Обобщённый педагогический опыт воспитателя «Познавательно-речевое развитие детей посредством ознакомления с этнокультурой русского народа» |
Фольклор | |||
Автор: Жукова Елена Алексеевна | |||
19.02.2017 19:12 | |||
Обобщённый педагогический опыт воспитателя «Познавательно-речевое развитие детей посредством ознакомления с этнокультурой русского народа» МБДОУ «ЦРР- детского сада №3» Жуковой Елены Алексеевны Идея опыта: развивать в детях любовь и уважение к русской народной культуре, русскому фольклору. Цель опыта: воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине через активацию познавательной. речевой деятельности при приобщении детей к русской национальной культуре, успешного освоения социальной жизни в этнокультурном пространстве. Задачи опыта:
Структура опыта.
Ознакомление с этнокультурой русского народа– очень сложная и актуальная задача, особенно когда речь идет о дошкольниках. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркивается в Программах государственного, региональных, муниципальных уровней, в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012). На формирование педагогического опыта оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы по данному вопросу. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования науки России от 17. 10. 2013 г. за №1155, отмечено, что Образовательная Программа дошкольного образования должна формироваться как программа психолого-педагогической поддержки, социализации и индивидуализации развития ребёнка. При реализации Образовательной Программы дошкольного образования мы учитывали и задачи стандарта, прописанные в пункте 1.6 и задачи Программы ДОУ в приоритетном направлении «Социальное здоровье» (приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства (ФГОС ДО, п.1. 6.); объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (ФГОС ДО, п.1. 6.). Творческий поиск, посещение городских и районных методических объединений по народной культуре, изучение опыта коллег из других дошкольных учреждений, курсовая переподготовка при «Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области». В течение 8лет я являюсь руководителем этнографического кружка «Горница» в саду. Работа проводится по программе О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Узнала много интересного и познавательного для себя и для своей работы. Стала по-новому относиться к праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Работая по этой программе, у меня есть удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться, и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае мы можем рассчитывать на прогрессивное развитие. Актуальность. Актуальность данной проблемы обусловлена современными тенденциями развития российской системы дошкольного образования, внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который направлен на воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Для современного образования в России характерно усиление этнизации содержания образования, связанного с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре. Мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям является неотъемлемой частью патриотического воспитания. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности ребенка. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. К сожалению, в современной практике работы дошкольных учреждений не уделяется достаточного внимания приобщению детей к традициям русской народной культуры. Все знания детей в основном ограничиваются светскими праздниками такими как, Новый год и 8 марта. Следует отметить, что в последние годы традиционным стало приобщение детей к такому народному празднику, как Масленица. Таким образом анализ практики воспитательной работы в дошкольных учреждениях показывают, что потенциальные возможности народных традиций не используются в полной мере, отсутствует систематическое проведение народных праздников, дети имеют недостаточные представления о народной культуре. Все это пагубно отражается на патриотическом воспитании детей. В этой связи возникает насущная потребность в поиске эффективных средств и методов приобщения детей к традициям русской народной культуры. Это положение обусловило выбор темы нашего исследования и позволило определить цель, объект и предмет исследования. В этой связи перед педагогической теорией и практикой стоит проблема развития личности, способной функционировать в условиях неоднородной этнической среды, что требует от нее наличие высокого уровня этнокультурной компетентности. Внутренняя целевая направленность этнокультурной компетентности заключается не только в том, что ребенок должен быть, «держателем» знаний в области этнокультуры. Исследователи подчеркивают, что дети могут быть их активными пользователями, т.е. они не подстраивают свое поведения под других людей и обстоятельства, а творчески взаимодействуют с ними. И этому необходимо учить с самых малых лет. Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование систем государственной власти и настаёт время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось со времён Киевской Руси и сохранилось вплоть до наших дней. Однако сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества. Поэтому хотелось бы уповать на то, что сбудутся слова великого русского философа П. Флоренского о том, что нигилизм, исчерпав себя, докажет своё ничтожество, вызовет ненависть к себе и тогда сердца и умы с новой силой обратятся к русской идее, к идее России, к святой Руси. В этом случае, как говорил Н. М. Карамзин, появятся ориентиры в бурном море жизни, которые помогут не потерять себя и своё национальное достоинство в мировом океане. Современное время характеризуется огромным влиянием всего иностранного на окружающую жизнь российского человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что сейчас человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Большую часть своего времени ребёнок проводит в детском саду, и кому, как не воспитателю, нужно взять на себя роль человека, который познакомит ребёнка с русской народной культурой, покажет её красоту и разнообразие. А через различные активные формы работы разбудит интерес к родной культуре и природе, что приведёт к воспитанию чувства любви к Родине, гордости за достижения своей страны, уважению к народным традициям. Проблема является настолько актуальной, что в 2009 году в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция определяет:
