«Лисичка-сестричка в русских народных сказках» для детей старшей группы. |
Фольклор | |||
Автор: Малинкина Ольга Алексеевна Андрюкова Юлия Сергеевна | |||
04.09.2021 07:20 | |||
«Лисичка-сестричка в русских народных сказках» для детей старшей группы. Цель: обобщение образа лисы в русских народных сказках. Задачи:
Оборудование: игра-пазл «Угадай сказку», серия картинок по сказкам «Колобок» и «Заюшкина избушка», чудесный мешочек с предметами из сказок про лису, волшебный колокольчик, мольберты с альбомными листами и маркерами, эмблемы команд и разрезные картинки по сказкам «Колобок» и «Теремок», музыкальные фрагменты песенок героев сказок про лису, костюм лисы. Ход занятия. Входит под музыку лиса, исполняет песню «Лиса Патрикеевна». Лиса: – Здравствуйте, ребята, узнали меня? А как вы поняли, что я лисичка? Дети: – Рыжая, хвост пушистый, хитрая.
Лиса: – А где я живу? Дети: – В лесу. Лиса: – А еще я живу в русских народных сказках. А кто писал народные сказки? Дети: – Народ. Лиса: – Ребята, а как меня называют в сказках? Дети: – Лисонька, рыжая плутовка, лиса-кумушка, лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна. Лиса: – А вы знаете почему Патрикеевной зовут меня в сказках? Когда-то в давние времена правил Новгородским княжеством Патрикей, и был он удивительно хитрым да изворотливым и стали говорить: Патрикеевич да Патрикеевна. Это имя пристало ко мне не зря: я действительно поразительно хитрая, сообразительная и ловкая. Теперь и хитрых изворотливых людей иногда называют лисами. Лиса: – А среди вас есть «лисы»? Дети: Нет. Лиса: – Ну а сейчас я хочу с вами поиграть, посмотреть все ли вы знаете о сказках, про лису. Предлагаю разделиться на две команды. У команд будут названия. А какие, узнаете, когда соберете картинки. (На столах разрезные картинки с изображением сказок «Колобок» и «Теремок». Лиса: – Соберите картинки и прикрепите эмблемы. – Послушайте правила. По очереди я буду давать задания каждой команде. Одна команда отвечает, другая – внимательно слушает и может дополнять, не выкрикивайте. – Назовите мои русские народные сказки, в которых живу я, лисичка-сестричка. Дети: – «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Лиса и рак», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин». Лиса: – Молодцы, много сказок знаете. Вот я хочу посмотреть, отгадаете ли вы сказку по фрагменту мультфильма. (На экране фрагменты русских народных сказок, в которых встречается лиса – «Лиса и козел», «Лиса и журавль», «Лиса и кот», «Крылатый, мохнатый и масленый».) Лиса: – Все команды порадовали меня. А в следующей игре, которая называется «Портрет лисы», каждой команде предстоит собрать пазл, на котором мой портрет и назвать сказку. (На столе пазлы с изображением сказок «Теремок» и «Заюшкина избушка»). Лиса: – Молодцы, красивые портреты получились. Ребята, какую сказку вы собрали? Дети: – «Заюшкина избушка», «Теремок». Лиса: – Я предлагаю стать вам на время сыщиками и поиграть в «Бюро находок». В волшебном мешке лежат вещи, которые потеряли лисички из разных сказок. Попробуйте угадать потерявшийся предмет и из какой он сказки. – скалочка – ( «Лисичка со скалочкой») – горошек – ( «Кот, петух и лиса») – рыба – ( «Лиса и волк») – колобок – ( «Колобок») – тарелка – «Лиса и Журавль» – кувшин – «Лиса и кувшин» Лиса: – Хорошие вы сыщики, все предметы нашлись, лисички будут рады. Ну, а чтобы быть ловкими и быстрыми, как я, сделаем лисичкину зарядку: Физминутка. Раз прыжок, два присядка – Вот лисичкина зарядка. А лисята как проснутся, Любят долго потянуться. Обязательно зевнуть, Ну, и хвостиком вильнуть. Аккуратно спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. А кому зарядки мало – Начинаем все сначала. Лиса: – Вот мы размялись, продолжаем играть. – Ребята, я хочу посмотреть, кто из вас самый внимательный. – Сказки перепутались, помогите все расставить на свои места. Первая картинка команде «Колобок» ( «Лиса и волк» – лиса в проруби). Вторая картинка команде «Теремок» ( «Колобок» – заяц съел колобка). – А сейчас посмотрите на экран и скажите, какие сказки перепутались. (На экране фрагменты мультфильма «Машины сказки»). Лиса: – Какие молодцы, ребята, все отгадали. – В моих сказках герои и я поем много песен. Угадайте, кто поет и из какой сказки песенка. 1)... Ловись, рыбка мала и велика... Кто пел? Дети: Лиса. ( «Лиса и волк»). 2)... Трень-брень, гусельцы... Дети: Кот. ( «Кот, петух и лиса»). 3)... Шла лисичка по лесу, нашла скалочку... Дети: Лиса. ( «Лисичка со скалочкой»). 4)... Я колобок-колобок... Дети: Колобок. ( «Колобок»). Лиса: – Молодцы, хорошо поете, все песни знаете. А эта игра называется «Что за чем следует?». Нужно разложить картинки по порядку что сначала, что потом и назвать сказку. (сказки «Колобок» и «Заюшкина избушка»). – Вот какие, молодцы, знаете сказки. Лиса: –Ребята, я когда к вам шла обронила волшебный колокольчик, помогите найти. (Дети ищут). Ребята, я в сказках делала много плохого, обижала героев. Вы и волшебный колокольчик поможете исправить мои плохие поступки, нужно узнать героя, которого я обидела и сказать из какой он сказки. Кому я колокольчик передам, тот и отвечает. 1)... Помогите, несет меня лиса за темные леса!.. Кому нужна помощь? Дети: Петушку. ( «Кот, петух и лиса»). 2)... Помогите, у меня оторвался хвост!.. Дети: Волку. ( «Лиса и волк»). 3)... Помогите, меня выгнала лиса из моей избушки!.. Дети: Зайчику. ( «Заюшкина избушка»). 4)... Помогите, меня съела лиса!.. Дети: Колобку. ( «Колобок»). Лиса: Молодцы, ребята, всем помогли, всех узнали. Обещаю, больше никого не обижу. Лиса: – Только без колобка я жить не могу, уж очень я его люблю. Хочу, чтобы вы нарисовали его портрет мне на память. – Вы сейчас будете юными художниками. Каждый игрок по очереди рисует только по одной части. Например, один – голову, другой – глазки и т.д., нарисовали, передали другому. (на мольбертах листы бумаги и фломастеры). Лиса: – Ой! Какие хорошенькие колобки получились, такие аппетитные. (Если останется время, игра «Придумай конец сказки»). Лиса: – Ребята, посмотрите на картинку, какая сказка перед вами? Дети: – «Колобок». Лиса: – В конце картинки стоит знак вопроса. Придумайте, пожалуйста, чем закончилась бы сказка, если я была бы добренькой и не съела колобка. Дети: – Все звери отвели бы колобка к бабушке и дедушке. – Ребята, вы все сегодня хорошо играли, все знаете русские народные сказки, в которых я живу. Я хочу вам подарить диск с моими любимыми сказками, вместе с воспитателем посмотрите их в свободное время. – А мне пора возвращаться в сказку. До свидания!
|