тексту. Рассматривали игрушки петушка и курочки, уточняли чем они различаютя. Задавали вопросы по тексту потешки: «Петушок такой же, как и курочка? Хвост у петушка большой, а у курочки? (Маленький.) У петушка гребешок большой, а у курочки? (Маленький.) Как петушок кричит? (Ку-ка-ре-ку!), а курочка? Ко-ко-ко!). Объясняли Петушок — это папа, а курочка? (Мама.) А вместе они — семья. Кто же их детки? (Цыплята). При совместном проговаривали потешкиактивизировали речь словами: петушок, курочка, цыплятки, зернышки; части тела: крылья, клюв, хвост, перышки; действия: клюет, пощипать, гулять. В играх с пальчиками, ручками, ножками, главными героями которых являются животные или птицы, также активизировали речь детей, побуждали их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям. Например, прибаутку «Наши уточки с утра» разучивали на неделе посвященной теме «Домашние птицы». Рассказывая её, сопровождали наглядным материалом. Напоминали детям, как они кричат, проснувшись рано утром, побуждали детей договаривать слова и подражать уточкам, курочкам, гусям, индюку. Задавали вопросы по содержанию потешки. Например, "Кто кричит у пруда "Га-га-га?" (гуси). А кто поет песню с утра "Ку-ка-ре-ку?" (петушок). Повторяли потешку 1-2 раза, поощряли попытки малышей повторять звукоподражания. На этом занятии дети учились различать и называть птиц, о которых говорится в потешке. Дети понимали простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечали на них, подражали голосам птиц и запоминали звукоподражания. Подводили детей к пониманию и называнию обобщающего слова «птицы», развивали речевую активность, память. В теме «Домашние животные» привлекла внимание детей потешка «Как у нашего кота»: «Как у нашего кота, шубка очень хороша…» Вопросы по тексту потешки: «О ком говорится в потешке? Как котик мурлычет, как мяукает?» Обращали внимание на интонационную выразительность: «мур — мур» — произносили пониже тоном; «мяу- мяу» — тонко, высоко. Детям предлагалось посмотреть на игрушку, погладить кота ( «Посмотрите и потрогайте, какая у него шерстка») и приговаривать: «шубка очень хороша, а котика усы удивительной красы, глазки смелые, зубки белые». Предлагали накормить котика молочком. Дети делали из ладошек «тарелочку» и угощали котика. Игровые действия малышей стимулировали речевую активность. Обогащался словарь детей словами: шубка, усы, зубки, глазки, белые. На занятии на неделе по теме «Дикие животные» рассказали потешку «Заяц Егорка». Загадывали загадку: «Белый, пушистый, в лесу живет летом серый, зимой белый. Кто это?» Появлялся зайчик – игрушка. Детям предлагалось рассмотреть картинку, где изображены горка, озеро. На этом занятии помогали детям понять содержание прибаутки, запомнить слово: заяц. В процессе рассказывания потешки «Наша Маша маленька» показывали детям куклу в зимнем пальто алого цвета, отделанного мехом. Читали потешку несколько раз. Задавали вопросы по её содержанию: Во что одета Маша? Какая у нее шубка? (красивая). Снимали с куклы шубку и давали «поносить» кому-нибудь из девочек. Читали потешку ещё раз и называли имя девочки, у которой шубка. Затем шубку предлагали следующей девочке. Этот приём приносил малышам радость, усиливал желание слушать потешку многократно. На этом занятии помогали детям понять содержание потешки, запомнить слово: шубка. Повторяли стихотворный текст; активизировали словарь. Конспекты образовательной деятельности (ООД) представлены в приложении. Знания и речевые навыки, полученные на занятиях, закрепляли в других видах деятельности детей. Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Режимные моменты использовали для накопления, закрепления и активизации словаря, развитие его смысловой стороны. Тексты малых фольклорных форм, используемые в режимных моментах, представлены в Приложении. Дети не сразу восприняли положительно потешки и пестушки, было заметно, что они не привыкли к данной речевой форме, вследствие того, что большинство родителей не используют данные речевые формы в процессе общения или игры с ребенком. Тем не менее, спустя две недели они привыкли к ним и с удовольствием стали повторять, заучивать. Старались следить за тем, чтобы речь воспитателя была эмоциональна, интонационно выразительна, содержательна, соответствовала возрастным особенностям восприятия детей по темпу, лексике и четкости артикуляции звуков. Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. В утренний прием во время расставания с родителями переключали внимание детей на игрушки (кошку, петушка) читали потешку, сопровождая её движениями. В потешку «Киска, киска, киска, брысь!», можно включить имя ребенка, для того, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Также разыгрывали эту потешку, когда игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается. Активизируется глагольный словарь словами (пойдет, не садись, упадет, идет). После рассказывания потешки «Петушок» задавали детям вопросы: «Как кричит петушок?». Показывали, где у петушка голова, бородка, гребешок, грудка, хвост. При чтении строчки «Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?» приводили игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подавали голос» (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки. Активизировали слова: петушок, гребешок, головушка, встаешь, поешь. При рассказывании потешек: «Кто у нас хороший?», «У нас много ребят» называли имена нескольких детей, чтобы дети запоминали имена друг друга. В умывальной комнате читали детям потешки: «Водичка, водичка», «Чистая водичка». Напоминали детям, что надо умыть, предлагали детям повторить слова (водичка, личико, глазки, щечки, роток, зубок, ладошки, пальчики). Расчесывая волосы девочке (или кукле), рассказывали потешку «Расти, коса». Показывали детям, как пользоваться расческой, повторяя слова коса, косонька. Помогая детям одеваться на прогулку, рассказывали потешки: «Сапожки», «Валенки, валенки». Обогащали словарь детей словами (сапожки, ножки, рукавички, шубка, пальтишко, штанишки), стимулируя детей повторять слова, запоминать названия предметов одежды. Удачно подобранная потешка ( «Кушай кашку, девочка», «А у нас есть ложки», «Ладушки, ладушки») помогает воспитателю во время кормления. Даже те дети, которые отказывались от еды, начинали есть. Обогащается словарь детей словами (кашка, девочка, ложки, тарелка, еда). Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Обогащается словарь детей новыми словами. Рассказывание колыбельной «Вот и люди спят», помогает ребенку запомнить названия персонажей, которые встречаются в тексте, где кто из них спит. Обогащается словарь детей словами (детки, птицы, лисы, зайки, утки). Использовали заклички во время прогулки «Солнышко, солнышко», «Дождик, дождик», обращали внимание детей на время года и состояние погоды. Обогащали словарь детей словами (дождик, солнышко). Прогулки проходили более эмоционально и интересно для детей. Играли в малоподвижную игру «Зайка, походи». Напевали песенку, хлопали в ладоши, а дети выполняли движения: ходили по кругу, топали ногами, поворачивались вокруг себя, приплясывали и кланялись. В малоподвижной игре «Зайка серенький сидит» проговаривали текст. Сначала дети прислушивались к нему, а потом охотно произносили весёлую песенку и выполняли указанные действия. Использовалась наглядность игрушка (зайчик). Помогали детям осмыслить содержание текста и тех движений, которые нужно выполнять ( «У зайчика ушки стоят на макушке, значит, зайка прислушивается, а шевелит он ими, чтобы ещё лучше слышать. Когда зайчику холодно сидеть, и он хочет согреть свои лапки, он делает вот так (хлопали в ладоши). А когда зайке холодно стоять, то он начинает прыгать (скакать) — вот так»). Затем предлагали детям поиграть в игру несколько раз, и путем повторения у детей развивается речь, активизируется словарь словами: ушки, лапки, заинька, серенький, сидит, стоять, убежал. Очень легко запоминлись детям совместные игры, сопровождаемые потешками и движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Вариантом такой игры могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Пальчиковые игры для развития речи дают малышу возможность легче запомнить стихотворные тексты и сделать речь максимально выразительной, способствуют обогащению словаря ребенка существительными, глаголами. Использовались пальчиковые игры: «Идет коза рогатая», «Моя семья», «Ладушки». В пальчиковой игре «Идет коза рогатая» показывали детям, как сделать «рога» (козу) из пальцев. Сначала дети повторяли слова за воспитателем, потом вместе с воспитателем, а затем – самостоятельно. В пальчиковой игре «Моя семья», дети с удовольствием перебирали их, наделяя именами близких людей: папа, мама, деда, баба. Залогом успешной работы с детьми раннего возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Знакомую потешку «Наши уточки с утра», разученную на занятии, использовали для гимнастики пробуждения для закрепления