Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект интегрированной НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста на тему русского народного творчества: «Гость на гость – хозяйке радость»
Фольклор
Автор: Ховренкова Татьяна Ивановна   
19.02.2017 15:16

Конспект интегрированной НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста на тему русского народного творчества: «Гость на гость – хозяйке радость»Конспект интегрированной НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста на тему русского народного творчества: «Гость на гость – хозяйке радость»

МБДОУ «Золотой ключик» пос. Нижняя Пойма

Рисование: «Дымковская лошадка».

20 января 2017 года

Воспитаталь 1 квалификационной категории:

Ховренкова Татьяна Ивановна

Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.

 

Скачать конспект

Задачи:

  • Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, активизировать словарный запас детей.
  • Закреплять знания детей об устном народном творчестве русского народа. Выявить знания пословиц, потешек, поговорок, считалок.
  • Познакомить детей с русскими народными костюмами, с русской печкой.
  • Инсценировать потешку «Пошла коза по лесу», песенку «Эх, зимушка-зима!» используя выразительные средства речи, мимику, жесты.
  • Развивать внимание, мышление, память.
  • Учить украшать плоскостное изображение лошадки элементами дымковской росписи: круги, кольца, линии, точки.. Рисовать толстой и тонкой кистью, ставить точки держа кисть вертикально.
  • Подсушивать кисточку, промакивая о салфетку.
  • Воспитывать аккуратность в работе.
  • Прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа:

  • Потешки, сарафан, кокошник, косоворотка, картуз.

Предварительная работа:

Использование устного народного творчества в повседневной жизни детей при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т. д. Рассказывание русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Участие детей в колядках.

Знакомство с дымковскими игрушками, элементами росписи.

Методы и приёмы:

Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, здоровьесберегающие приёмы, ТРИЗ.

Подготовка к занятию:

Изготовление русских национальных костюмов для кукол, русской печки, русская народная музыка «Калинка», песня «Эх, зимушка – зима!» (аудиозапись), русские костюмы для детей, самовар, лавочки для детей, книга загадок, лошадка на палочке, горшки с кашей и со щами, расписные ложки и посуда, стол со скатертью, веник. Дымковская игрушка – лошадка. Краски, кисточки (по 2 на каждого ребёнка толстая и тонкая), подставки для кисточек, плоскостные лошадки, непроливашки с водой, салфетки. Образцы расписанных лошадок (не менее 2-ух).

Ход занятия:

Зал украшен под русскую избу. Звучит русская народная мелодия «Калинка».

В избе хозяйка Матрёна Ивановна подметает пол. В избу входят дети в русских национальных костюмах.

Матрёна Ивановна: Здравствуйте, гости дорогие! Я хозяйка этой избы, а зовут меня Матрёна Ивановна. «Гость на гость – хозяйке радость». Я к вашему приходу избу убирала, щи да кашу варила. Проходите, не толпитесь, да на лавочки садитесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Ребятки мои, а как вы понимаете выражение «Гость на гость – хозяйке радость». (Ответы детей). А сейчас я вам загадку загадаю:

В избе – изба, на избе труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

(Печь)

Может быть кто – то стихи о печке знает?

Ребёнок:

У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Всё готовится в печи,
И хлеба и калачи,

Каши и картошка,
И баранья ножка.

Матрёна Ивановна:

На Руси в старину всегда кашу варили, да говорили: «каша — еда наша». А почему так говорили, как вы думаете? (Ответы детей)

А вы знаете пословицы и поговорки про кашу?

(Ответы детей)

Матрёна Ивановна: А без чего ещё за стол не садились?

(Ответы детей)

Матрёна Ивановна: Правильно – без хлеба! «Хлеб да каша – еда наша».

Стук в дверь. Заходят куклы в национальных костюмах.

Матрёна Ивановна: «Гость на гость – хозяйке радость». Пришли к нам Ваня и Дуня.

Давайте Ване и Дуне про них потешку расскажем.

Чики – чики, чикалочки,
Ехал Ваня на палочке,
А Дуня в тележке,
Щелкала орешки.

Какие Ваня с Дуней нарядные! А кто, дети, из вас знает, как наряды эти называются?

(Ответы детей: «Русские народные костюмы»)

Матрёна Ивановна: А что за корона у Дуни на голове?

(Ответы детей)

Это кокошник (дети повторяют все вместе, проводится индивидуальная работа) Какого он цвета, чем украшен?

А что за платье такое необычное у Дуни, как оно называется? (Сарафан, рубашка, украшены вышивкой.)

(Проводится индивидуальная работа)

Матрёна Ивановна:

А Ваня – то как хорош! Просто красавец! И во что же Ваня нарядился, когда к нам торопился?

(Ответы детей.)

