Русский Фольклор на музыкальных занятиях и праздниках |
Фольклор | |||
Автор: Овчинникова Лариса Васильевна | |||
10.08.2022 21:24 | |||
Вспомним известное высказывание о народном творчестве: «...самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия... в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности». Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Мы отмечаем появление интересных художественных коллективов, профессиональных и самодеятельных, как взрослых, так и детских, пропагандирующих русскую музыку, песни, танцы.
Теме «Народное творчество - детям» посвящались городские активы, конференции музыкальных руководителей детских садов. Настоящим откровением было знакомство с опытом работы с русской народной потешкой. Захотелось расширить свой репертуар русских песен, хороводов, игр, начать работать с русской потешкой, изготовить необходимые атрибуты, костюмы, словом, спланировать работу с детьми так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня.
Начать пришлось с самообразования: чтения специальной литературы о музыкальном и устном фольклоре и русских народных инструментах, изучения хрестоматий русской народной песни и поэзии. Есть смысл поделиться некоторым опытом использования русской народной поэзии, музыки, песни в работе с детьми.
Во всех возрастных группах я использую маленькие попевки, песенки, прибаутки. Очень хороши программные песенки для младшей и средней групп: «Ладушки», «Сорока - сорока», «Петушок». Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делает их незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.
Знакомя детей с песней «Петушок», вношу яркую иллюстрацию, а когда песня выучена, предлагаю узнать её по мелодии, исполненной на металлофоне. После того, как дети узнали песню, появляется петушок - игрушка бибабо или игрушка из папье-маше, выполненная в народной манере. Игрушка радует детей, и они с удовольствием повторяют песенку несколько раз, стараясь петь протяжно и ласково. Затем использую эту песню в ролевой игре. Когда ребенку надевается шапочка петушка, воспитатель говорит:
Как у пети - петушка,
Шапка выше гребешка,
Сапоги сафьянные,
Шпоры оловянные.
Голосок у пети
Громче всех на свете.
Ребенок двигается, высоко поднимая ноги, показывая шпоры, под пение взрослых и детей.
Русскую народную попевку «Сорока» использую и в младшей, и в средней, и в старшей группах, усложняя музыкальное задание. В средней и старшей группах учу различать звуки по высоте, начиная песню с низкого, среднего, высокого звука. Предлагаю петь, выделяя гласную на четверть, прохлопать ритмический рисунок. В старшей группе эту попевку дети поют в разных тональностях и учатся играть на металлофоне. В старшей и подготовительной группах попевка «Скок -поскок» помогает закрепить у детей понятие о ниспадающем движении мелодии, вырабатывает лёгкость, подвижность голоса. Попевка удобна для задания «пение по цепочке», когда ребенок, спев музыкальную фразу, как бы передает песню товарищу, эта попевка служит хорошим упражнением в игре на металлофоне.
Русская народная песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: травушка - муравушка, трава шелковая, зимушка - зима, Ванечка - дружок, девицы - красавицы, ходила младешенька по борочку, брала, брала ягоду земляничку, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой. Дети отмечают, что в припевках русских песен часто встречаются слова «люли - люли».
Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова коромысел, грать, сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы. В средней группе дети знакомились с хороводной игрой «Кто у нас хороший?». Я спросила, кто понимает слово «пригожий», и Саша быстро нашелся: « Это значит - очень хорошенький».
Стараюсь знакомить детей с песнями различного характера – лирическими, хороводными, шуточными.
Дети подготовительной группы очень любят русскую народную шуточную песню «Пошла млада за водой» в обработке В. Агафонникова и исполняют её с большой выразительностью;
Пошла млада за водой,
Коромысел золотой.
Коромысел золотой,
Ведерки дубовые.
Мелодия песни достаточно сложна, и, добиваясь чистого её воспроизведения, предлагаю детям прохлопать ритмический рисунок, пропеть мелодию на слог «ля», вызываю для индивидуального пения тех, кто хорошо поет. В дальнейшем инсценируется, интересно оформляется. Вносятся элементы русского костюма двум ведущим детям, деревянные расписные ведра и коромысло, гусли.
