«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА» |
Фольклор | |||
Автор: Максименко Наталья Александровна | |||
25.02.2017 16:55 | |||
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА» Максименко Наталья Александровна музыкальный руководитель МАДОУ города Нижневартовска ДС №4 "Сказка" ХМАО-Югра Музыкально – творческими способностями называют способности, связанные с творческой деятельностью ребёнка в области музыки. Музыкальный фольклор – это уникальная, самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения.
В энциклопедическом понятии "фольклор" рассматривается именно как синоним категории "народное творчество" и определяется как "художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство". Именно в дошкольном возрасте у детей формируются музыкальные и нравственные стороны будущей личности. Этот возраст имеет важное значение, именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, создается фундамент для воспитания музыкальных качеств. Существует мнение, что средства музыкального фольклора позитивно влияют на состояние здоровья детей. Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в основном по типовой программе, т.е. по классической форме организации обучения. И вместе с тем все чаще имеют место различные подходы к оздоровлению, воспитанию и образованию детей средствами музыки. В настоящее время утверждаются новые подходы к формированию музыкальной культуры как общества в целом, так и отдельной личности на основе трех основных направлений:
Главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, изначально несущей в себе: нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. Таким образом, приобщение к музыкальному фольклору– одна из важных программных задач воспитания. Музыкальный фольклор является ценным материалом для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Простота и доступность музыкального материала, её высокая художественность, глубина мысли, своеобразие её мелодической, ритмической и полифонической структур делают фольклор идеальным воспитательным средством. В результате обучения музыкальные способности развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности. Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и занятия по физической культуре, а также проведение праздников и развлечений — всё это носит большие возможности для творческого развития дошкольников. В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Следовательно, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности. Поэтому главная задача музыкальной деятельности — обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей ведь только творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка. Включение народного искусства в работу с детьми обогащает их жизнь: вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями народа, воздает положительную эмоциональную обстановку в дошкольном учреждении. Использование в работе с детьми разных видов народного искусства в их взаимосвязи: изобразительного и музыкального – дает положительный эффект в эстетическом воспитании детей. Народное искусство может быть включено в самые различные формы работы с детьми: в оформление помещения, где живут и играют дети, праздники и досуги, игры детей и занятия. За время обучения дети становятся активными участниками праздников, посвящённых народным праздникам. В заключении хочется отметить, что приобщение детей к истокам народной культуры на занятиях музыки является средством воспитания у них патриотичности, нравственности, духовности и других качеств, необходимых для личностной культуры ребенка. Это особая педагогика – народная. Она требует атмосферы свободы, импровизации, профессионального мастерства, побуждает ребенка и педагога к восприятию духовных ценностей, к осознанию себя в мире и мира в себе.
|