Дети, а фуражка у Вани называется – картуз. (Закрепляется название.)

А рубашка называется косоворотка. Как вы думаете, почему она так называется?

(Ответы детей.)

Косоворотка – рубашка с косым воротом, т. е. с застёжкой сбоку, а не по середине, как у обычных рубашек. А ещё что одето на Ване?

(Ответы детей.)

Правильно: штаны и сапоги.

Ваня и Дуня одеты в праздничную одежду, так раньше наряжались на праздник.

А кто из вас знает потешку про Ваню? (рассказывает ребёнок, повторяют все.)

Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом – наперед
И поехал в огород.

Матрёна Ивановна:. (Садит кукол за стол.)

Сейчас я из печки русской кашу достану, да Ваню с Дуней угощу. Открою заслонку, достану горшок, угощайтесь, гости дорогие. Ну а вы, ребятки выходите на снежок, становитесь в кружок, да давайте песенку споём «Эх, зимушка – зима!»

(Дети поют, в кругу Ваня (мальчик) на коне, подбегают 2 девочки.)

Матрёна Ивановна: Была у меня коза, да в лес убежала. И что же она там делает? Вот мы сейчас считалкой выберем козу (Ребёнок читает считалку):

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.

Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

В игре «Пошла коза по лесу» дети встают в круг и, взявшись за руки, движутся против солнца.

Один из участников — «коза» — движется по солнцу внутри хоровода, выбирая себе принцессу.

«Коза» вместе с принцессой делают всё, о чем поется. Звучит музыка.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем, покачаем, покачаем,
И снова начинаем, начинаем, начинаем.

(И песенку кончаем, кончаем, кончаем)

Матрёна Ивановна: Теперь понятно, что моя коза в лесу делает. Пусть погуляет. А мы с вами сядем рядком, да поговорим ладком.

(дети садятся на лавочку).

Матрёна Ивановна: Книга у меня есть волшебная с загадками. Вот мы сейчас и посмотрим, умеете ли вы загадки отгадывать?

(Детям загадываются загадки.)

Матрёна Ивановна:

А на печи у меня кот Васька спит. Давайте про него песенку споём:

Котя, котинька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать
Мою детоньку качать,

Уж как я тебе коту
За работу заплачу:

Дам кусок пирога, да кувшин молока (дать погладить котика, предложить детям сказать-какой котик).

Матрёна Ивановна: По утрам меня Петя петушок будит. Громко, голосисто поёт. А про Петю потешку знаете?

(Ответы детей)

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь?

Деткам спать не даешь?

– Ребята, а петушок какой? (Красивый, разноцветный, голосистый, смелый, нарядный).

– А в какой сказке есть петушок? (В сказке «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зёрнышко».)

– Кому петушок помог в сказке «Заюшкина избушка»? (Зайчику)

Звучит русская народная музыка.

Матрёна Ивановна: Я очень рада, что столько гостей ко мне сегодня пришло, ведь гость на гость – хозяйке радость! А вы меня к себе в гости пригласите?

(Ответы детей)

Дети и Матрёна Ивановна уходят в группу.

Рисование — «Дымковская лошадка».

Дети входят в группу, проводится пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

Садятся за столы.

Матрёна Ивановна: Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:

У меня большая грива,
Ушки и копытца,
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,
Кто же я?

(Лошадка).

Лёня знает стихотворение про лошадку и нам сейчас расскажет (держит в руках дымку – лошадку):

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!

(Ответы детей)

Матрёна Ивановна: Правильно, это дымковская роспись. Посмотрите, каких лошадок нарисовали дымковские мастера.

(Рассматривание образцов, уточнить элементы узора дымковской росписи: кружки, кольца, полоски, точки. Частичный показ.

Напомнить детям, что работу нужно выполнять аккуратно, убирать лишнюю краску с кисточки, пользоваться салфеткой, тонкие линии нужно рисовать тонкой кисточкой). Давайте и мы с вами будем сегодня мастерами и разрисуем своих лошадок. Согласны?

(Ответы детей)

Помощь затрудняющимся детям, в середине занятия провести физминутку.

Физминутка: Раз — подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.

Пять – руками помахать.
Шесть – за столик тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.
Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Предлагаю детям, по окончании работы, пройти и посмотреть рисунки у других детей.

Хвалю всех детей. Работы вывешиваются на доске, чтобы дети могли полюбоваться, говорю о том, как много у нас дымковских лошадок, все замечательные мастера – художники.

Используемая литература:

  • Документ ФГОС ДО,
  • «Развитие речи детей 3-5 лет» О. С. Ушакова,
  • Журнал «Дошкольное воспитание» №11 2015г, №4 2014г.,
  • «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова,
  • Интернет – сайты.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год