Кроме того, в 2011 году принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов, и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде. Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Актуальность данного опыта работы ещё и в том, что он предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка и становится основой для развития любознательности, познавательно – речевых способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов. Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Данный опыт предлагает конкретную технологию и большой дидактический материал для решения вышеперечисленных проблем. 4. 2. Теоретическая интерпретация опыта. Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают. Федеральными государственными требованиями определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. У современных дошкольных учреждений в этом плане своя роль. По важности она сравнима только с ролью семьи: там происходит передача из поколения в поколение тех знаний, умений, традиций, которые и позволяют народу сохранить свою культуру, историю, самобытность, что влечёт за собой особенности в воспитании и обучении. В связи с этим в наше время нельзя забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, — писал он – имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…». Воспитание детей должно строиться на народных традициях, распространять идеи этнокультурного воспитания, приобщать к народной культуре с целью её сохранения, возрождения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей – достойных представителей своего этноса, носителя своей национальной культуры. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребёнок будет знать о своей стране, её истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Учитывая тот факт, что наш Тульский регион с преобладающим русским населением этнокультурное воспитание наших воспитанников опирается на традиционную культуру русского народа. Прежде чем приступить к работе по данной теме, я изучила соответствующую литературу. Анализ психолого – педагогической литературы показал, что патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Приобщение детей к традиционной народной культуре соответствует одному из принципов ФГОС, а именно Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В соответствии с ФГОС ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе. Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Теоретические основы исследования:
Сахаров, Г.Н. Волков и др.). Воспитательное значение народного творчества, искусства неоднократно подчёркивала в своих работах А.П. Усова. Она утверждала, что использование народного творчества в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики. Значение народного искусства для воспитания детей отмечали и многие исследователи детского изобразительного творчества – Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Н.Б. Халезова, Ю.В. Максимов. Основная установка при организации процесса приобщения ребёнка к истокам культуры заключается в том, что приобщение должно быть активным. Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского народного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, В. Я. Езикеева, Н. С. Карпинская, Е.Г. Ковальская, В. М. Федяевская, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. В. М. Василенко, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, Е. А. Флерина и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка и связь с окружающей жизнью. Известный педагог Е. А. Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества. Проводя работу по данной теме, я стараюсь формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного, познавательного и речевого развития ребёнка. Нравственно-эстетическое воспитание и приобщение детей к народной культуре разрабатывались и разрабатываются в психолого-педагогической литературе. Психологи: А. Г. Ковалева, П. М. Якобсон, А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева и др. считают, что процесс воспитания социальных чувств должен включать в себя интеграцию эмоционально-чувственной сферы, интеллекта и деятельности. Помимо взглядов учёных, я проанализировала программы воспитания и обучения. Однако ни в одной из программ проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается Программы: «Радуга», «Детство», «Истоки», «Наследие», которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновлённое содержательно-методическое обеспечение. «Детство» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Содержание программы реализуют принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хоровым играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает воспитание уважения к другим народам. Программе «Радуга» под руководством Т. Н. Дороновой, кандидатом педагогических наук. Авторский коллектив: Е. В. Соловьева, В. В. Гербова, Т. И. Гризих и др. отмечают, что необходимо использовать как можно эффективнее дошкольный возраст для полноценного развития ребенка. Однако, в выдвинутых авторским коллективом перед воспитателем общих задач, не сказано, что следует приобщать детей к народным жанрам народной педагогики культуре, хотя в программе «Радуга» отводится место малым, к примеру: в младшем дошкольном возрасте авторы предлагают включить в список произведений художественной литературы устное народное творчество, такое как: песенки, потешки русского народа, считалки, скороговорки, небылицы; сказки русского народа. Авторы программы преследуют цель: на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и др. Но, в программе не отмечено, что все перечисленные