Глубокое впечатление производит на детей песня «Зимушка - зима» в обработке Ан. Александрова:
Уж ты зимушка - зима,
Зима снежная пришла.
Зима снежная пришла,
Все дороги замела,
Все дороги и пути,
Ни проехать, ни пройти.
Канительный характер песни помогает развитию дыхания детей. Выразительное музыкальное заключение дополняет общее настроение и музыкальный образ песни.
Чтобы интерес к песне не ослабевал, использую различные методические приемы, которые к тому же помогают мне лучше узнать индивидуальные возможности детей.
В старшую и подготовительную группы загадывать музыкальные загадки приходят русские народные деревянные игрушки - Матрешка и Ванька -Встанька. Я или кто-нибудь из детей водят игрушку, воспроизводя ритмический рисунок песни или потешки. Дети внимательно, с интересом слушают и бывают очень рады, если узнают и правильно называют песни или потешки. Предлагаю спеть индивидуально или хором песню, всем вместе повторять за игрушкой ритмический рисунок, хлопая в ладоши.
В группе у детей есть необходимые иллюстрации, игрушки, детские музыкальные и ударные инструменты для самостоятельной музыкальной деятельности. Наблюдая за детьми во время свободных игр, мы с воспитателями видели их попытки инсценировать песни, создавать несложные пляски под плясовые «Ах вы, сени», «Калинка», желание подбирать любимые мелодии на металлофоне. В середине года в подготовительной группе был организован музыкальный вечер «Русская песня». Я рассказала о любви русского народа к песне, о том, что с песней и на работу шли, и праздник встречали, о том, что русскую песню знают и любят во всем мире. Напомнила детям пословицы, в которых народ выразил свое отношение к песне: «Где песня льется, там легче живется», «Весело поется, весело и прядется». Дети называли свои любимые песни, пели, играли их на металлофоне, слушали песни в исполнении взрослых. Под хороводную песню хоровод водили, под игровую песню провели игру.
Игры с пением имеют важное значение в музыкальном воспитании детей: развивают устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движением. Игры с пением могут проводиться без музыкального сопровождения вне музыкальных занятий под руководством воспитателя. Важно бывает создать соответствующую обстановку, оформить игру интересными атрибутами. Для проведения игры «Кто у нас хороший» вносим домик, расписанный в русском стиле, кокошник девочке, шапку и игрушечную лошадку мальчику. Перед игрой «У медведя во бору» дети наряжаются, надевают платочки, берут туески, корзиночки, мальчик, который будет играть роль медведя, надевает костюм.
Репетиции оркестра русских народных ударных инструментов - одно из любимых занятий детей по вечерам. В репертуаре оркестра народные мелодии «Ах вы, сени», «Я рассею свое горе», танец с ложками.
Большая работа с русским народным материалом вылилась в развлечение «Как на нашей улице» для старших групп.
На педсовете было оговорено оформление зала, атрибутов. На центральной стене решили изобразить деревенскую улицу с избами, низкими плетнями, белоствольными березами, ведущую и детей - нарядить в яркие русские костюмы.
Надо было продумать роль ведущей, манеру её поведения, речь, обращенную к детям. Дети ждали этот праздник. И вот наступил долгожданный вечер. Ведущая Василиса приветливо, с поклоном их встретила: «Здравствуйте, ребятушки, рада вам, давно вас поджидаю на нашей широкой улице с березами белыми, избами высокими. Вас поджидаю, песню напеваю». Василиса пела, танцевала, загадывала детям загадки. Красны девицы хороводы водили, а добры молодцы затеяли молодецкие игры - силой мерились, силой хвастались. Прошлась по улице молодушка с речки с полными ведрами. Шутники состязались, кто кого переговорит. Выходил ленивый Тит с большой ложкой. Выступали ложкари, плясали кадриль, потом и вся улица в пляс пошла. Дети долго вспоминали этот праздник, выступали с самыми интересными номерами перед младшими детьми.
Русская песня и слово хорошо вписываются в любой детский утренник.
Овчинникова Л.В.
|