текста потешки и активизации словаря: уточки, куры, гуси, гуленьки (голуби), петушок. Для достижения положительных результатов по развитию словаря использовали совместные игры с детьми. Игра – инсценировка для формирования представления о колыбельных песнях. Показывали детям куклу и сообщали, что надо укачать куколку, спеть ей колыбельную песенку. Напевали песенку «Котя, котенька, коток». Затем показывали игрушечного кота и предлагали детям его рассмотреть, назвать ласково (котик, котя, котенька, коток). В игре «Медведь» воспитатель — в костюме медведя, детям раздали палочки и побуждали выполнять движения в соответствии с текстом потешки: «Чики – чики – чикалочки, медведь едет на палочке». Для лучшего понимания произведения малых фольклорных форм использовали инсценирование с помощью различных видов театра, таких как: настольный, пальчиковый. Перед тем как инсценировать потешку с использованием того или иного театра, детям давали возможность рассмотреть объемные или плоскостные фигурки. Хорошо инсценируются потешки, песенки, в которых герои: животные и люди. Надевали на палец фигурку пальчикового театра или брали в руки персонажа, проговаривали при этом подобранную потешку, песенку или закличку. Русская народная песенка «Бежала лесочком Лиса с кузовочком» использовали куклу би-ба-бо лисы, корзинку, муляжи грибов, игрушки (лисята). Читали потешку «Огуречик, огуречик» знакомили детей с фольклорным текстом, используя игрушки настольного театра. Работа с детьми осуществлялась в индивидуальной форме в свободное от занятий время. С детьми рассматривали картинки, читали потешки, создавали ситуации для самостоятельной речевой активности. Особенно детям нравилась книга «Пятьдесят поросят», «Болтали две сороки» с рисунками Ю. Васнецова. Демонстрировали презентацию к потешке «Пошел котик на торжок». Рассматривали игрушечного котика, муляжи пирожков и булочек. Обогатили и активизировали словарь детей словами: котик, пирожок, булочка. Обыгрывание потешки «Из-за леса, из-за гор». Обогатили и активизировали словарь детей словами: дедушка, лошадка, коровка, телятки, козлятки. Прослушивали аудиозаписи потешек: «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду еду к бабе, к деду», «Солнышко — вёдрышко» и другие. Детям очень нравились потешки игрового характера: «Люли, люли, люли», «Ладушки, ладушки», в которых они активно участвовали, изображении сопутствующие потешкам действия, запоминали слова. В самостоятельной деятельности дети с удовольствием играли фигурками персонажей знакомых потешек и прибауток, рассматривали книги, иллюстрации. Одевали маски-шапочки: лиса, заяц, мышка, медведь. Одевали куклу и укладывали спать. Дети повторяли слова колыбельной «Баю-бай», «Котя, котенька, коток». Обогатили развивающую предметно-пространственную среду группы для эффективной реализации работы по формированию словаря детей раннего возраста. Подобрали и составили картотеку произведений русского фольклора для использования в совместной деятельности воспитателя с детьми, при организации режимных моментов. Изготовили настольно-печатную игру лото «Герои потешек». В книжном уголке разместили книги — раскладушки, книги — картинки, книжки — малышки. Все это сразу привлекло внимание детей. Они с радостью рассматривали иллюстрации. Немаловажное значение в работе по воспитанию и развитию детей имеет взаимодействие с родителями, поэтому было организовано тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Привлекали родителей для изготовления пособий для обогащения развивающей предметно-пространственной средыв группе. Проведены индивидуальные консультации, разработаны рекомендации, по речевому развитию детей с использованием малых фольклорных форм. Провели консультацию для родителей на тему: «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров». Материал консультации представлен в Приложении, а семинар — практикум «Играем с пальчиками» в Приложении. Для родителей оформлена папка-передвижка: «Потешки при укладывании спать», «Потешки при умывании», «Потешки во время еды» Приложение. В журнале для родителей «Повторяйка» размешали тексты потешек, которые разучивались с детьми в группе. Использование разнообразных форм работы по развитию словаря детей раннего возраста с использованием малых фольклорных форм, показало определенные результаты: развивался словарь детей, а родители стали активными участниками и помощниками воспитателя, стали более компетентными в развитии речи детей.
|