качества личности можно развивать гораздо эффективнее, если использовать средства народной педагогики. В работе по программе «Радуга» придается большое значение созданию традиций, которые позволяют сделать привлекательной и наполненной жизнь ребенка в детском саду, помогают избавиться от накопившегося напряжения, успокоиться, дают ребенку чувствовать себя нужным и любимым сверстниками и воспитателем, получать необходимую для его эмоционального благополучия дозу положительных эмоций. К большому сожалению, авторский коллектив не учел возможности не только создавать свои традиции, которые, безусловно, реализуют поставленные цели программы, но и использовать те традиции, которые накоплены на протяжении многих веков, которые существуют и так хорошо представлены в порциональных программах «Наследие» М. Новицкой, Е. В. Соловьевой и «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой». Программа «Наследие» не изолируется от требований жизни. Она даёт прочную и здоровую основу для реализации самых современных идей в области естественнонаучных и гуманитарных знаний. И как отмечала М. Новицкая, «содержание на котором строится работа, — это глубочайший по своему объему и значению материал традиционной отечественной культуры, из которого педагоги и родители могут бесконечно черпать крупицы народной мудрости. В программе Князевой О. Л. и Маханёвой М. Д «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» была предпринята попытка восполнить этот пробел. Её результатом стала образовательная программа, теоретическую основу которой составили положения концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И. А Ильин, Д. С. Лихачев и др.) Так же авторами программы были предложены материалы к конспектам занятий в дополнение, такие как:
Цель программы — введение детей в традиционную русскую культуру. По замыслу авторов, обращение к народному наследию, к народной культуре не изоляция в этически замкнутом пространстве, а приобщение детей к таким духовным ценностям, которые и являются связующим звеном между людьми. Чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей и народов. Народная культура передаётся от поколения к поколению то, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать собственное, неповторимое место в едином процессе общечеловеческого развития. Авторы указывают: «Традиционная отечественная культура в многонациональной России — это сложный сплав самых разных этнических традиций. Традиционная отечественная культура понимается не в узком смысле (как «крестьянская», «простонародная», а в широком — культура страны, как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов, её населяющих». Принципы, на которых построена программа, могут быть использованы при изучении культуры любого народа России и мира. Таким образом, можно заключить, что самый полный и разнообразный материал по приобщению к народной культуре средствами народной педагогики содержится в парциальных программах «Наследие» М. Новицкой, Е. В. Соловьевой и в программе К. Л. Князевой и М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Чтобы решить проблему приобщения детей к истокам народной культуры, я за основу своей работы беру примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и как дополнение к ней парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. П. Князевой и М. Д. Маханевой Изучив разную литературу по данной проблеме, прихожу к выводу, что народное творчество, искусство как ничто другое, приобщает детей к истории своего края, к промыслам своих земляков, дети начинают понимать и осознавать, что они являются частью этой культуры и должны поддерживать её возрождение. Также, согласно новым требованиям ФГОС ДО, я внедряю новые инновационные технологии, которые призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Особенно актуально в свете новых требований становится использование проектной технологии. Об актуальности проектной деятельности позволяет судить соотнесение принципов данной технологии с принципами дошкольного образования, обозначенными во ФГОС ДО. Теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в детском саду были актуализированы Л.С. Киселевой — автором книги «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Проектный метод является эффективной формой познавательно-исследовательской деятельности со всеми участниками педагогического процесса: педагогами, детьми, родителями, социумом. В ходе проектной деятельности ребёнок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, управлять своим поведением и планировать действия, овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Актуальным в условиях введения ФГОС ДО и реализации Стратегии развития информационного общества считаю использование информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) является одним из приоритетов образования. Применение мною ИКТ в работе с детьми становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса. Противоречия, которые решаются данным опытом:
Эти противоречия и привели к необходимости вплотную заняться проблемой этнокультуры русского народа. Понятно было, что одних занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» у детей для пробуждения чувства любви к Родине недостаточно. Главная проблема, стоящая передо мной, формулировалась так: «Каким содержанием наполнить повседневную жизнь детей и родителей, какие формы работы использовать, чтобы достучаться до сердца каждого, заинтересовать русской народной культурой?». Таким образом, к выбору темы опыта меня привели следующие причины:
Если решать эти противоречия на уровне конкретных актов взаимодействия, можно обеспечить раскрытие потенциальных возможностей ребёнка. Более того, эти противоречия выступают движущими силами другого более широкого процесса-саморазвития детской личности. Новизна опыта:
Адресная направленность: Данный опыт может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений в рамках реализации образовательной области социально-коммуникативное развитие. Трудоёмкость опыта.
