«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями народов России» |
Фольклор | |||
Автор: Буянкина Марина Николаевна Янченко Полина Петровна Загибалова Алена Сергеевна | |||
09.08.2022 17:48 | |||
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями народов России» Аннотация к статье: сообщение из опыта работы, о мероприятиях, позволяющих познакомить детей с народными промыслами – плетение Чичковского коврика, создание орнамента на Эвенкийском коврике — Кумалан, совместная деятельность родителей и детей, выполнение птички счастья из джута. С целью воспитания любви и уважения к России, к своему народу; проявления интереса к народному слову и народным обычаям, промыслам. Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли, С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества-промысел. Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое. Идущий год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Сотрудники библиотеки приготовили для нас мастер-класс: «Плетение чичковского коврика». В Иркутской области Усть-Удинского района есть село Чичково, где очень давно зародился промысел — плетение ковров. Сейчас этот вид творчества возрождается последователями, учениками этого вида искусства. Одной из последователей стала тетя, Фоминой Татьяны Сергеевны. Она до сих пор занимается эти творческим делом и тем самым сохранила и донесла до нашего поколения объект нематериального культурного наследия!
Татьяна Сергеевна рассказала и показала презентацию о «Радуге под ногами». Давным давно наши предки не хотели расставаться со своими старыми, поношенными вещами, и придумали для них вторую «жизнь». Они разрезали старые вещи на полоски (дранки) и сплетали их в одну композицию. Формы половичков-ковриков были разные, но в основном в форме круга, и это неслучайно, так как круг символизирует солнце, а значит добро, свет, тепло- начало всему живому. Готовое изделие хранит в себе частичку членов семьи, например эта зеленая полоска от бабушкиного платка, а желтая от маминой кофты…как будто вплетается семейная история. Мы с ребятами пришли с готовыми, уже нарезанными полосками, чтобы научиться технике исполнения этого изделия. Для начала дети выбрали по три ленты, понравившегося цвета. Затем скрепили их узелком и начали плести косичку. Не сразу у детей пошло дело, здесь нужна была сноровка, терпение и желание. Как говорится в пословице: «Терпение и труд все перетрут», и наши ребятки приноровились к хитрому переплетению лент. У всех получились цветные и ровные косички, которые нужно было скатать в круг. Сначала мы приложили их в общий круг, чтобы показать, какой коврик может быть большой, но потом все дети захотели забрать свои косички домой и с родителями доделать его, до завершения изделия нужно прихватить ниткой по краям, чтобы коврик держал форму круга. Мы уверены, что все доделают свои коврики дома, а может это увлекательное занятие превратится в семейное хобби или перерастет в традицию?! Следующая встреча, оказалась такой же познавательной. Для нас приготовили мастер-класс по ознакомлению с культурой Эвенкийского народа – изготовление коврика Кумалана, Так называли коврики, сшитые из двух головных шкур оленя или лося. В основном коврики были круглой формы, изготавливали в технике меховой мозаики, края изделий декорировали кожаной или тканевой каймой. Эвенкийские мастерицы использовали кусочки меха рыси, лисицы, медведя. Узоры на кумалане в основном были взяты из окружающей природы: рога оленя, следы зверя, жилые дома (чумики), элементы растительности. Кумаланы считались показателем достатка и благополучия в семье, были частью приданого невесты. Эвенкийские шаманы использовали их практически во всех обрядах. Сейчас кумаланы встретить можно только в музеях. Получив познавательную информацию о кумалане, ребята с большим интересом приступили к выполнению орнамента на своих бумажных ковриках. Дети вырезали по трафарету оленя, геометрические фигуры, с помощью аппликации расположили узор на прямоугольном листе бумаги, по краю украсили бахромой. Мы благодарны Фоминой Т.С и Тихамировой Е.И за познавательные мастер-классы и ждем новых встреч в любимой библиотеке. В продолжении знакомства с традициями народов России, в группе был организован мастер-класс для родителей и детей по изготовлению игрушки-оберега «Птица счастья». Издавна куклы (игрушки) — обереги предназначались для защиты людей от влияния злых сил. Их изготавливали без применения ножниц и иголки. По народным поверьям кукла без лица считалась, недоступной для вселения в неё злых сил, а значит и безвредной для ребёнка. А птичек изготавливали ранней весной – ими украшали дома, ветви деревьев и костюмы. Дети и родители с большим интересом слушали о значении данного оберега в ходе создания «Птицы счастья». Мастер-классы позволяют родителям открыть в себе творческие задатки и провести время с детьми в совместной практической деятельности. В дальнейшем это положительно влияет на развитие творческих способностей дошкольников на занятиях и в самостоятельной деятельности. Все участники этого увлекательного процесса остались довольны и счастливы. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей очень ценно и традиционно в практике дошкольного образования.
|