ПРОВЕДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА |
Фольклор | |||
Автор: Малеева Александра Романовна | |||
07.08.2022 09:44 | |||
ПРОВЕДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА Малеева Александра Романовна, музыкальный руководитель Частное дошкольное образовательное учреждение "Православный детский сад "Покровский" г. Белгород, Белгородской и Старооскольской епархии" Аннотация: В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема использования материалов русского фольклора на занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Сохранение памяти, культурного наследия нашей Родины –это задача каждого гражданина, а задача педагога – научить, привить любовь, использовать материал, в данном случае, русского фольклора в своих занятиях для детей дошкольного возраста. Многие музыкальные руководители сталкиваются с проблемой подбора материала для проведения своих занятий. Цель данной работы показать важность использования фольклорного наследия в развитии детей дошкольного периода. Ключевые слова: русский фольклор, музыка, дети дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема формирования у детей дошкольного возраста культурных и исторических основ личности, привитие ребенку любви к Родине, ее истории и культуре. Чем раньше начнется такое воспитание ребенка, тем будет большей вероятность воспитать патриотичного гражданина нашей страны [3]. Сохранение памяти, культурного наследия нашей Родины – это задача каждого гражданина, а задача педагога – научить, привить любовь, использовать материал, в данном случае, русского фольклора в своих занятиях для детей дошкольного возраста. Необходимость нравственного, патриотического воспитания в нашей стране подчеркивается и с законодательной стороны. Цель данной работы показать важность использования фольклорного наследия в развитии детей дошкольного периода. Проблемами дошкольного образования детей, приобщения их народной культуре занимались многие исследователи, написаны диссертации. Среди всего многообразия литературы, считаем необходимым отметить следующие диссертационные работы, выполненные кандидатами педагогических наук: «Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста» –Боронина Е.Г., «Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности в детском саду» – работа Скопцовой Т.В., «Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой» – Бабынина Т.Ф. и так далее. Русское народное творчество – одно из действенных и ярких средств всестороннего развития ребенка. Истоки этого творчества уходят своими корнями в далекую древность. Многочисленные жанры фольклора повторялись и передавались из уст в уста, из поколения в поколение [2]. Не случайно во всех странах мира народному творчеству отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранение и укрепление национальной культуры. Русский фольклор — кладезь народной мудрости: пословицы, поговорки, загадки, считалки, песенки, потешки, небылицы— всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе дошкольных образовательных учреждений. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора — это знакомство с народной культурой, приобщение к русским ценностям. В музыкальном фольклоре неразрывно связана музыка, пение, движение, поэзия, а еще игра на музыкальных инструментах. Очень интересны и полезны для малышей народные пальчиковые игры. Общеизвестно, что развитие речи и интеллекта находится в прямой зависимости от сформированности мелкой моторики. Поэтому пальчиковым играм уделяется большое место на музыкальных занятиях. Вашему вниманию я хочу представить несколько таких игр: Ай-та-та, тата, тата (ритмично хлопаем) Пожалуйте решета – (растопыриваем пальцы обеих рук, кладем одну ладошку на другую, что бы из пальчиков получилось «решето») Мучки просеять, (сыпем «муку») Пирожки затеять. (лепим «пирожки») Скачет зайка косой (правая рука изображает «зайчика») Под высокой сосной, (левая рука выполняет движение «Фонарик») Под другою сосной (правая рука выполняет движение «Фонарик») Скачет зайка второй. (левая рука изображает «зайчика») Данную игру можно усложнить, если руки ребенка будут одновременно выполнять разные движения. Слушание русской народной музыки благотворно влияет на эмоциональное развитие ребенка. Русское народное творчество отличается яркой импровизационностью, что дает большой простор для детской фантазии. Во время слушания русской колыбельной «Котя, котенька-коток» можно раздать детям куклы и попросить их бережно укачать. После того как ребята выполнят задание, произносится потешка. Вышло солнышко на небо – После этого под русскую народную мелодию «Барыня» деткам предлагается научить куколок танцевать. Широко используется народная музыка в обучении детей народным танцам и хороводам. Мелодии русской музыки просты, логичны, в них ярко выражена фразировка. Все это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения. Под русскую народную песню «Ой, сад во дворе» хорошо знакомить детей старшего дошкольного возраста с хороводными элементами (круг, «улиточка», «змейка») учить перестроениям ( «воротца», «колонна», «карусель») Исполнение каждого орнаментального хоровода отличается строгостью формы и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. Пение – доступный и любимый детьми вид деятельности. Русская народная песня развивает у дошкольников музыкальный слух, память и чувство ритма, вызывает эмоциональный отклик [4]. Звучность, ритмичность, занимательность песенок-потешек привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что способствует развитию речи [5]. А еще такие песни хороши тем, что их можно инсценировать. Так например в песенку «Чики-чикалочки» можно ввести водящего, который будет скакать на деревянной лошадке, а при исполнении песенки «Три синички» можно использовать тряпичные куколки. Основной вид деятельности дошкольника – это конечно игра. Именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка: в движении, в общении, самореализации, свободе и самостоятельности. Через русские народные игры воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать сообща. Интересна игра «Перевертушки». Дети стоят стоят покругу парами, лицом друг к другу. Произносят слова и ударяют другу ладошки ладошками: Туш-ки, ту-туш-ки, Перевертушки! – Быстро оборачиваются вокруг себя на 180 градусов и продолжают действия с новой парой. В процессе игры ритм ускоряется. Хороша русская игра «Пирог». Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют: Да экий он высоконький. Во время пения, при словах «высоконький» — поднимают руки вверх, «широконький» — разводят в стороны, «мяконький» — гладят по животу. Сразу после слов «Режь, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а проигравший остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая больше «пирогов». Игра на русских музыкальных инструментах чрезвычайно привлекает дошкольников. Такая деятельность помогает детям раскрыть творческий потенциал, обогащает музыкальные впечатления, прививает любовь к музыке [1]. В завершении следует отметить, что используя средства музыкального фольклора, мы создаем благоприятные условия для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, воспитываем в детях приемников наших традиций, развиваем их физически, эмоционально и духовно. Литература
|