Перспектива опыта Приобщая детей к истокам русской народной культуры, я сохраняю накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, умения и знания, развиваем личность каждого ребенка. Поэтому свою работу я буду расширять и улучшать, чтобы наши дети умели гордиться, что они русские люди и живут в такой замечательной стране, как Россия. 4. 3. Содержание опыта. Культура – это сложный и многообразный процесс человеческой деятельности. Это одно из фундаментальных понятий современной науки. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения, например, культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую – те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура – социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющей основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующее человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде, либо подчеркивали, что она продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят, как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. Таким образом, культура – это сложный живой процесс, в котором создаются прогрессивные и регрессивные начала, новаторство и традиции. В единстве традиций и обновления основа любой культуры. Народная культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, относящихся к народу, принадлежащих народу; свойственных мировоззрению народа, принадлежащих всей нации, стране, государству. Национальная культура – свойственная, относящаяся к нации, народу культура. Она рассматривается как сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, играх и детских орудиях труда, в детском фольклоре и т. д. Г.Н. Волков указывал на то, что народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии национального и интернационального чем больше национального воспитания, тем сильнее, культурнее и духовно богаче нация. Произведения устного народного творчества содержат полный кодекс человека. В памятниках народной культуры определены способы и приемы обучения и воспитания, элементарные педагогические требования. «Первый воспитатель – это народ», — писал Ушинский – «народ единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей». Главным мерилом духовности и эстетических ценностей у народа всегда оставался труд. Применительно к моему опыту работы рассмотрим понятие «национальная этнокультура» подробнее. Национальная культура объединяет людей, живущих на больших территориях и не обязательно связанных кровно — родственными отношениями. Национальные культуры более масштабны. Формирование наций стало возможно в эпоху развития капиталистического общества, и с этого времени можно говорить о возникновении национальных культур. Своеобразие национальных культур проявляется в духовной (верования, язык, искусство и т. д.), так и в материальной (особенности ведения хозяйства, способы производства и т. д.) областях. Самая главная и самая привлекательная особенность национальной культуры – это ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость. Развивая особенности своей культуры, нация избегает подражания и униженного копирования, создает свои формы организации культурной жизни. Как и любое проявление индивидуальности, самобытность национальной культуры обогащается одновременно с общим расцветом нации, уверенностью в своем будущем месте в мировой цивилизации. Свое будущее каждый народ сегодня связывает с национальной культурой, являющейся для него гарантом жизни и интеграции в общемировую культуру. Эта идея обладает своей логикой: именно она поддерживает духовный и интеллектуальный потенциал нации, выступает импульсом творческой деятельности человека, укрепляет духовное здоровье народа, создает его национально-нравственный идеал. Включение в современную духовную жизнь народа достижений духовно-нравственного опыта минувших поколений – одно из закономерных направлений культурного прогресса. Смысл культурного движения по этому пути в том, чтобы открыть простор национальному духовному развитию, свободе национальных культур и языков, заботливому вниманию к особенностям каждой культуры на основе общечеловеческих приоритетов. Культуре каждого народа присуще свои традиции, в соответствии с темой нашего исследования нам представилось необходимость рассмотреть сущность понятия «традиция». Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и народных сказках. Другое, живое свидетельство богатства культуры русского народа – быт людей, его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников, собирателей и исследователей отечественного духовного достояния, таких, как В. И. Даль, И. С. Сахаров. В этом же ряду по праву заслуживает упоминание имя А. В. Терещенко, выдающегося знатока русских обрядов и обычаев, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры наших предков. Традиция – это передача духовных ценностей от поколения к поколению; на традиции основана культурная жизнь Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству. Предметом моего изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В своей работе придерживаюсь следующих принципов при организации образовательного процесса:
Формирование представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры должно начинаться уже в младенческом возрасте. Все начинается с восприятия ребенком материнского фольклора (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки). Малыш испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания с взрослыми «Сороки-вороны», «Козы рогатой», от восприятия потешек, ладушек, пестушек. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы народной культуры является той основой, которая впоследствии сможет конкурировать с самой объемной информацией об окружающем мире. В младшем дошкольном возрасте народная культура по–прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов, осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища, его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель), домашней утвари, посуде (горшок, самовар), игрушках (матрёшка, лошадка), кухне. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной). У детей появляется интерес к истории предмета. С этой целью проводятся игры-путешествия «Путешествие в прошлое одного предмета» или «История одной вещи», которые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т.п. Важную роль в формировании представлений о русских традициях у дошкольников играет народное и декоративно-прикладное искусства, как отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, др.). У детей в дошкольном возрасте воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях; формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране; воспитывается любовь к близким людям, Родине; стимулируется желание ребенка познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества В программе О. П. Князевой и М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» четко обозначены приоритеты работы по данной проблеме, чего нет ни в одной другой программе: обогащение предметно-пространственной среды предметами, носящими национальный характер; использование фольклора во всех его формах; народные праздники и развлечения, традиции; ознакомление с народной декоративной росписью. Анализ исследования показал, что одно из условий формирования представлений дошкольников о русских традициях посредством народной культуры, является соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа. В детском саду я оборудовала уголок «русской избы», где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялка, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность. Это помогает детям понять, что они – часть великого русского народа. Таким образом, я осуществила возможность введения детей в особый самобытный мир, путем его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены предметы, имитирующие реальные, например, печь. Я старалась передать национальный колорит прошлого столетия. Для проведения открытых занятий и досугов обзавелась деревенской лавкой и другими атрибутами избы, которые стали использовать в группе и музыкальном зале для открытых мероприятий, развлечений. В группе имеется мини-музей «Народная игрушка», где дети знакомятся с народной игрушкой, воспитывается интерес к народным промыслам; знакомство с русским народным фольклором посредством народной игрушки. В группе осуществляю тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Я опираюсь на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Родители оказывают помощь в оформление интерьера. Так, с помощью родителей был создан мини-музей «Народная игрушка», экспонаты и материалы расположены на полках, специально изготовленного родителями для оформления музея стеллажа. Мини-музей является интерактивным, так как он содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать, с экспонатами можно играть и эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. В группе много разных настольно-печатных игр, например, «Ремёсла на Руси», «В прошлое одежды», «Наряди матрешку», «Предметы народного быта», «Собери посуду», «Собери домик» и др. Также в группе созданы картотеки с загадками о предметах быта в русской избе, словарь старинных русских слов. Много альбомов для рассматривания, например, «Национальные костюмы», «Русская изба», «Жилище человека», «Что было до.» и др. В группе оформлена выставка кукол, принесенных детьми из дома, где есть куклы, в которые играли ещё мамы наших детей; куклы-обереги, куклы- пеленашки. Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния — в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несет в себе много национальных традиции, оно тесно связано с тем, чем живет народ в настоящее время, и чем он жил в прошлом. Близость детям творчества своего народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве, какого — либо другого народа оказывается недоступным не только для ребенка, но и для взрослого. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие русскому народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, обычаи ребенок дошкольник получает первые представления о культуре русского народа. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, так как этот период развития ребенка отличается особой восприимчивостью. С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Средства и методы приобщения детей к традициям русской народной культуры. Нравственное воспитание — воспитание, основанное на регулировании системы отношений человека и общества, формировании продуктивного отношения личности к людям, обществу, самому себе. Нравственное воспитание вводит ребенка в систему принятых в обществе норм, формирует опыт деятельности, позволяющих осознать разумность, объективность, необходимость тех или иных поступков, побуждает ребенка к добрым поступкам, формирует потребность личности сделать себя и окружающее жизненное пространство более совершенным. Приобщение детей также входит и в патриотическое воспитание детей, потому что человек не знающий своей истории, культуры, не моет быть патриотом своей страны. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личности значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания. Ян Амос Каменский родоначальник педагогики внимательно изучал народные традиции воспитания и использовал их творческий потенциал в создании научной теории педагогики. Уже первые его работы носили народно-педагогический, национально-педагогический характер. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идея». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «…мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, так как оно является живым образцом в процессе народного развития. Речь идет о воспитании внимательного и ответственного отношения к родному — родной земле, родному языку, родному народу». В последних работах известного советского педагога В.А. Сухомлинского прослеживается мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Наиболее эффективным способом включения традиционной народной культуры в образовательный процесс является метод целенаправленного поступенного, поэтапного приобщения детей к традиционной культуре путем погружения в различные формы деятельности, согласно индивидуальным и возрастным особенностям личности ребенка. Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп. Это группа художественных средств, природа, собственная деятельность детей и вся та атмосфера, в которой живет ребенок. Для освоения детьми своей национальной культуры, сохранения и приумножения местных традиций, формирования у дошкольников духовно-нравственных качеств важно использовать разнообразные средства:
уединения».
Успех приобщения дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов. К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества. В своей работе по приобщению детей к истокам народной культуры я выделила несколько направлений: Первое направление: использование народного фольклора. Широко используем в работе приобщение детей к устному народному творчеству, народному фольклору во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, частушки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Мы знакомим детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Например, важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица. В любой пословице всегда присутствует "педагогический момент" — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения. Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др. Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Во многих пословицах и поговорках подчеркивается необходимость использования в воспитательном процессе гуманистических методов: "Детей боями не учат, добрым словом учат". С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими и т.д. В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они — одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Красивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен. Влияние народных песен на крестьянскую молодежь всегда было огромно, причем их значение никогда не исчерпывалось только красотой стиха и мелодии (внешней красотою, красотой формы). Красота мыслей, красота содержания относятся также к сильным сторонам народных песен. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Фольклор обогащает эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, активизирует речь, побуждая к высказыванию, повторению фольклорных текстов и звукоподражанию голосам животных. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Мы даём детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на скромность, трудолюбие героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Дошкольники любят инсценировать отрывки из сказок или целые сказки, говорить голосами сказочных персонажей, показывать действия героев сказки. Дети очень любят играть в сказку, надевать костюмы и маски героев сказки, любят превращаться в волшебника и творить добрые дела. Детей увлекает вымысел, быстрая смена событий в сказке, приключения и победа добра над злом. Ввела в практику чтение сказок перед дневным сном: они погружают ребёнка в мир поэзии, успокаивают. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Второе направление: знакомство с народными праздниками и традициями. Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. Праздники – это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника – его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества. К.Д. Ушинский отмечал: праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал: ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника!.. Любой праздник, по определению М.М. Бахтина, является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры игры, слова, движения и музыкального звука, моды и костюма, этикета, обычая — словом, из совокупности разных культур. Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследовали конкретную цель — приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников, дать возможность каждому ребенку раскрыться и проявить свои таланты. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Я стараюсь дать выход детским стремлениям к творчеству, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа. Свойство народных праздников – это радостно преображать все вокруг; помогать людям ярче переживать и осмысливать события из жизни природы и духовной истории, что делает их незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных образов, инстинктивно постигая их, вопреки искусственно прерванной передаче традиций из поколения в поколение. Я рассказываю детям о хлебосольстве, гостеприимстве русского человека, раскрываю перед детьми взаимосвязь музыкально-поэтического творчества с трудом, бытом, обычаями русского народа. Стараюсь вызвать не только интерес к культурному наследию нашей страны, но и развивать любознательность, активность, самостоятельность. Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами. При этом каждый ребенок показывает свой творческий потенциал. Как это ни удивительно, но в наше время дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и радости. Современные праздники и обряды богато насыщены народной художественной самодеятельностью, они резко противостоят старым, религиозным обрядам. В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои украинского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Благовещение, Пасха, Троица, Масленица, и т.д. Приобщение детей к народным традициям целесообразно проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. Народные праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Третье направление: знакомство с декоративно-прикладным искусством. Так же очень важно знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Осуществляю это практически через все виды деятельности детей. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка. Русское народное декоративно прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Это помогает детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. В группе оформлена «Полочка красоты», куда помещены изделия народных мастеров, а также народные игрушки, сделанные руками наших детей — поделки из глины. Создан мини-музей «Народная игрушка». Народная игрушка является частью культуры каждого народа. Значение народной игрушки в жизни современных детей трудно переоценить. Русская народная игрушка сохраняет память о национальных традициях. Куклы ( «пеленашка», «гремотуха», «столбушка» и другие) и игрушки (Гжель, дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская игрушка) определенной местности, трепетно хранят и передают уклад, традиции, образ мира, представлений того места России, откуда пошли «корни» ремесла. Дымковские игрушки. Изделия Кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором; живыми, праздничными; пышными по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, расписные козлы, кони, петухи с расписными хвостами, уточки-свистульки, и многие другие игрушки. Известно, что в XIX веке на празднике «Свистопляска» ( «Свистунья») продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором. Автор его, Николай Захарович Хитрово, писал, что на гулянье люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке (Киров) делают игрушки для свиста». Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Статичность чувствуется в других игрушках: ее можно увидеть в изображении козлов, петухов, медведей. Филимоновские игрушки. В деревне Филимоново Одоевского района Тульской области делают удивительную глиняную игрушку. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Звери и животные филимоновской игрушки, выполненные разными мастерами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, коровы, бараны; лиса с петухом и таинственные существа. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. У барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны. Среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте — цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки животные. У баранов, коней маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. В игрушках сочетаются простые элементы: полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звезды. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Глаза животных оформляют налепами. Гжель. Гжель находится в Раменском районе Московской области. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Однако синева узоров не однотонна, и если вглядеться внимательно, то можно увидеть тончайшие полутона и оттенки, напоминающие голубизну неба, озер и рек. Иногда цвет росписи бывает коричневого и желтовато-зеленого цветов. Пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Среди гжельских игрушек можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей: Аленушку в длинном платье и платочке, Ивана царевича с Еленой Прекрасной на Сером волке, Емелю с пойманной щукой, водоноску с коромыслом и другие игрушки. Интересна игрушка «Чудо-юдо, рыба-кит». Хорош игрушечный чайный сервиз и самовар. Богородские игрушки. Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки. В умелых руках резчиков бруски дерева превращаются в забавные фигурки. Игрушки режут из липы, отходы липы — щепа тоже идет на более мелкие игрушки, а также на подставки к ним. Богородские игрушки чаще бывают некрашеные и редко расписные. Основные виды расписных игрушек — куры, птицы на подставке с подвижным устройством и другие мелкие игрушки. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Одни игрушки крепятся на подставках тумбочках, а внутрь вставляется пружинка, она и приводит фигурку в действие. Другие игрушки выполняют на планках-разводах ( «Стадо», «Конница»). Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой нитку, она приводит в действие части фигурок. Содержание игрушек разнообразно — это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они — игрушки-шутки. Традиционным образом является медведь, он выступает в роли спокойного, доброго и смешного зверя, то с корзиной грибов или малины, то с гармонью, а то и обманутый хитрым мужиком. Все игрушки сделаны с тонким юмором. Загорская игрушка. Матрёшка (от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом, оформляются простым цветочным узором. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Расписанная матрешка покрывается лаком, от чего становится еще ярче и нарядней. Сейчас почти в каждой области делают своих матрешек. Известны Полхов – Майдановские, Семеновские, Вятские и много-много других. Ценность матрешки не только в ее образно-художественных качествах, это одна из самых полифункциональных кукол. Она – забава для младенца, яркая, прочная, гремящая, если потрясти. Малыши, раскладывающие и складывающие фигурки, незаметно осваивают понятия размера, формы, цвета. Став старше, дети могут играть несколькими (мал, мала, меньше) веселыми куклами в большую и дружную семью, усваивая нормы межличностных отношений. Повзрослев, они сохранят любимую игрушку как память о пережитых мгновениях, как мечту о будущих детях. Бабенская игрушка. Бабенский промысел — один из старейших токарных промыслов Подмосковья. Благодаря высокому уровню мастерства местные кустари производили удивительные вещи: шар в шаре, `вкладные` и миниатюрные игрушки. Шедевр промысла 100-местное яйцо, выточенном мастером Фёдором Ромахиным (стенки тоньше скорлупы были). Именно бабенские игрушки (пирамиды, вкладные яица, чашки, кольца, волчки, бирюльки, матрешки, шары и другие) развивают у детей внимательность, терпение, мелкую моторику рук. Ассортимент игрушек: серсо, бильбо, бирюльки, волчки, многоуровневые пирамидки, вкладыши — яйца. Вся эта красота создается с помощью такого нехитрого оборудования. Климовская игрушка. На юге Подмосковьяв городе Климовске производят деревянную токарную игрушку. Это различные каталки и пирамиды, игрушечная мебель и посуда, фигурки животных и популярных сказочных персонажей, кони-качалки и другие изделия. Представлен ряд дидактических игрушек, игрушек-дергунчиков, предназначенных для развития ребенка. Педагогическая ценность климовской деревянной игрушки состоит в том, что она вносит много радости в жизнь детей раннего возраста. В первую очередь это относится к игрушкам-забавам, назначение которых вызывать здоровый, веселый смех, развивать у детей чувство юмора. Игрушки привлекают своей наивной непосредственностью, праздничностью, буйной красочностью, радостным восприятием мира. Особенно радуют детей климовские игрушки основным секретом — неожиданным движением. Игрушки из бересты. Из бересты изготавливали погремушки, кораблики, мячи, рожки, куклы. Тело, ноги, руки берестяной куклы представляют собой своеобразные цилиндры-туеса, грудь и плечи покрыты элементами пластовой бересты, а голова в одних случаях бывает выточенной из дерева, в других — также представляет собой цилиндрическую берестяную форму. У современной берестяной куклы присутствует лицо. Голову украшает традиционная сибирская шапка-ушанка или кокошник. Наиболее распространённой игрушкой была тряпичная кукла. Тряпичные куклы имелись в каждой семье, где были дети. С одинаковым успехом в куклы играли девочки и маленькие мальчики. Обычно изготавливали кукол старшие члены семьи, хотя очень часто их готовили и сами дети. Это были наиболее простые и непритязательные образцы. Дети с большим удовольствием и фантазией изготовляют такую куклу. Понимание того, что народная игрушка – это не только предмет для забавы, она есть самое прямое желание утверждения бытия Родины, неискоренимости ее образа, настойчивая попытка его фиксации и констатации вневременного, вечного, сакрального его значенияначинается с знакомства с промыслами, с «включения» взрослых и детей в традиции своего народа и закладывает основы патриотического воспитания. Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Начиная с младших групп детского сада, я знакомлю детей с этим видом народного промысла. Дети осваивают отдельные элементы, а далее технику росписи и начальные этапы лепки народной игрушки, с удовольствием расписывают силуэты, лепят готовые фигурки. Постепенно подвожу детей к осмыслению понятия «народная игрушка», знакомим с историей возникновения и мастерами, создававших ее. Вот поэтому игрушка в игре имеет большое значение для воспитания, обучения и развития ребенка. Ребенок и игрушка – это одно неразделенное целое в осуществлении той или иной игры или игровых действий. Игрушка для детей – это самый главный предмет, через который ребенок познает окружающий мир. Четвёртое направление: приобщение детей к народной культуре через игру. Детство — благодатная пора для формирования патриотических чувств и интернационального сознания у детей. Именно в этом возрасте необходимо давать знания о культурном наследии и фольклорных традициях своего народа. Воспитывать интерес, уважение и чувство гордости за свою Родину, свой народ через народные подвижные игры. Хорошо известно, что игра — вид деятельности, имеющий большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников. При этом имеются в виду не только игры в прямом смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры. В каждой игре закладывался символический смысл, связанный с различными сторонами жизни народа. Поэтому народные игры просто необходимо использовать в воспитании дошкольников, причём не просто ознакомить ребёнка с условиями игры, но и рассказать, откуда пришла эта игра, с чем она связана, с учётом этнорегионального компонента. Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным. К сожалению, из жизни современных детей совсем исчезли групповые игры – «воздух» детской жизни старших поколений. Где казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские радости? Теряется преемственность поколений, обедняется жизнь детей. В моих силах хотя бы в детском саду вернуть детям радость активной игры. Я использую следующие игры:
Таким образом, использование народных подвижных игр, взятых из сокровищниц нашего народа, позволяет нам решать задачи национального и патриотического воспитания и всестороннего развития ребёнка. Возрождение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет влиять на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения. Пятое направление: Театрализованная деятельность. Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр учу воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения. Приобщение к народной культуре должно носить обязательно живой, неформальный характер. Основной формой организации работы с детьми является непосредственно — образовательная деятельность. Занятия проводятся фронтально, подгруппами и индивидуально. Использую комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми провожу в форме бесед, посиделок, различных игр, сказочных путешествий, театрализованных представлений. Стало традицией отмечать именины детей, непременным атрибутом которых являются забавы, народные игры, добрые пожелания, подарки, сделанные своими руками. Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты: у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформировались первые представления о культуре своего народа; обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни; у детей стали более развиты двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы; также у детей закрепились представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге; стали более развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам. Повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания у детей культуры семейных традиций. Хочется отметить, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции. В связи с этим вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работа заключается в осуществлении художественно эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Интеграция включают в себя различные виды деятельности: изобразительное творчество, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор, проблемные ситуации, экспериментирование. Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения. Это — взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования;
Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности. Термин «приобщение» трактуется в толковых словарях как «привести в общение с чем-нибудь, включить, присоединить», «дать возможность включиться в какую-то деятельность, сделать участником чего-либо». Использование данного понятия в организации педагогического процесса отражает реализацию комплексного подхода к ознакомлению с изучаемым материалом, его систематическому освоению, к включению детей в различные виды совместной деятельности. В этом случае, ребенок целенаправленно включается в воспитательный и педагогический процесс, приобретая необходимые знания и навыки гораздо быстрее и эффективней, чем при фрагментарном не связанном между собой использовании фольклорного материала. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Именно в дошкольный период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую. Из своей практики я сделала вывод, что большое значение для развития речи дошкольника оказывает использование русского народного фольклора. Русский народный фольклор входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста с напевных мелодий колыбельных, с потешек, песенок, которые дарят им родные и близкие люди. В работе с детьми использую разнообразные методы и приёмы, позволяющие сделать работу с детьми познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной: Метод оживления. Приём «вхождении» в игру– детям предлагается представить себя на месте сказочного персонажа. Это учит переживать, будит детское воображение. Эвристический метод-- (развитие находчивости и активности); Это частично-поисковый метод. Дети в процессе игры ищут новые результаты, новые решения, рассуждают на заданную тему, делают выводы, высказывают предположения. Наглядный метод- (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); Словесный метод- (коллективное чтение, заучивание наизусть, по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок); Практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий. Игровой метод — (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно -печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, “Вечерах общения” и “Уроках доброты”. Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка; Экспериментирование. При ознакомлении с историей вещей и техническим прогрессом дети на практике изучают свойства таких осветительных приборов как лучина, лампада, свеча, керосиновая лампа. Надо дать ребёнку самому попробовать самостоятельно подумать, пофантазировать или возможно даже блеснуть своими знаниями и рассказать о какой-либо старинной вещи. Метод интерактивной игры. Это не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованная познавательная деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Реализуя задуманное, осуществляю гибкое руководство, постоянно ориентируюсь на каждого ребёнка: поощряю поиск, не оставляя без внимания ни одно высказывание, внимательно отношусь к ответам и рассуждениям. Воспитываю у детей уверенность в том, что они могут в любой момент обратиться ко мне с вопросом, за помощью. Тема по ознакомления с этнокультурой русского народа своевременна и актуальна. Так как я начинаю работать с детьми с младшего дошкольного возраста, очень важно опираться на ценности своего народа с самого начала, т.е. с ранних лет. Чем раньше будет начато приобщение детей к народной культуре, тем ощутимее будут результаты.
|